Кому принадлежит аэропорт Домодедово?

Кому принадлежат крупнейшие аэропорты России

Финансово-экономический журнал Forbes оценил стоимость аэропортового хозяйства в собственности отечественных миллиардеров и рассчитал долю этих активов в общем состоянии предпринимателей. В список аэропортов попали Шереметьево, Домодедово, Внуково, воздушные ворота Адлера и Екатеринбурга.

В ближайшие недели катарский инвестиционный фонд закроет сделку по покупке 24,99% акций управляющей компании петербургского аэропорта Пулково. Приходу арабских инвесторов в Пулково предшествовала череда сделок с акциями управляющей компании аэропорта.

Эти операции, а также многочисленные сделки прошлого года с региональными аэропортами дали возможность понять реальную стоимость аэропортовых активов в России. Сколько они стоят и кому принадлежат?

Миллиардер: Дмитрий Каменщик

  • Состояние: $3,7 млрд
  • Актив: аэропорт Домодедово
  • Пассажиропоток: 28,5 млн человек

Дмитрий Каменщик — единственный владелец аэропорта Домодедово. В аэропортовый бизнес миллиардер пришел еще в 1990-х. Тогда он был владельцем авиакомпании «Ист Лайн», которая через Домодедово возила товары из Китая в Москву. К 1998 году Каменщик установил фактический контроль над базовым аэропортом «Ист Лайна» и возглавил совет директоров аэропорта Домодедово.

За последующие годы Дмитрий Каменщик сумел превратить свой аэропорт в один из крупнейших в России. До 2015 года Домодедово был ведущим в стране по объему пассажиропотока. После банкротства авиаперевозчика «Трансаэро» (базировалась в Домодедово) и в целом снижения пассажиропотока в России уступил этот статус аэропорту Шереметьево.

Миллиардер: Роман Троценко

  • Состояние: $1,6 млрд
  • Активы: «Новапорт»
  • Пассажиропоток: 14,7 млн человек

Партнеры и подчиненные называют Романа Троценко «ярким, зажигающим человеком», стратегом и «свободным художником». В бизнесе Троценко чаще полагается на интуицию, а не на расчет. «Чем хуже в начале, тем лучше в конце» — так описывает Троценко свою стратегию в интервью Forbes.

Троценко не раз брался за развитие аэропортов, которые участники рынка называют «неликвидом», — с пассажиропотоком менее миллиона и большим износом. «Новапорт» неоднократно выполнял функцию «спасителя отечества» в гражданской авиации, отмечает Владимир Тасун, бывший начальник Западно-Сибирского управления Росавиации. Сейчас у компании 13 аэропортов.

Троценко может получить 10% управляющей компании аэропорта Пулково — «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС). На такой пакет инвесткомпания бизнесмена AEON Corporation претендует в рамках сделки с ВТБ, он может обойтись Троценко приблизительно в 6 млрд рублей.

Миллиардер: Аркадий Ротенберг

  • Состояние: $2,6 млрд
  • Актив: Шереметьево
  • Пассажиропоток: 33,7 млн человек

В 2014 году Аркадий Ротенберг попал в санкционные списки, часть его активов приобрел за счет собственных и заемных средств сын миллиардера Игорь. Однако контроль над активами в Шереметьево Аркадий Ротенберг сохранил. TPS Avia Ротенберга и его партнеров Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько начала вхождение в Шереметьево со скупки небольших, в основном совместных с аэропортом компаний, которые оказывают неавиационные услуги — паркинг, реклама и другие сервисы.

Самым же большим бизнесом в Шереметьево, доставшимся TPS, была «грузовая деревня» — несколько специализированных терминалов в северной зоне. TPS купила у «Интерпорта», совместного предприятия «Интерроса» Владимира Потанина и «Кратоса» Игоря Каталевского, три компании: «Аэропорт Москва» — когда-то отпочковавшийся от «Аэрофлота» независимый склад, «Грузовой комплекс Шереметьево» — проект строительства большого, на 21 000 кв. м, высокотехнологичного склада, блокпакет в котором принадлежал Шереметьево, и «Руспорт» — оператор терминала на 9000 кв. м.

В 2013 году TPS обошла «Аэропорт Кольцово», входящий в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, и победила в конкурсе на право развивать крупнейший аэропорт страны. В дальнейшем частные инвесторы объединили с государством свои активы в Шереметьево, вложив также собственные средства в размере $635 млн, и получили контрольный пакет в объединенной компании.

Миллиардер: Александр Пономаренко

  • Состояние: $3 млрд
  • Актив: Шереметьево
  • Пассажиропоток: 33,7 млн человек

Пономаренко рассказывал, что к 2018 году перед Шереметьево стоят масштабные задачи по модернизации: строительство нового пассажирского терминала, межтерминального перехода и третьей взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пассажиропоток до 58 млн пассажиров в год.

