Что такое аэропортовые сборы?

Приложение N 1. Перечень и правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации

Перечень и правила
формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации
(утв. приказом Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 241)

С изменениями и дополнениями от:

22 июля 2013 г., 6 февраля 2017 г.

I. Общие положения

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 1.1 изложен в новой редакции

1.1. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах, воздушном пространстве Российской Федерации и над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации (далее — воздушное пространство Российской Федерации), воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, или граждан Российской Федерации, пользующихся услугами на маршрутах и/или в аэропортах (далее — потребители).

1.2. Услуги, за предоставление которых взимаются аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов включают мероприятия, предусмотренные федеральными авиационными правилами и федеральными правилами использования воздушного пространства.

1.3. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации ГА), на основании сертификатов и лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 1.4 внесены изменения

1.4. Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий, районов контролируемых гражданских аэродромов.

1.5. Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и в аэропортах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 1.6 изложен в новой редакции

1.6. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения устанавливаются едиными для полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса А и класса С на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях.

Информация об изменениях:

1.8. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районах аэродромов устанавливаются для каждого аэродрома Российской Федерации отдельно.

1.9. Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно.

1.10. Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание, цены на материально-технические ресурсы, а также понижающие коэффициенты, применяемые организациями ГА в соответствии с пунктами 2 и 8 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, регистрируются и/или публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.11. Организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы.

1.12. В случае, если обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации обеспечивается двумя и более организациями ГА аэронавигационные, аэропортовые сборы и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов устанавливаются для каждой организации ГА отдельно — за предоставление соответствующих услуг (мероприятий).

1.13. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание взимаются только за предоставляемые потребителям услуги или операции.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 1.14 внесены изменения

1.14. В случае, если потребитель самостоятельно или через уполномоченную организацию и в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет отдельные операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, то организация ГА, предоставляющая все операции, включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, взимающая предусмотренный настоящими Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации аэронавигационный, аэропортовый сбор или тариф за наземное обслуживание (далее — базовый сбор (тариф) дополнительно к базовому сбору (тарифу) утверждает сбор (тариф), включающий только предоставляемые потребителю операции.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 1.15 внесены изменения

1.15. Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание могут устанавливаться и взиматься за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации дифференцированно для воздушных судов, осуществляющих внутренние и международные перевозки.

II. Аэронавигационные сборы

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 2.1 изложен в новой редакции

2.1. Сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 6 февраля 2017 г. N 34 в пункт 2.1.1 внесены изменения

2.1.1. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса А и класса С на воздушных трассах, маршрутах зональной навигации и местных воздушных линиях и на этапе подготовки к полету, включая выполнение следующих услуг:

организацию воздушного движения;

планирование и координирование использования воздушного пространства;

предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;

аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;

передачу экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке;

обеспечение функционирования органов обслуживания воздушного движения на запасных аэродромах;

обеспечение дежурств поисково-спасательных воздушных судов и их экипажей;

сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации, в том числе в электронном виде.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 в пункт 2.1.2 внесены изменения

2.1.2. Ставки сбора устанавливаются на 100 километров расстояния, рассчитанного по ортодромии по маршруту полета воздушного судна (на 100 самолето-километров), для воздушных судов с максимальной взлетной массой:

до 2 тонн включительно;

свыше 2 тонн до 5 тонн включительно;

свыше 5 тонн до 20 тонн включительно;

свыше 20 тонн до 50 тонн включительно;

свыше 50 тонн до 100 тонн включительно;

свыше 100 тонн до 200 тонн включительно;

свыше 200 тонн до 300 тонн включительно;

свыше 300 тонн до 400 тонн включительно;

В стоимостную основу ставок сбора включаются затраты на обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве класса G вне границ районов аэродромов и не включаются затраты, связанные с аэронавигационным обслуживанием в районе аэродрома.

В стоимостную основу ставок сбора не включаются затраты, связанные с аэронавигационным обслуживанием в районе аэродрома.

2.1.3. Сбор определяется на основе установленной ставки и расстояния, рассчитанного по ортодромии между контрольной точкой аэродрома (КТА) вылета воздушного судна на территории Российской Федерации или точкой входа воздушного судна в район обслуживания воздушного движения Российской Федерации и контрольной точкой аэродрома (КТА) посадки воздушного судна на территории Российской Федерации или точкой выхода воздушного судна из района обслуживания воздушного движения Российской Федерации.

Ставка сбора определяется в соответствии с максимальной взлетной массой типа воздушного судна или его модификации.