Работы по строительству межтерминального перехода активно ведутся. А вот строительство полосы, по всей вероятности, не успеют завершить к Чемпионату мира по футболу 2018 года. В конце 2016 года Пономаренко заявил, что полосу могут сдать «в усеченном варианте» без магистральной дорожки и одной соединительной рулежной дорожки, которые изначально предусмотрены проектом.

Позже Росавиация сообщила, что общая стоимость работ выросла на 60%. Завершение проекта потребует дополнительных 20,19 млрд рублей. Эту сумму Росавиация изыскала, перераспределив ресурсы с других проектов, запланированных на 2017-2020 годы.

Миллиардер: Александр Скоробогатько

  • Состояние: $3 млрд
  • Актив: Шереметьево
  • Пассажиропоток: 33,7 млн человек

В феврале 2016 года правительство России опубликовало распоряжение, в соответствии с которым компания «Шереметьево Холдинг», принадлежащая (через TPS Avia) Александру Пономаренко, Александру Скоробогатько и Аркадию Ротенбергу, получила 68,44% аэропорта Шереметьево. Скоробогатько и Пономаренко принадлежит 65,3% акций компании TPS Avia, остальное у Аркадия Ротенберга.

Скоробогатько был депутатом Госдумы с 2003 года. В парламенте седьмого созыва он был одним из самых состоятельных — его задекларированный доход за 2015 год составлял 745,1 млн рублей. В декабре 2016 года он сдал мандат по собственному желанию.

Миллиардер: Виктор Вексельберг

  • Состояние: $12,3 млрд
  • Актив: «Аэропорты регионов»
  • Пассажиропоток: около 9 млн человек

Аэропортовый бизнес Виктор Вексельберг развивает с 2013 года в рамках холдинга «Аэропорты регионов». Вексельберг владеет 90% аэропортового бизнеса, еще по 5% принадлежит его партнерам — Владимиру Кремеру и Евгению Ольховику.

В холдинг входят аэропорты Кольцово (Екатеринбург), Курумоч (Самара), Стригино (Нижний Новгород) и Ростов-на-Дону. Бизнес расширяется: одна из структур «Аэропортов регионов» в 2015 году заняла в Газпромбанке 15 млрд. рублей на строительство аэропорта под Ростовом-на-Дону, еще один аэропорт — «Центральный» строится в Саратове.

Миллиардер: Олег Дерипаска

  • Состояние: $4,9 млрд
  • Актив: «Базэл-Аэро»
  • Пассажиропоток: около 12 млн человек

Инвестировать в авиационную индустрию Олег Дерписка начал в 2004 году, когда приобрел авиакомпанию «Авиалиний Кубани». Однако бизнес на авиаперевозках удачным не был — в 2012 году компания была объявлена банкротом и прекратила свою деятельность.

Аэропортовый бизнес оказался наоборот очень успешным, группа «Базовый Элемент» Олега Дерипаски консолидировала в рамках «Базэл Аэро» аэропорты Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика. Ежегодно они обслуживают почти 10% всех российских пассажиров и 3,5% грузового потока. В 2012 году Олег Дерипаска продал 30% акций «Базэл аэро» Changi Airports International, которая управляет аэропортом Сингапура. Еще 20% минус 1 акция принадлежит Сбербанку России. Контрольный пакет «Базэл аэро» остается у Олега Дерипаски.

В феврале 2017 года «Базэл» вместе с партнерами закрыл сделку по приобретению аэропорта Кневичи (Владивосток) у аэропорта Шереметьево.
Миллиардер не исключает и приобретения европейских аэропортов, потому что «холдингу не хватает чего-то западного». В начале 2015 года Вексельберг перевел «Аэропорты регионов» из офшора в российскую юрисдикцию.

Миллиардер: Андрей Скоч

  • Состояние: $6,8 млрд
  • Актив: аэропорт Внуково
  • Пассажиропоток: 13,9 млн человек

Андрей Скоч — один из частных владельцев аэропорта «Внуково», хотя формально долями Скоча владеет его отец, пенсионер Владимир Скоч. Скочу и его партнеру Виталию Ванцеву принадлежит 74,9% объединенного аэропорта Внуково в пропорции 82% на 18%.

В феврале 2016 года Росимущество и инвесторы Внуково подписали акционерное соглашение по консолидации частных и государственных активов аэропорта. Частные собственники вкладывают блокпакет ОАО «Аэропорт Внуково» и контроль в ОАО «Международный аэропорт Внуково» через «Внуково-Инвест» и Авиационно-нефтяную компанию. Доля РФ в уставном капитале составит не менее 25% +1 акция. Аэропорт Внуково планирует завершить консолидацию активов в октябре-ноябре 2017 года.

Кто хозяин «Домодедово»

Владельцем московского аэропорта «Домодедово» является кипрская компания «Асьенда Инвестментс Лимитед», говорится в материалах Счетной палаты

Счетная палата РФ нашла владельцев столичного аэропорта «Домодедово». Как отмечается в сообщении ведомства, в результате приватизации собственником 322 объектов недвижимости аэропорта (включая аэровокзал и топливозаправочный комплекс) стала компания «Асьенда Инвестментс Лимитед» (Республика Кипр).

Компания стала владельцем аэропорта согласно законодательству РФ, в котором вопросы правового статуса и режима международных аэропортов федерального значения специально не регулируются.

В Счетной палате также отмечают, что Росавиацией не обеспечено эффективное выполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным агентству. Подтверждением этого являются финансовые показатели об убыточной деятельности ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» за 2008 и 2009 годы, а также ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» за 2009 год.

Кроме того, принятие с нарушением законодательства необеспеченных обязательств путем оплаты векселями реконструкции федеральных объектов недвижимости аэропорта «Домодедово» привело к образованию кредиторской задолженности у ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» перед ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» в сумме 977 млн руб.

Помимо этого Счетная палата выявила, что аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово» в период массовых задержек рейсов авиакомпаний в декабре 2010 года из-за непогоды неэффективно осуществляли работу по ликвидации чрезвычайной ситуации. В сообщении ведомства говорится, что общее управление неотложными работами в указанных аэропортах по оперативной ликвидации чрезвычайной ситуации с 26 по 28 декабря 2010 года осуществлялось неэффективно.

Читайте также  Как добраться от станции Кольцово до аэропорта Кольцово?

Так, в «Домодедово» общее управление неотложными работами в аэропорту осуществляла не комиссия по чрезвычайной ситуации объединенного объектового звена, как предусмотрено планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а оперативный штаб, созданный распоряжением представительства в России компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», что не способствовало оперативной ликвидации чрезвычайной ситуации.

Ранее сообщалось, что ледяной дождь, в конце декабря 2010 г. привел к авиаколлапсу в аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово». С 26 по 29 декабря были задержаны сотни рейсов, заложниками ситуации стали более 20 тысяч человек.

Как стало известно в минувшие выходные, Генеральная прокуратура проверила организации, занимающиеся аэропортовой деятельностью в «Домодедово». В ходе проверки, проведенной по поручению президента РФ Дмитрия Медведева, установлено, что управление аэропортовым комплексом осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах.

«Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово, вывести их из-под юрисдикции Российской Федерации и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства. Вместе с тем, учитывая стратегическое значение аэропорта Домодедово для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой», говорилось в сообщении Генпрокуратуры.

В марте глава Следственного комитета Александр Бастрыкин отмечал, что из-за проблем с собственниками «Домодедово», в частности, возникает вопрос ответственных за безопасность. «Мы летаем из аэропорта и не знаем, кто хозяин этого аэропорта, и с кого нам сегодня спрашивать за безопасность?» — подчеркнул глава СКР.

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев, констатировал: поиск владельцев в России иногда становится трудной задачей. «У нас периодически невозможно отыскать даже собственника крупного аэропорта», — сказал он. Единственный крупный российский аэропорт, чьи бенефициары не раскрыты — «Домодедово», высокопоставленные чиновники неоднократно выражали недовольство этим фактом. Рынок считает основными владельцами «Домодедово» Дмитрия Каменщика и Валерия Когана, но официальных подтверждений этому нет.

Генпрокуратура также установила, что руководитель подведомственного Росавиации ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово», превышая предоставленные полномочия, передал в пользование ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей. По факту злоупотребления директором ФГУП служебными полномочиями организована проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.

Кроме того, по поручению Генпрокуратуры Федеральная налоговая служба России проводит проверку соблюдения налогового законодательства в аэропорту Домодедово.

«В целях устранения выявленных нарушений, разграничения собственности и регистрации земельных участков Генеральной прокуратурой Российской Федерации руководителям Росавиации, Росимущества внесены представления, министрам экономического развития и транспорта направлены соответствующие информации. Минтрансу России предложено разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимым для осуществления сертифицируемого вида деятельности», говорится в сообщении прокуратуры.

Кому принадлежит аэропорт Домодедово?