2.1.4. В целях определения сбора расстояние, рассчитанное по ортодромии по маршруту полета воздушного судна, уменьшается на 20 километров при производстве посадки и округляется до сотен километров в большую сторону.

Информация об изменениях:

2.3. Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 22 июля 2013 г. N 254 пункт 2.3.1 изложен в новой редакции

2.3.1. Сбор устанавливается за аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на контролируемый аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона; при вылете с контролируемого аэродрома (аэроузла) на этапах руления от перрона, взлета и набора высоты до выхода на маршрут обслуживания воздушного движения, а также руление на перроне (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией), включая выполнение следующих услуг:

организацию воздушного движения;

планирование и координирование использования воздушного пространства, включая рассылку сообщений, поступивших в органы ОВД и связанных с выполнением полета, в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов;

предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;

предоставление услуги обслуживания вылета «Деливери» (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией);

аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;

передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке, включая передачу условий выхода с аэродрома;

обеспечение дежурств поисково-спасательных воздушных судов и экипажей.

В стоимостную основу сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома включаются затраты на обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве класса G в пределах границ района аэродрома.

При выполнении обеспеченных диспетчерским обслуживанием полетов воздушных судов с посадочной площадки, расположенной в пределах границ района контролируемого аэродрома, сбор за аэронавигационное обслуживание взимается по ставке, установленной для аэродрома, в пределах границ которого расположена соответствующая посадочная площадка.

Читайте также  Что делать если в аэропорту не получили свой багаж?

В пунктах посадки и вылета, не обеспеченных диспетчерским обслуживанием, сбор не устанавливается и не применяется.

По индивидуальному запросу пользователя воздушного пространства, осуществляющего использование воздушного пространства класса G, кроме полетного-информационного обслуживания и аварийного оповещения по соглашению сторон могут предоставляться дополнительные услуги в соответствии с перечнем и нормами, определенными Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства, утвержденным приказом Минтранса России от 9 июля 2012 г. N 208 (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2012 г., регистрационный N 25601).

2.3.2. Ставка сбора устанавливается на одну тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. Ставка сбора применяется в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна со следующими коэффициентами:

воздушные суда до пяти тонн включительно — 0,25;

воздушные суда свыше пяти тонн до 12 тонн включительно — 0,5;

самолеты свыше 12 тонн — 1,0;

вертолеты свыше 12 тонн — 0,5.

2.3.3. Сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы гражданского воздушного судна, указанной в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна, с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов. При обслуживании полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации сбор определяется на основе установленной ставки и максимальной взлетной массы типа или модификации обслуживаемого воздушного судна с учетом коэффициентов, применяемых по группам воздушных судов.

2.3.4. При использовании аэродромов, эксплуатирующихся с ограничениями по максимальной взлетной массе, для воздушных судов, имеющих максимальную взлетную массу, превышающую допустимую для конкретного аэродрома, при определении сбора применяется взлетная масса, допустимая для взлетно-посадочной полосы аэродрома с максимальными характеристиками, опубликованная в сборниках аэронавигационной информации (в инструкции по производству полетов).

Сборы при покупке авиабилетов в 2021 году

Авиапассажиры, которые пользуются услугами российских и иностранных компаний, могут заметить, что при бронировании билета цена выставляется одна, а при оплате появляется другая сумма. Это связанно с тем, что изначально перевозчики не включают в стоимость авиабилета сбор за его оформление. Разобраться иногда в таких финансовых премудростях сложно, но всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Каждая компания предоставляет ряд услуг, связанных с покупкой билетов на прямые, регулярные или чартерные рейсы. Важно обращать внимание на тариф, размеры дополнительных сборов, чтобы потом не предъявлять претензии авиакомпании.

Билет на самолёт: составляющие и цены

При покупке авиабилета каждому пассажиру нужно обратить внимание на:

  • тариф;
  • сервисный сбор;
  • сборы аэропорта, местные налоги, топливные сборы.

Такая расшифровка авиабилетов помогает узнать, почему при бронировании на мониторе появляется одна сумма, а при оплате – другая.

Смотрите в видео: от чего зависят цены на билеты.

Тарифы

Это стоимость перевозки по конкретному маршруту. Именно за перелёт авиакомпания получает деньги, предоставляя услуги перевозки пассажиров.

Виды тарифов на авиабилеты:

  • эконом-класс;
  • первый класс;
  • бизнес-класс;
  • полёты «туда и обратно»;
  • рейсы с пересадками;
  • полёты с пересадками, которые длятся больше суток (стоповеры).