Весь сор в одной избе

Тайна собственности Домодедово

Дмитрия Каменщика не признают владельцем аэропорта Домодедово

Валерий Вайсберг

Дмитрий Каменщик

В отличие от Шереметьево и Внуково структура собственности крупнейшего (в 2009 г. обслужил 18,7 млн пассажиров. Шереметьево — 14,8 млн, Внуково — 7,7 млн) московского аэропорта Домодедово — тайна за семью печатями. Пять лет назад собственниками его головной компании, фирмы FML Ltd с острова Мэн, были объявлены два физических лица — Джейн Петерс и Шон Кайрнс, с долями в пропорции 3:1. Такую же информацию в своем прошлогоднем ежеквартальном отчете приводило Коммерческое агентство аэропорта Домодедово (единый агент по работе с клиентами аэропорта). Как выяснил «Маркер», аэропорт публиковал недостоверные данные, а Дмитрий Каменщик, которого на рынке считают основным владельцем аэропорта, не входит даже в совет директоров FML.

Новая структура акционеров головной компании Домодедово

В совете директоров FML нет Дмитрия Каменщика

Схематическое изображение группы лиц ООО «Домодедово Текник»

Нажмите мышкой на изображение для увеличения

Валерий Коган — дважды рекордсмен по стоимости приобретенной недвижимости в Израиле

Приятель Путина — новый хозяин самого дорогого пентхауса Тель-Авива

Газета «Едиот Ахронот» выяснила, кто именно заплатил астрономическую сумму в 110 млн. шекелей за пентхаус в жилом комплексе SEA 1 на тель-авивской набережной. Речь идет о «приятеле Путина» — Валерии Когане.

Второй раз за полтора года Валерий Коган побил рекорд по покупке недвижимости в Израиле, заплатив 110 млн. шекелей за элитный пентхаус. Он купил 5 квартир на 22-м, предпоследнем, этаже в жилом комплексе SEA 1. Вместе с площадкой на крыше, площадь пентхауса составила 1.100 кв. м.

Комплекс SEA 1 выстроен на участке площадью в 4 кв. км между улицами Херберт Самуэль, Ха-Яркон, Зрубавель и Эзра ха-Софер в Тель-Авиве. Этот объект считается одним из самых престижных в числе строящихся в настоящее время в Израиле — не в последнюю очередь благодаря его местоположению. Цены на квартиры в этом комплексе особенно высокие — 45.000 шекелей за кв. метр.

В начале 2008 года в израильских СМИ появилось сообщение, что некий «таинственный олигарх» приобрел пять вилл в Кейсарии на улицах Каланит и Адар. Затем он разрушил их, чтобы построить самое крупное в Израиле личное поместье. Покупателем оказался Валерий Коган, а виллы эти были куплены на имя его супруги. Ссылаясь на одного из живущих в Израиле русскоязычных олигархов, СМИ сообщали, что Коган — «бизнесмен, известный близостью к президенту Путину». Тот же источник заявил, что «будет неудивительно, если мы увидим Путина в гостях у своего друга в Кейсарии». Стоимость земельного участка, который Коган приобрел в 2008-м, оценивается в 17 млн. долларов, а самого проекта — еще в 50 миллионов. На территории площадью в 11 дунамов (11.000 кв. метров) планировалось возвести два здания. В декабре прошлого года Коган решил продать этот участок и находящиеся на нем здания за 30 млн. долларов.

Открытая информация о Валерии Когане предельно скудна и противоречива. Известно, что он родился в 1951-м, проходил срочную службу в частях советского Военно-морского флота, имеет высшее экономическое образование. С 2004 года он занимает пост председателя наблюдательного совета компании «Ист-Лайн». Вебсайт этой компании сообщает, что Коган имеет «большой опыт административно-хозяйственной и дипломатической работы». У него двое детей и двое внуков.

Компания «Ист-Лайн» была создана для управления московским аэропортом «Домодедово». По официальным данным, «Ист-Лайн» принадлежит офшорной компания FML Limited с острова Мэн. Ее бенефициарами в 2004-м являлись двое жителей острова — Джейн Петерс (75% акций) и Шон Каирнс (25%). Однако, по информации газеты «Ведомости», ключевым пакетом акций владеет именно Коган. Анонимный источник в окружении руководства «Ист-Лайн» сообщил газете, что в его руках сконцентрирована вся «реальная власть».

Судьба Домодедово, или тайны офшорного аэропорта

5 января люди шли в аэропорт пешком, боясь опоздать из-за 15-километрового затора на подъезде к терминалу. В ГИБДД отмечали, что аварий не было. В чем же причина? Очевидцы говорили, что служба безопасности аэропорта не пускала автомобили в зону посадки-высадки пассажиров, но представители Домодедово опровергли эту информацию. Затор они объяснили примерно 30-процентным увеличением пассажиропотока в последние праздничные дни. Спад наступает только после 13 января. Причем пиковым днем для Домодедово стало 29 декабря (суточный пассажиропоток 97 тыс. человек против 60 тысяч в обычные дни) и 6 января (90 тыс).

Но в эти дни особых пробок на трассе в аэропорт не было. Неужели нельзя было грамотно организовать движение на территории терминала? В других аэропортах подобной ситуации почему-то не наблюдалось, да и в последующие дни такой пробки не фиксировалось. Не было ни блэкаута, ни ледяного дождя, как в 2010 г., ни теракта, как в 2011 г. Это были последние праздничные дни.

Пик сезона?

Пик сезона, скажете вы, когда пассажиропоток моментально увеличивается на треть. Но три-четыре года назад здесь такого не было. Да и на Внуково и Шереметьево новогодне-рождественские праздники практически не отразились. На ситуацию во Внуково сильно не повлияла даже катастрофа самолета авиакомпании Red Wings, прилетевшего из Пардубице, которая произошла 29 декабря. Почему же аэропорт Домодедово, еще в 2005 г. обогнавший Шереметьево по числу перевезенных пассажиров, стал резко терять позиции и замедлять темпы роста? По итогам 2012 г. он еще сможет сохранить звание крупнейшего российского аэропорта, но в 2013 г. лидер наверняка сменится. Пассажиропоток Домодедово за 11 месяцев 2012 г. составил 26 млн человек. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. — всего 9,3%. Но Шереметьево показало рост в 17% (24,3 млн), а Внуково — 18,5% (9,1 млн).

Четыре года назад в такое развитие событий никто не мог поверить. В августе 2008 г. Высший арбитражный суд, казалось, поставил точку в многолетнем споре между группой «Ист Лайн» Дмитрия Каменщика, которой принадлежал аэровокзальный комплекс, и Росимуществом. Аэропорт, реконструкцию коего компания вела все последние годы, остался за частным собственником. Площадь комплекса с 1997 г. по 2005 г. выросла с 60 000 до 200 000 кв. м. Инвестиции продолжались, а список авиакомпаний, «перелетевших» из Шереметьево и Внуково, расширялся. Реконструкция аэропорта должна была увеличить его пропускную способность с 12 000 до 15 200 пассажиров в час, а строительство новых терминалов — повысить пропускную способность до 40,5 млн человек в год.

Читайте также  Какой ЖД вокзал ближе к аэропорту Шереметьево?

Большую часть работ группа намечала завершить к 2015 г. Сегодня после реконструкции пропускная способность Внуково (терминалов А и В) составляет около 10 150 пассажиров в час, а всех терминалов Шереметьево — 11 600.

Государственное решение

Но планам Дмитрия Каменщика не суждено было сбыться. Дальнейшее развитие аэропорта упиралось в строительство третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП). Землю зарезервировали, но решение о новой ВПП должно принимать государство. Куда направлять бюджетные средства — в государственное Шереметьево, полугосударственное Внуково или частное Домодедово?

Ответ очевиден, но чиновники решили сыграть по-крупному: сначала объединить все три аэропорта, а затем акционировать или найти для «монстра» управляющую компанию. Аргументацией служил глобальный опыт, где при всем многообразии схем владения, управления и распределения доходов в крупнейших аэропортах планеты практически во всех из них владельцем или обладателем контрольных пакетов акций является государство, то есть в мировой практике крупных частных аэропортов нет.

Дмитрия Каменщика не устраивала передача контроля государству. Вернее, оценка, по которой предлагалось провести слияние. Он считал, что Домодедово стоит больше Шереметьево и Внуково, вместе взятых. Но власть не могла уступить ему контроль ни при каких условиях. Тогда и началось давление на бизнес Домодедово с подключением всех ресурсов, включая Счетную палату, прокуратуру, Следственный комитет, налоговиков. Весьма кстати пришелся и декабрьский блэкаут в Домодедово в 2010 г., и даже теракт в январе 2011 г. Проверка Генпрокуратуры подтвердила, что аэропортом управляют иностранные фирмы, зарегистрированные в офшорах, и это, возмущалось ведомство, выводит реальных собственников из-под российской юрисдикции. «Мы летаем из этого аэропорта, но не знаем, кто хозяин и с кого мы сегодня спросим про безопасность», — говорил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

Естественно, что при таком развитии событий господин Каменщик приостановил инвестиции и, похоже, начал выводить средства. По оценке «Ведомостей», рентабельность Домодедово достигла в 2010 г. 43%. Чистая прибыль в том же году выросла почти вдвое. В 2011 г. чистая прибыль оператора «Домодедово Пэссенджер Терминал» составила 3,94 млрд руб., выручка — 8,83 млрд руб. по сравнению с 7,34 млрд руб. в 2010 г., а нераспределенная прибыль на конец 2011 г. — 4,33 млрд руб. «Домодедово Пэссенджер Терминал» за 2011 г. выплатил дивиденды в размере 8,85 млрд руб. и резко нарастил краткосрочную кредиторскую задолженность — с 1,2 до 8,15 млрд руб.