Тарифы устанавливает сам перевозчик, из-за этого по одному и тому же направлению действуют разные цены.

Факторы, влияющие на тарифы:

  • сезон;
  • ценовая политика компании;
  • конкуренция по маршруту;
  • спрос на рейсы;
  • услуги: возврат, выбор места, багаж, ручная кладь.

Не влияет на размер тарифа место покупки билетов, дата вылета, количество пассажиров, которые зарегистрировались на рейс. Авиаперевозчики имеют право самостоятельно менять расценки, поскольку это зависит от колебания валют и повышения уровня конкуренции.

Сумма тарифа обычно меньше 50% от общей стоимости, которую обязан заплатить каждый пассажир. К выбранному тарифу добавляются наценка за оформление, комиссия, налоги, таксы, которые выставляет туристическое агентство или другая фирма-посредник.

Тариф всегда фиксированный, его не могут повысить аэропорты и туркомпании, только авиаперевозчик в праве изменить расценки

Сборы

Именно они составляют большую часть стоимости билета. Не все пассажиры знают, что такое сервисный сбор и какие виды его существуют.

Таксы или сборы каждая авиакомпания платит аэропортам, где базируются самолёты, которые обслуживают их рейсы. Также это налоги, которые нужно заплатить государствам за пролёт над их территориями, за обслуживание авиапассажиров. В таксы включена компенсационная ставка за топливо.

Полная стоимость авиабилета выплачивается пассажирами перевозчикам, которые потом распределяют суммы аэропортам, налоговым органам и другим структурам.

Типы сборов и их размер

При покупке билетов указываются разные виды таксы, в которых пассажиры обычно не разбираются. А зря. Ведь это цена, которую приходится платить каждому человеку, который покупает документ на перелёт в нужном направлении.

Топливный сбор

Обозначается латинскими буквами YQ. Топливный сбор в авиабилетах – компенсационная такса за стоимость тонны авиатоплива, которая постоянно растёт. Это такой способ дополнительного дохода, который не делится ни с кем. Поступления от этого вида сбора остаются на счёте авиакомпании. Размер таксы зависит от дальности перелёта, маршрута, рейса.

Тарифы и сборы указаны на электронном билете

Сервисный сбор

Пассажиры платят этот вид комиссии за бронирование. Перевозчики выбирают системы для обслуживания своих клиентов, а потом возвращают сборы за каждый оформленный сегмент полёта. Обозначается буквами YR.

Другие сборы

Компании платят множество мелких налогов:

  • за обслуживание и безопасность пассажиров;
  • за обслуживание самолётов в аэрохабах;
  • за предоставление аэронавигационных услуг диспетчеров;
  • за оформление билетов в бумажном виде.

Отдельно существуют сборы агентств, которые помогают приобрести билеты пассажирам. Сумма такой комиссии обычно не превышает 200 руб., хотя авиакомпании вправе устанавливать свои налоги на продажу билетов через кассы или агентства.

Таблица: сервисные сборы разных авиакомпаний

Название авиакомпании Сборы за оформление бронирования при покупке билетов в кассе
По РФ За рубеж
Аэрофлот 800 рублей 25 евро
ЮТэйр 1000 рублей 15 евро
Победа 400-500 рублей 10 евро/10 долларов/40 дирхам в зависимости от направления
AirBaltic 15 евро
Alitalia 10 евро
S7 От 100 рублей в зависимости от направления От 5 евро в зависимости от направления

Можно ли вернуть сбор после обмена или возврата авиабилетов

Вернуть деньги можно, всё зависит от типа билета. Нельзя вернуть деньги за акционные и недорогие билеты в эконом-классе. Стоимость дорогих проездных документов возмещают полностью или частично.

Смотрите в видео: как и где лучше купить дешевые авиабилеты в 2021 году.

Вопрос-ответ

Можно ли вернуть билет, купленный в интернете, и получить назад деньги

Возвращать электронный билет надо только на сайте авиакомпании. Для этого нужно выбрать функцию «вернуть проездной билет», ввести запрашиваемую информацию. Размер кассового сбора за онлайн-документ зависит от тарификации авиаперевозчика и условий оформления билета.

Где искать правила тарифа

Перед оплатой пассажиры обязаны читать требования, которые к своему клиенту выдвигает авиакомпания. При бронировании билета маршрут-квитанция приходит на почту. В этом документе указывается, можно ли обменять билет на другую дату, вернуть сбор, в какие сроки это необходимо сделать.