Не состоявшиеся инвестиции

Еще летом 2011 г. владелец хотел вывести компанию на IPO, чтобы привлечь зарубежных акционеров и таким образом защитить бизнес, но атака была столь сильной, что резко дисконтировала стоимость группы «Ист Лайн». Ни о какой продаже на рынке речи не шло. Каменщику ясно дали понять, что продажа актива может состояться только «проверенным» людям. Но с дисконтом в 50% отдавать аэропорт бизнесмен не хотел (ему предлагали $3 млрд).

В таких условиях вкладываться в развитие бессмысленно, и группа «Ист Лайн» еще с конца 2010 г. начала сокращать инвестиции. К чему это может привести? Вопрос с собственниками, по всей видимости, решится в Кремле: кому передать и за сколько. Но если Каменщик будет продолжать тянуть, компания станет падать в цене все больше, а аэропорт — терять позиции и клиентов. За последние два года из Домодедово в Шереметьево перешла Turkish Airlines, часть своих рейсов перевели Lufthansa и «Трансаэро», покинула аэропорт и обанкротившаяся чуть позднее «Кубань». Если исход перевозчиков пойдет такими же темпами, восстановить позиции, особенно среди зарубежных игроков, Домодедово будет очень непросто, вне зависимости от того, сменится ли собственник или нет. Успеют ли при этом подготовиться Внуково и Шереметьево к резкому росту пассажиропотока, если Домодедово замрет в своем развитии, — большой вопрос. По прогнозам IATA, пропускная способность всех аэропортов Московского авиаузла в 2020 г. составит 96,5 млн пассажиров, а ее дефицит — 9,6 млн пассажиров.

Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru:

«Домодедово развивалось, и у него была четко спланированная стратегия. До 2010 г. строительство терминалов шло опережающими рост пассажиропотока темпами. Но все резко изменилось после того, как на собственников аэропорта началось давление со стороны государства. Появился проект объединения трех столичных аэропортов в единую структуру.

Когда дают понять, что бизнес скоро не будет твоим, владелец перестает инвестировать в развитие, начинает больше забирать из прибыли, переводить средства в другие активы. В результате Каменщик притормозил развитие, а другие аэропорты, наоборот, строились. И сегодня де-факто он начинает уступать первенство Шереметьево.

Я еще в прошлом году полагал, что «Ист Лайн» сдастся. Но в конце прошлого года негативно по проекту объединения аэропортов выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тогда стало понятно, что даже на правительственном уровне к этому процессу относятся весьма неоднозначно. Идея объединения принадлежит бывшему министру транспорта Игорю Левитину, занимающему сегодня пост советника президента по транспорту. Он курирует все транспортные отрасли, и, думаю, участвует и в принятии решений. Сегодня судьба бизнеса решается на политическом уровне. Но время сейчас не на стороне «Ист Лайна». Чем позже произойдет объединение, тем меньше компания получит за свой актив».

Алексей Синицкий, главный редактор «Авиатранспортного обозрения»:

«Для владельцев аэропорта всегда было очевидно, что пропускные способности терминалов должны опережать в развитии рост пассажиропотока. Резерв мощностей должен быть на уровне 15-20%, иначе в терминалах станет тесно. Они следовали этому правилу, но два года назад, после сильного наезда со стороны желающих отобрать работающий бизнес, появилось ощущение, что темпы строительства и ввода новых мощностей начали сокращаться. Проблемы связаны с неустойчивостью бизнеса, неуверенностью в завтрашнем дне и стабильном развитии. Не думаю, что собственники полностью поставят крест на активе, в Домодедово есть еще недостроенный участок терминала, который они будут вводить в эксплуатацию, но уже не теми темпами, что раньше».

Не вольный Каменщик. Как и за что сидит владелец аэропорта Домодедово

Sobesednik.ru выяснил, в каких условиях отбывает предварительное заключение совладелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик

Sobesednik.ru выяснил, в каких условиях отбывает предварительное заключение совладелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик.

«Молитесь, у нас на работе, в #domodedovo, взорвали бомбу»: первое сообщение о теракте в столичном аэропорту появилось не на новостных лентах, а в микроблоге твиттера – в 16 часов 38 минут 24 января 2011 года, спустя 6 минут после взрыва.

Тогда смертник забрал с собой 36 человек. Еще 170 были ранены. Впрочем, несколько дней назад появилась еще одна жертва теракта. На собственника Домодедово Дмитрия Каменщика нацепили электронный браслет.

– Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), – пояснил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.

Теперь одному из богатейших людей страны грозит 10 лет лишения свободы и потеря собственности. До приговора Каменщика отправили под домашний арест. Правда, посадка эта, как выяснил Sobesednik.ru, оказалась для миллиардера не так чтобы жесткой.

Дело в том, что Каменщик живет не совсем дома. Точнее, его дом – нежилое строение, которое по документам проходит как пансионат «Огонек», что неподалеку от подмосковной деревни Одинцово. И своей участи миллиардер ждет как раз в этом пансионате.

Юридически имение принадлежит офшору «Квантико Лимитед», но стоит за ним именно собственник Домодедово (даже зарегистрировано российское представительство компании именно в аэропорту), да и заказчиком строительных работ выступало ЗАО «Аэровокзальный комплекс «Домодедово».

В окружении соснового бора в несколько гектаров и стоит особняк Каменщика площадью в 1675 кв. метров (не считая пристроек). Электронная начинка – «умный дом». Громадный бассейн. Деревья высотой 10 метров, которые растут прямо под крышей. Для того чтобы прогуляться, заключенному даже не нужно выходить наружу. Конечно, это клетка, хоть и золотая. Но клетка. Но золотая.

Человек и аэропорт

К такой золотой жизни Дмитрий Каменщик пришел не сразу. В 90-х он был обычным студентом-философом, приехавшим в Москву с Урала. Стипендии на столичную жизнь, разумеется, не хватало, так что с философией он вскоре завязал. Его школьный приятель, известный уральский бизнесмен Антон Баков, подсказал более выгодное занятие – работу в его турфирме «Малахит».

– Я ведь с ним познакомился, когда ему семь лет только было. А мне соответственно десять, – рассказал Sobesednik.ru Баков. – Так что знал, кого приглашаю. Дмитрий – человек целеустремленный, волевой, жесткий, с незаурядными способностями. Помимо работы, у него нет ничего – друзей нет, увлечений тоже. Можно сказать, в бизнесе он – аутист. Это киборг, который буквально сросся с аэропортом. Он не просто управлял Домодедово. Каменщик и есть Домодедово.

Читайте также  Как добраться до аэропорта Кневичи из Владивостока?

Поначалу, правда, никакого Домодедово тоже не было. Были отправки туристов за границу, но вскоре выяснилось, что отправлять туда челноков гораздо выгоднее. Молодые бизнесмены, создавшие студенческую авиакомпанию «Ист Лайн», арендовали для перевозки грузов самолеты, затем обзавелись своими, а потом, когда Баков продал свою долю в компании Каменщику, тот приватизировал и весь Домодедово, создав из заштатного аэропорта то, чем он стал сейчас.

С этой конфеткой миллиардер не расстается до сих пор, несмотря на все попытки договориться – и по-хорошему, и по-плохому. По словам самого бизнесмена, год назад к нему обратился «потенциальный покупатель» с предложением продать Домодедово, пока его не отобрало государство: «Если не согласишься, это будет самая большая ошибка в твоей жизни». Каменщик не согласился.

Забрать или нагадить

– Мне нравится Каменщик как бизнесмен, – рассказал Sobesednik.ru продюсер Иосиф Пригожин. – Несколько лет назад у меня были торговые точки в стерильной зоне Домодедово, и нам доводилось встречаться. У нас сейчас не принято говорить правду, но то, что с ним происходит сейчас, похоже на отъем собственности. Кое-кому для полного счастья не хватает только аэропорта Домодедово. Каменщик ведь не имеет отношения к спецконтролю. За безопасность у нас в стране должны отвечать другие люди. Так почему привлекают к ответу его?

У адвоката Игоря Трунова, который представляет интересы потерпевших в деле о домодедовском теракте, есть свой ответ на этот вопрос:

– За теракт должны отвечать террористы, а за нарушение правил безопасности в аэропорту – владельцы аэропорта.

– А если бы бомбу в супермаркете взорвали, виноват владелец супермаркета?

– В супермаркет вы же билет не покупаете. Покупка билета означает, что вы платите в том числе и за безопасность.

– Значит, и покупка билета в кино означает плату за безопасность?

– Не надо утрировать. У кинотеатров нет своих служб безопасности, а аэропорт ее обязан иметь, поскольку это место повышенной опасности.

– Для чего тогда нужна транспортная полиция?

– У нее более широкие полномочия, и вообще это не снимает ответственности со службы безопасности аэропорта. Вот если бы Каменщик нанял для охраны компанию со стороны – другое дело. Но для экономии он решил доверить досмотр пассажиров и встречающих аффилированной структуре. Они поставили рамки на входах, но это привело к очередям. Клиентов терять не хотелось, но вместо того, чтобы создать новые входы, они снова решили сэкономить – проверять не всех, а выборочно. И этот план утверждал лично Каменщик, есть документы. Так что его вина для меня очевидна.