Найти условия возврата можно в правилах пользования тарифами, где есть раздел о возврате и обмене проездных билетов на самолёт.

Что такое аэропортовые сборы?

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

  • распечатать бланк заказа или маршрутной квитанции,
  • заказать звонок оператора и т.п.,
  • посмотреть историю заказов.

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

Направляя сотрудника в командировку, организация гарантирует ему сохранение должности и среднего заработка. Кроме того, она должна компенсировать расходы, связанные с деловой поездкой: эта норма регулируется ст. 167 ТК РФ.

Что такое суточные и чем они отличаются от командировочных?

Разберемся в терминах:

  • Командировочные предназначены для оплаты базовых потребностей: проживания и проезда. За эти расходы работник должен отчитаться и подтвердить их документально (подойдут квитанции из отеля и чеки об оплате транспорта).
  • Суточные нужны, чтобы компенсировать дополнительные траты: сюда относятся любые платежи, не согласованные с работодателем заранее. Сотрудник может распоряжаться суточными по своему усмотрению — сдавать по ним бухгалтерские отчеты не нужно.

Законом установлено, что возмещение расходов должно производиться авансом. На это прямо указывает Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. И хотя единых правил о сроках выплаты не существует, компания может установить их самостоятельно и закрепить во внутренних актах. Например, в положении о командировках допустимо указать не только период, но и конкретный способ зачисления аванса: наличными или переводом на банковскую карту.

Важно помнить, что суточные положены сотруднику за каждый день пребывания в деловой поездке — включая праздники и выходные дни.

Если работник живет недалеко от города командирования и имеет возможность ежедневно возвращаться домой, выплата суточных не предусмотрена. Целесообразность такого возвращения определяется работодателем в индивидуальном порядке и может зависеть от транспортных условий и характера работы.

Как отчитаться об использовании суточных в командировке

Согласно п. 3 ст. 217 НКРФ, суточные расходы не требуют документального подтверждения — в отличие от командировочных. Соответственно, работник вообще не должен аргументировать второстепенные траты, который совершил во время деловой поездки.

Однако суточные придется включить в авансовый отчёт — это понадобится, чтобы обосновать затраты на командировку в налоговом и бухгалтерском учётах.

Размер суточных в командировках по России и за границу

Законом размер суточных не ограничен (исключение — служащие госучреждений). Руководители частных компаний определяют этот параметр самостоятельно. Установленную величину необходимо зафиксировать во внутренних нормативных документах — например, в коллективном договоре.

Читайте также  Как добраться из аэропорта Стамбула до автовокзала?

Рекомендуем учитывать, что п. 1 ст. 217 НК РФ предусматривает максимальные размеры суточных, которые не облагаются НДФЛ. А именно:

  • до 700 ₽ за каждый день командировки на территории России
  • до 2500 ₽ за каждый день командировки в других странах

Также приводим статьи расходов, которые организация обязана возместить в случае зарубежной командировки:

  • оформление виз и загранпаспорта
  • консульские и аэропортовые сборы
  • оплата въезда или транзита для автотранспорта
  • оформление страхового медицинского полиса
  • другие обязательные платежи

Отличия для бюджетных и коммерческих организаций

Как было сказано выше, коммерческая структура вправе сама нормировать суточные и определять сумму, начисляемую работникам.

Единый порядок для федеральных учреждений назначен Правительством (постановление от 02.10.2002 № 729) и составляет 100 ₽ за каждый день пребывания в командировке. Суточные в увеличенном объеме положены руководителю только в том случае, когда деятельность компании определена как приносящая доход, либо за счет экономии средств из бюджета.

Выплата суточных за дни, проведенные в дороге

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 168 ТК РФ, работодатель компенсирует расходы за каждый из следующих периодов:

  • за все будние дни в командировке
  • за выходные и государственные праздники
  • за дни, на которые целиком или частично выпала дорога к месту командирования и обратно, сюда же относятся периоды вынужденных остановок

Предположим, сотрудник отправился в деловую поездку в воскресенье, а вернулся в следующую субботу. В этом случае ему положены суточные за семь дней — пять будних и два выходных.

Нормы суточных в 2021 году

На сегодняшний день процедура расчета суточных остается без изменений по сравнению с прошлым годом.

Однако стоит отметить, что недавно было введено новое понятие: курортный сбор. Теперь работникам, которые в соответствии со своими должностными обязанностями находятся на территории «курортных» регионов РФ более суток, выплачивается дополнительная компенсация.

Считают сбор по следующей формуле:

Количество дней проживания, за исключением дня заезда
×
размер курортного сбора

Порядок возмещения командированному этой суммы разъясняется в Письме Минфина России от 16.07.2018 N 23-01-06/49454.

* Данная статья носит информационный характер и может не совпадать с мнением государственных органов и мнением читателей статьи. ООО «НТТ» не несет ответственность за решения, принятые на основе информации, представленной в статье.

Еще можно почитать

Туту Командировки — удобный и прозрачный сервис организации служебных поездок. Подробнее

Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме

19. НАЛОГИ, ПОШЛИНЫ И ДРУГИЕ НАЧИСЛЕНИЯ, АЭРОПОРТОВЫЕ СБОРЫ

В соответствии с рекомендациями ВТО туристы не должны облагаться налогами, сборами, пошлинами при въезде-выезде, кроме таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость по определенным товарам и их количеству.

Если определенные налоги и специфические сборы не могут быть отменены в силу того, что они вносятся на содержание и улуч­шение оборудования и инфраструктуры туризма, то целесообраз­но их включать в косвенное налогообложение, в сборы с пасса­жиров, стоимость билетов.

ИКАО выпускает аналогичные рекомендации, в которых от­мечено, что «следует включать сборы в аэропортах в стоимость, а не собирать валюту лично с пассажиров при входе в аэропорт, что особенно болезненно воспринимается туристами на пути воз­вращения домой».

Но пока на практике все по-иному. В большинстве междуна­родных аэропортов мира установлены сборы с вылетающих за гра­ницу своих и иностранных туристов. В отдельных странах также действуют аэропортовые сборы и на внутренних линиях, величи­на которых для иностранных туристов колеблется в пределах от 10 до 35 долл. США (табл. 19.1).

Таблица 19.1 СПИСОК государств, в которых взимается аэропортовый сбор 1

Название страны Валюта страны Сумма сбора
Австралия AUD 27
Албания USD 10
Антигуа и Барбуда USD 8
Аргентина USD 13
Афганистан AFA 200
Багамы BSD 15
Бангладеш BBD 25
Бермуды BMD 15
Бахрейн BHD 3
Боливия USD 3
Бразилия USD 18
Бруней BND 12
Бурунди USD 20
Бутан BTN 100
Вануату VUV 200
Венесуэла VEB 1000
Вьетнам USD 8
Гаити USD 25
Гамбия USD 20
Гана GHC 8000
Гватемала GTO 50
Гондурас USD 10
Гонконг HKD 50
Гренада XCD 25
Греция GDR 6000
Доминиканская Республика USD 10
Египет EGP 21
Замбия USD 20
Зимбабве USD 20
Индонезия 1DR 1000
Иордания JCD 10
Ирак IQD 2000
Иран IRR 70
Йемен YER 100
Каймановы острова USD 10
Камерун XAF 5000
Канада USD 15
Кения USD 20
Кирибати AUD 10
Китай CNY 90
Колумбия USD 17
Коста-Рика UDS 31
Кот-де-Вуар XOF 5000
Куба USD 12
Лесото LSL 20
Либерия USD 20
Ливия LYD 3
Мьянма USD 6
Мавритания MRO 860
Маврикий MUR 100
Мадагаскар FRF 100
Малави USD 20
Малайзия MYR 20
Мексика USD 12
Монтсеррат USD 10
Мозамбик USD 20
Науру AUD 10
Непал NPR 700
Никарагуа USD 2
Нигерия USD 35
Новая Зеландия NZD 20
Омар OMR 3
Пакистан PKR 400
Панама USD 20
Папуа Н.Гвинея PGK 15
Парагвай USD 15
Перу USD 18
Сальвадор USD 17
Сайта Лючия XCD 27
Сан-Томе USD 20
Свазиленд SZL 20
Сейнт Киттс-Невис USD 10
Сингапур SGD 15
Сирия SYP 200
Сомали USD 20
Судан SDD 500
Суринам USD 5
Сьерра Леоне USD 20
Остров Тайвань (Республика Китай) TWD 300
Таиланд THB 200
Танзания USD 20
Тонга TOP 10
Тринидад и Тобаго TTD 75
Тунис TND 45
Уганда USD 20
Уругвай USD 12
Фиджи FJD 20
Филиппины PHP 510
Центральная Африканская Республика XAF 2000
Чад XAF 2000
Чили USD 12
Шри-Ланка LKR 500
Эквадор USD 25
Эстония USD 10
Югославия YUG 15
Южная Корея KRW 8000
Ямайка JMD 400
Япония JPY 2000

1 Если в списке отсутствует интересующая Вас страна, значит аэропор­товый сбор в ней не взимается.

Также следует учитывать, что периодически размер аэропор­тового сбора меняется.

Ожидается, что в ближайшее время такие сборы могут быть введены в ряде аэропортов Российской Федерации на рейсы рос­сийских авиакомпаний. Полученные средства пойдут на развитие инфраструктуры аэропортов, в том числе улучшение состояния пограничных, таможенных и иных служб, что должно сократить время прохождения туристских формальностей на границе.

Многие иностранные авиакомпании заявили, что будут сами платить за туристов этот сбор, исходя из общей стоимости билета.

В некоторых странах местные администрации издали поста­новления, как правило, имеющие названия «Об упорядочении де­ятельности юридических и гражданских лиц, занимающихся ту­ристской, экскурсионной, альпинистской и охотнической деятель­ностью на данной территории», в соответствии с которыми местные органы власти взимают плату со всех граждан, посещающих дан­ную территорию. Конечно, это несколько напоминает сбор дани «на ремонт Провала» небезызвестного Остапа Бендера, но прак­тика получать деньги на пустом месте, собирая с каждого туриста по 10-20 долл. США, к сожалению, расширяется.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Ставки сборов

Федеральной службы по тарифам

от 29 апреля 2015 г. N 130-т/4

СБОРА ЗА АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ВОЗДУШНЫХ

ТРАССАХ ИНОСТРАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФАС России от 07.05.2018 N 580/18)

N п/п Максимальная взлетная масса воздушного судна, тонны Ставки сбора за 100 км ортодромического расстояния, долл. США
1 до 2 11,1
2 свыше 2 до 5 включительно 17,1
3 свыше 5 до 20 включительно 31,7
4 свыше 20 до 50 включительно 74,1
5 свыше 50 до 100 включительно 99,8
6 свыше 100 до 200 включительно 123,9
7 свыше 200 до 300 включительно 128,5
8 свыше 300 до 400 включительно 131,5
9 свыше 400 134,6

Федеральной службы по тарифам

от 29 апреля 2015 г. N 130-т/4

СБОРА ЗА АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

НА МАРШРУТАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ

(КРОМЕ БЕСПОСАДОЧНЫХ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА)

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФАС России от 07.05.2018 N 580/18)

N п/п Максимальная взлетная масса воздушного судна, тонны Ставки сбора за 100 км ортодромического расстояния, рубли
1 до 2 351,8
2 свыше 2 до 5 включительно 550,8
3 свыше 5 до 20 включительно 1 025,1
4 свыше 20 до 50 включительно 1 782,4
5 свыше 50 до 100 включительно 2 401,1
6 свыше 100 до 200 включительно 2 983,0
7 свыше 200 до 300 включительно 3 092,6
8 свыше 300 до 400 включительно 3 165,4
9 свыше 400 3 238,1

Федеральной службы по тарифам

от 29 апреля 2015 г. N 130-т/4

СБОРА ЗА АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

НА МАРШРУТАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВНУТРЕННИЕ ПОЛЕТЫ

(ВКЛЮЧАЯ БЕСПОСАДОЧНЫЕ ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ С ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА

ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА)

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФАС России от 07.05.2018 N 580/18)

N п/п Максимальная взлетная масса воздушного судна, тонны Ставки сбора за 100 км ортодромического расстояния, рубли
1 до 2 89,3
2 свыше 2 до 5 включительно 135,2
3 свыше 5 до 20 включительно 246,3
4 свыше 20 до 50 включительно 387,8
5 свыше 50 до 100 включительно 658,3
6 свыше 100 до 200 включительно 935,0
7 свыше 200 до 300 включительно 937,6
8 свыше 300 до 400 включительно 940,1
9 свыше 400 942,8

Федеральной службы по тарифам

от 29 апреля 2015 г. N 130-т/4

СБОРА ЗА АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РАЙОНАХ

АЭРОДРОМОВ РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО

ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФАС России от 11.01.2016 N 15/16)

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Читайте также  Как добраться от вокзала до аэропорта в Новосибирске?

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Севера Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

(п. 18 введен Приказом ФАС России от 11.01.2016 N 15/16)

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Северного Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Центральной Волги» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Центральной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Камчатаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Московский центр АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Татаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Аэродромы в зоне (районе) ответственности филиала «Крымаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

Тонна максимальной взлетной массы.

Федеральной службы по тарифам

от 29 апреля 2015 г. N 130-т/4

СБОРА ЗА АЭРОНАВИГАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РАЙОНАХ

АЭРОДРОМОВ ИНОСТРАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО

Дело в ФАС: региональные аэропорты разоряют «Аэрофлот»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по жалобе ПАО «Аэрофлот» возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Топливно-обеспечивающая компания» в аэропорту Южно-Сахалинска. Кроме того, сообщили News.ru в пресс-службе ведомства, в настоящее время также изучаются материалы по стоимости заправки, буксированию, подаче трапов, уборке салонов и других услуг в аэропортах Дальнего Востока.

Особое внимание уделяется аэропортам с неразвитой конкуренцией, где авиакомпания не имеет альтернатив по выбору поставщика какой-либо из перечисленных услуг. Также проверяется информация о попытках отдельных аэропортов переложить расходы международных терминалов на внутренние рейсы — это будет пресечено, — заявили в ФАС.

Кроме того, антимонопольной службой выданы предупреждения крупным аэропортам и холдингам об обеспечении доступа к инфраструктуре другим операторам, что позволит развивать конкурентные услуги в нерегулируемом сегменте.

О своей поддержке жалобы «Аэрофлота» заявили также авиакомпании S7 Airlines («Сибирь») и «Уральские авиалинии». Utair на оперативный запрос News.ru ответить не смогла.

Авиакомпания «Уральские авиалинии» поддерживает позицию авиакомпании «Аэрофлот» в том, что повышение тарифов на наземное обслуживание в части аэропортов в 2019 году существенно превзошло уровень инфляции, — заявила News.ru представитель пресс-службы «Уральских авиалиний».

В свою очередь «Сибирь» также считает контроль со стороны ФАС полной стоимости рейса делом необходимым, сказала News.ru пресс-секретарь авиакомпании Надежда Хаитова. Проблема увеличения цен на нерегулируемые услуги в аэропортах сверх инфляции, которые растут наиболее быстрыми темпами, актуальна уже не первый год, подчеркнула она. Кроме того, в 2019 году рост ставок происходит на фоне отмены льготы по НДС на аэропортовые услуги, что напротив должно было привести к их снижению. В то же время сохраняются высокие цены на топливо после их резкого подорожания в 2017–2018 годах (более чем на 30%), пояснила официальную позицию компании S7 Airlines пресс-секретарь.

По данным «Аэрофлота», которые приводит ТАСС, в аэропорту Ижевска рост регулируемых сборов составил 21%, нерегулируемых — 38%, в Кемерово — 5% и 70% соответственно, в Петропавловске-Камчатском — 5% и 14% соответственно. Также рост стоимости обслуживания фиксируется в аэропортах Абакана (7%), Геленджика (7%), Екатеринбурга (8%), Новосибирска (6%), Нового Уренгоя (5%), Самары (15%), Ставрополя (6%), Томска (9%), Тюмени (7%), Улан-Удэ (9%) и Уфы (12%).

К регулируемым сборам относятся взлёт-посадка, стоянка, обслуживание пассажиров на аэровокзале в 100 крупных аэропортах страны (согласно реестру Росавиации, всего в России их 227) и авиационная безопасность. При этом к нерегулируемым (их не может контролировать ФАС) относятся: подача автотрапа и телетрапа, облив и уборка самолёта, использование тягача для буксировки, подача багажных транспортёров и бортпитания и др.

Также топливо-заправочные компании в региональных аэропортах значительно увеличили и стоимость заправки самолётов авиатопливом. По подсчётам «Аэрофлота», больше всего в июне 2019 года эта тенденция проявилась в городах Дальнего Востока, «что ещё можно объяснить удалённостью региона».

Однако стоимость одной тонны авиакеросина в «крыло» в Саратове в июне 2019 года оказалась на 5% выше, чем в Петропавловске-Камчатском, — следует из письма генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева руководителю ФАС Игорю Артемьеву, которое цитирует ТАСС.

По словам Савельева, цена керосина на Дальнем Востоке «вызывает серьёзную озабоченность». Так, стоимость тонны керосина в аэропортах Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского на 10 тысяч рублей, или более чем на 20%, больше, чем в Хабаровске и Владивостоке. В Магадане стоимость тонны топлива выше на 20 тысяч рублей. Дороже всего «горючка» в Магадане и Якутске — на уровне примерно 68 тысяч рублей за тонну.

Общий вывод жалобы гендиректора «Аэрофлота» главе ФАС: повышение стоимости обслуживания и заправки провоцирует стагнацию перевозок и авиационной отрасли в целом. Кроме того, «проводимая со стороны аэропортов политика по наращиванию собственной прибыли в отсутствие конкурентной среды оказывает влияние на реализацию программы по доступности перевозок для населения», подчеркнул Савельев.

Необходимость сговора

В случае накопившихся задолженностей в аэропорту просто могут не подогнать трап, то есть пассажиров вы не высадите. Хотя это, конечно, крайние меры.

командир экипажа воздушного судна Boeing 777 гражданской авиации

По словам авиатора, из-за высоких тарифов операторов-монополистов билеты, особенно в северных населённых пунктах, могут стоить очень дорого: за 50 тысяч рублей можно пролететь всего 1,5 тысячи км. По мнению Симонова, в этом, возможно, присутствует и определённый сговор по так называемым откатам. В договоре ценник один, а в итоге скрытые прибыли делятся между заинтересованными лицами. Иначе говоря, объяснил представитель авиации, в реальности некая услуга может стоить, условно говоря, в 10 раз меньше, поскольку нужны прибыли как на поддержку аэропортов, на развитие, так и на «распил» между сторонами сговора.

Ну а дальше рост тарифов бьёт, естественно, по карманам пассажиров, поскольку их авиакомпании компенсируют ценой билета, объясняет директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГНИИГА) Александр Фридлянд. Но надо понимать, что рентабельность у авиаперевозчиков, и в особенности у российских, очень низкая, если не убыточная. И если инфраструктурные операторы повышают цены на услуги и заправку даже на небольшие суммы, то это ощутимо «съедает» тонкий слой прибыли, который имеют отечественные авиакомпании, говорит эксперт.

У авиакомпаний очень «тяжёлая» экономика, сильно зависящая от парка самолётов. На современных широкофюзеляжных, средне- или дальнемагистральных самолётах можно зарабатывать приличную прибыль, но на судах регионального типа прибыль можно получать, только если их полёты субсидируются. Всё обусловлено стоимостной приемлемостью для пассажиров. Бизнес же авиаперевозок капиталоёмкий и требует существенных инвестиций.

директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации

Проще говоря, поясняет эксперт, если крупные авиаперевозчики могут «терпеть» рост тарифов, то региональные вовсе не способны превозмогать конкуренцию. Вот почему в условиях малого потока перевозок так необходимы антимонопольные решения в виде контроля за ценами.

В росте ставок виновата ФАС?

По мнению генерального директора ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктора Горбачёва, в увеличении ставок виновата больше всего именно ФАС, поскольку вопросы регулирования эта служба рассматривает вместо месяца целых пять. Иначе говоря, уточнил он, ФАС не успевает за ростом цен на авиакеросин, на электроэнергию, за обесцениванием зарплат и другими вещами.

Пока ФАС регулирует, аэропорты вынуждены выживать в условиях меняющихся цен. Таким образом, региональным аэропортам приходится умеренно поднимать тарифы на нерегулируемые сборы. Но для того чтобы компенсировать инфляционные издержки, аэропорты начинают брать кредиты на содержание и обслуживание воздушных судов со ставкой 20–25%.

генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации

Эксперт добавил также, что регулировать цены на услуги и керосин ФАС может лишь в регионах, поскольку Московский авиаузел «отбился» правительственным указом от антимонопольного контроля из-за наличия активной конкурентной среды (в столице четыре аэропорта и много операторов по обслуживанию).

Между тем к самому «Аэрофлоту» и его «дочкам» («Россия», «Победа») особые претензии, говорит глава ассоциации «Аэропорт». На каком основании авиаперевозчик имеет право производить так называемые аэропортовые сборы, которые доходят до 30%, непонятно, говорит Горбачёв. Например, вы можете улететь в Ташкент за семь тысяч рублей, но назад вам придётся заплатить уже девять тысяч рублей. А ведь это злоупотребление монопольным положением. При этом пять тысяч рублей вы заплатите за аэропортовые сборы, сказал гендиректор.

По его словам, претензии к региональным аэропортам со стороны «Аэрофлота» слышать в особенности странно, так как эта компания не является убыточной и имеет государственную долю в размере 80%. Помимо того, данный перевозчик пользуется бесчисленными государственными преференциями, напомнил аналитик.

Горбачёв подчеркнул, что на рост тарифов, как правило, жалуется прежде всего «Аэрофлот» или же «Победа». И это несмотря на то, что у того же «Аэрофлота» самый «молодой» парк авиасуден. А это значит, что они финансово могут позволить себе обновлять его, отметил специалист.

Добавить наши новости в избранные источники