Впрочем, для многих очевидно другое. Обязанность аэропортов досматривать пассажиров на входе появилась лишь в феврале 2014 года. То есть спустя три года после теракта. Это дает повод прислушаться к Юлии Латыниной, заявившей в эфире «Эха Москвы», что подрезать Каменщику крылья решили все-таки рейдеры: «Стратегия-максимум – забрать, а стратегия-минимум – нагадить, просто чтобы аэропорт был разрушен и всякие Lufthansa убежали в Шереметьево».

В аэропортах – нелетная погода

В прошлом году аэропорт Шереметьево начали прибирать к рукам структуры Аркадия Ротенберга. Аэропорт Раменское уже взял под свое крыло Ростех Сергея Чемезова. В феврале 2016-го правительство утвердило условия приватизации Внуково. При этом миллиардер Сулейман Керимов решил избавиться от аэропорта Кубинка, есть предположения – для того чтобы переключиться на более крупный актив. А может, просто решил уйти из этого непредсказуемого бизнеса.

$3,8 млрд составило состояние Дмитрия Каменщика в прошлом году, по данным «Форбс» (это 27-е место в списке российских миллиардеров).

Единственный бенефициар аэропорта «Домодедово» – Дмитрий Каменщик

«Домодедово»

Крупнейший аэропорт России. Пассажиропоток (2010 г.) – 22,3 млн человек. Выручка (2010 г.) – 29,98 млрд руб. Чистая прибыль – 7,69 млрд руб.

Мы так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта «Домодедово» Все устроено так, что руководят аэропортом из офшоров», – сетовал вчера заместитель генпрокурора России Александр Буксман в Госдуме (цитата по «Интерфаксу»). Выяснить, кто владеет крупнейшим аэропортом страны, потребовал от Генпрокуратуры президент Дмитрий Медведев.

Примерно через час после заявления Буксмана на сайте Лондонской биржи появилось заявление DME Ltd (зарегистрирована на о. Мэн). Компания объявила о намерениях провести IPO, а своим единственным бенефициаром назвала Каменщика.

В официальной биографии Каменщика говорится, что он является председателем совета директоров аэропорта с 1993 г. В 2004 г. наблюдательный совет «Домодедово» возглавил Валерий Коган. Участники рынка сочли, что и он является совладельцем аэропорта, причем крупнейшим. Это нашло отражение в свежем рейтинге Forbes-100: Коган занимает 47-е место с состоянием в $2 млрд, Каменщик – 86-е ($1,1 млрд). Коган никогда не был акционером «Домодедово», сказал вчера «Ведомостям» знакомый обоих бизнесменов.

О намерении аэропорта привлечь инвесторов стало известно около двух месяцев назад, когда он назначил организаторами планируемого частного размещения Morgan Stanley, JPMorgan, Goldman Sachs и Credit Suisse. Для подготовки IPO последнего заменит Citigroup, говорится в сообщении DME.

Менеджмент «Домодедово» в конце апреля встречался с представителями нескольких международных инвестфондов. Те акциями аэропорта заинтересовались, рассказывал один из банкиров. После майских праздников владельцы должны были сказать, быть ли сделке.

Почему сейчас решено проводить публичное, а не частное размещение, в заявлении DME не говорится. Собственник посчитал, что так выгоднее, сказал знакомый Каменщика и Когана. Но от детальных объяснений он отказался. IPO даст рыночную стоимость компании, указывает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, а это может пригодиться, например, при продаже аэропорта. Или объединении его с «Внуково» и «Шереметьево».

Такого в планах Каменщика нет, сказал источник «Ведомостей». Неясно, куда будут потрачены и вырученные от IPO средства. DME сообщила, что будут проданы GDR на существующие акции. Аэропорту деньги не нужны – на конец 2010 г. его ликвидность превышала долги на 4,8 млрд руб., а других серьезных проектов у Каменщика нет, отмечает знакомый бизнесмена.

Какой именно пакет будет предложен рынку, станет известно по итогам премаркетинга, стартующего сегодня. Ожидается, что книга заявок закроется к концу июня, сообщил собеседник «Ведомостей». «Домодедово» не стоит задирать оценку, ведь рынок сложный, а летом обычно торговая активность падает, считает вице-президент Газпромбанка Андрей Зокин. «Домодедово» – интересный инфраструктурный объект, в отличие от европейских аэропортов у него есть возможности для развития, спорит Шаго. Спрос на актив будет, резюмирует он.

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • HBR Россия
    • Как потратить
    • Ведомости&
    • Карьера
    • Конференции
    • Практика

    Контакты

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных