Можно ли выйти из стерильной зоны аэропорта?

Жилье около аэропортов: что изменится в будущем?

Последнее время, когда речь заходит о правовых вопросах в девелопменте, самой обсуждаемой темой является введение эскроу-счетов и фактическая отмена долевого строительства. Однако, обсуждая эти вопросы, не следует забывать о не менее важных нововведениях, способных оказать серьезное влияние на рынок жилищного строительства. Едва ли не самое важное из них — законопроект Минтранса России, призванный усовершенствовать порядок установления и использования приаэродромных территорий.

Правило 30 км

Дискуссии вокруг статуса и размера приаэродромных территорий (ПАТ) в нашей стране ведутся давно. Изначально ПАТ было принято считать территории вокруг аэропорта в радиусе 30 км. Для этих зон был установлен особый режим использования, поэтому осуществлять строительство в этих границах можно было только по согласованию с Росавиацией. Однако, несмотря на действующие ограничения, объекты индивидуального жилищного строительства и крупные жилые комплексы то и дело возникали на этих территориях.

Неисполнение Федерального закона об использовании приаэродромной территории

Урегулировать ситуацию был призван Федеральный закон от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», согласно которому каждый аэропорт должен был самостоятельно разработать проект ПАТ, согласовать его с местными властями и утвердить в Росавиации.

Было принято решение разделить ПАТ на семь зон, для каждой из которых действуют определенные ограничения и правила застройки. Так, например, в первой зоне допускается строительство объектов, предназначенных исключительно для обеспечения воздушного движения. Но наибольший интерес представляют территории, оказавшиеся в самой большой по площади седьмой зоне. В ее границах допускается жилищное строительство по согласованию с местными властями, Росавиацией и Роспотребнадзором при условии соблюдения дополнительных требований (например, действуют повышенные требования к шумоизоляции окон).

Согласно указанному закону аэропорты должны были утвердить проекты ПАТ к июлю 2018 года, однако даже на начало 2019 года из более чем 200 действующих аэропортов в стране такие проекты были приняты только в 10-ти. В сложной ситуации оказались аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга, которые вовсе не установили ни одной ПАТ. Они рассчитывали ПАТ согласно действующим нормам по уровню шумового воздействия, что в итоге вылилось в появление огромных земельных участков в седьмой зоне. Так, в Подмосковье их площадь варьируется от 200 до 300 га, а в совокупности на ПАТ приходится почти половина территории региона. Такое положение дел не устроило региональные власти и девелоперов, рассчитывающих на строительство жилых комплексов на этих территориях. Урегулировать ситуацию можно, перейдя на новые нормативы измерения уровня шума — отказаться от норматива по максимальному уровню шума и за основу взять нормативы по эквивалентному, среднему за сутки.

Уменьшение размера ПАТ

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» новый порядок установления ПАТ предполагает сокращение числа зон до шести, при этом седьмую зону можно выделить дополнительно до 2025 года. Документ призван ускорить принятие проектов ПАТ и, в частности, утвердить зоны, в границах которых в будущем не потребуется дополнительных согласований при строительстве и реконструкции объектов. Публичное обсуждение предлагаемых изменений предполагается провести до 2 октября 2019 г.

Аэропорты против

Противниками нового порядка выступают представители аэропортов. Причина очевидна: они не хотят лишиться территорий, которые в дальнейшем можно использовать для развития. Так, планы расширения аэропорта «Домодедово» с двух до восьми полос вполне могут натолкнуться на сложности, связанные с утверждением ПАТ.

Представители Росавиации предупреждают, что законопроект в существующем виде может привести к массовому строительству на приаэродромных территориях. Седьмую зону необходимо сохранить, в противном случае в будущем нельзя исключать жалобы жителей на шумы, а также негативное воздействие оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье людей и окружающую среду, что может повлечь за собой ограничение полетов.

Нет понимания, что делать с постройками, которые уже расположены на приаэродромных территориях. В седьмой зоне Шереметьево сегодня проживают более 900 тысяч человек. А что будет, если устанавливать границы по максимальному уровню шума? Если снести эти здания, руководствуясь существующим законодательством, размер компенсаций собственникам недвижимости может составить более 800 млрд руб.

Интересы девелоперов

Очевидно, что стороной, заинтересованной в утверждении нового порядка установления приаэродромных зон, являются девелоперы и местные власти. Если законопроект будет принят, они смогут получить доступ к перспективным земельным участкам в Подмосковье. Устранение существующих административных барьеров облегчит им жизнь. Нельзя отрицать, что масштабные проекты жилищного строительства, обеспеченные необходимой инфраструктурой, дадут импульс развитию подмосковных городов и в целом нужны региону. Но в погоне за новыми площадками не стоит забывать о комфорте проживания и здоровье людей, которым предстоит жить по соседству с аэропортом.

Как сориентироваться в международном аэропорту

Какие процедуры пассажиры проходят в аэропорту? Все авиакомпании имеют единую систему для организации вылета пассажиров в аэропортах, а именно:

• прибытие в аэропорт и прохождение досмотра при входе в здание аэропорта;

• регистрация на рейс и выдача посадочного талона;

• прохождение паспортного, визового, таможенного и других видов контроля;

• прохождение специального досмотра перед входом в зону посадки;

• начало посадки пассажиров и выход на посадку через телетрап или автобус;

• посадка в самолет.

В аэропорту ориентируйтесь по указателям. Они стандартные во всех аэропортах. Не стесняйтесь попросить помощь у сотрудников аэропорта. Их всегда можно найти на стойках с надписью «Infomation», «Custom Service», «Help». Вся важная информация объявляется по громкой связи.

Перед рейсом

Подготовьте все необходимые для путешествия документы:

• билет туда и обратно;

• виза, в том числе транзитная;

• документ, подтверждающий проживание или приглашение по месту пребывания;

• страховка, если таковая имеется;

• согласие на выезд для ребенка, если он путешествует только с одним родителем или совсем без родителей;

• деньги на непредвиденные обстоятельства.

Распечатайте свою маршрутную квитанцию билета и выделите маркером главную информацию:

• время вылета и прилета (всегда указывается местное время аэропорта);

Будет полезно узнать заранее, каким транспортом можно добраться до нужного аэропорта и терминала вылета. Актуальную схему аэропорта лучше изучить на официальном сайте аэропорта.

Сейчас на многие рейсы можно пройти регистрацию заранее онлайн из дома на сайте авиакомпании. Такая регистрация открывается, как правило, за 24 часа и заканчивается за 1 час до вылета. У некоторых авиакомпаний эта услуга может быть платной.

Нужно узнать, сколько килограмм ручной клади вы можете провести именно по вашему билету в салоне самолета и сколько багажа можно будет сдать на регистрации в багажное отделение, чтобы потом не платить за внезапно лишний килограмм. Проверьте надежность упаковки багажа.

Если есть пересадка на другой рейс, уточните, как именно она осуществляется, через какие аэропорты, терминалы и какими авиакомпаниями.

Международный аэропорт может иметь несколько терминалов и зон вылета/прилета с разными дорогами и транспортом между ними. По прибытию в аэропорт лучше сразу определить, из какого терминала назначен вылет вашего рейса и как к нему добраться, так как иногда между разними терминалами расстояние может быть в несколько километров. Номер терминала написан в маршрутной квитанции и на указателях при въезде в аэропорт.

Если вы летите в город внутри этой же страны, то нужно следовать по указателям «Domestic flights» — внутренние авиалинии. Если дальше вы полетите в другую страну, то по указателям «International flights» — международные авиалинии. А как только доберетесь в нужный терминал, ищите вывеску «Departures» — вылеты.

Регистрация

Как правило, время начала регистрации в аэропорту за 3-2 часа до вылета, а окончания за 1 час — 40 минут. Но всегда следует прийти заранее. Во-первых, очереди в аэропорту могут образоваться где угодно и в любое время. Во-вторых, чтобы избежать такого понятия как перепродажа, когда не все пассажиры, кто купил билет, помещаются на рейс и вынуждены лететь следующим. Как только вы вошли в здание аэропорта, найдите нужный номер рейса на большом табло вылета рейсов. Там будет написано фактическое время вылета рейса, «counter» — номер стойки регистрации, куда нужно пройти, и время начала посадки в самолет.

Регистрация может быть разбита по секторам, например, A, B, C и т.д., но направление к ним всегда показано на указателях. Стойки обычно еще разделены на эконом- и бизнес-класс. Не забудьте сверить номер рейса с номером, указанным над стойкой регистрации.

Сотрудник аэропорта на стойке регистрации после предъявления паспорта выдаст посадочный талон, на котором написан номер выхода на посадку, время ее окончания и уже определенный номер места в самолете. Маршрутную квитанцию показывать не обязательно. Также в момент регистрации взвесят багаж и ручную кладь, наклеят бирку на чемодан и на посадочный талон. Если обнаружится перевес, придется идти в кассу для оплаты. Не забудьте сразу поинтересоваться всеми нюансами перелета, особенно, если вы следуете с пересадками.

• как пройти к нужному выходу;

• перегрузят ли ваш багаж в пункте пересадке самостоятельно, или вам нужно его будет перерегистрировать (иногда этого требуют таможенные правила страны);

• могут ли вам выдать сразу посадочные талоны на все перелеты, если их несколько, или вам также нужно будет подойти на стойку регистрации в пункте пересадки.

Если вы уже зарегистрировались на рейс через интернет или в автоматической стойке саморегистрации, вам все равно нужно прийти в аэропорт не позднее указанного времени, чтобы багаж успели погрузить в самолет. Но для таких пассажиров обычно сделаны отдельные стойки под названием «Drop Off» — сдача багажа, где также можно распечатать посадочный талон.

Паспортный и таможенный контроль

После регистрации при входе в зону посадки пассажиры проходят предполетный контроль, который состоит, как правило, из 2-х этапов — проверка документов и проверка пассажиров и ручной клади. Под табличкой «Passport control» вас попросят предъявить паспорт для проверки данных. Здесь будут проверять только законность пребывания в стране вылета и проставят штамп о пересечении границы. Визу и другие документы проверят только на паспортном контроле после прилета в страну назначения. Не забудьте, на паспортном контроле позитивность и вежливость играют не менее важную роль, чем наличие правильно оформленных документов.

Читайте также  Можно ли оплатить багаж в аэропорту?

Также при вылете на международный рейс пассажиры проходят обязательную проверку багажа на соблюдение таможенного законодательства страны вылета — «Customs». Для ускорения этого процесса создали два варианта прохождения таможенного контроля. «Green channel» — «зеленый коридор» — если вы не везете предметов, надлежащих декларированию, только предметы для личного пользования и тогда просто проходите только паспортный контроль и досмотр. «Red channel» — «красный коридор» — если все-таки что-то нужно задекларировать.

Обратите внимание, что, если сдать багаж с запрещенными к ввозу/вывозу вещами, можно получить штраф или иное наказание. Понять, нужно ли что-то декларировать (писать заявление, что вы провозите той или иной предмет, имеющий ценность) или нет, можно заранее уточнив правила провоза вещей в/из данной страны на сайте таможенной службы. О российских таможенных правилах можно прочитать здесь.

Если вы везете с собой растения, вас могут попросить дополнительно пройти еще фито-контроль с предоставлением соответствующих документов. А если у вас с собой домашний питомец, то нужно обязательно пройти ветеринарный контроль, но еще до регистрации на рейс. Для этого заранее нужно подготовить ветеринарный паспорт, ветеринарное свидетельство и квитанцию об оплате провоза животного.

Уже после всех перечисленных контролей нужно будет пройти специальный досмотр ручной клади и пассажиров на предмет безопасности. На досмотре попросят пройти через рамку, снять обувь на каблуках, ремень, могут задать несколько вопросов по провозу тех или иных предметов и даже ощупать.

Посадка на рейс

Как правило посадка («boarding») на рейс начинается за 40 минут и заканчивается за 20 минут до вылета. Обязательно контролируйте время, так как очень легко засмотреться на ассортимент магазинов «Duty free» — беспошлинной торговли.

Чтобы найти свой выход на посадку, ориентируйтесь по указателям сразу после входа в зону посадки и по схеме аэропорта, ее можно найти на стендах и листовках на стойке информации. Не забудьте, что номер выхода на посадку, который написан на посадочном талоне, может измениться. Чтобы не пропустить такой случай, есть специальные световые табло с указанием всех рейсов и соответствующих им выходов на посадку.

На выходе нужно будет предъявить посадочный талон и паспорт, еще сотрудники авиакомпании могут еще раз проверить, есть ли у вас виза для страны пребывания. После стойки выхода через телетрап или автобус вы попадаете в самолет.

Как только вы окажитесь в аэропорту прилета, вам останется только снова пройти паспортный и таможенный контроль по прибытию, где проставят печать о въезде в страну и еще раз проверят документы.

Зона выдачи багажа обозначена вывеской «Baggage claim» и разделена на так называемые «карусели» по номерам рейсов. Чтобы быстро и легко найти именно свой чемодан из сотни других, пассажиры обычно упаковывают его в яркую обертку или, например, привязывают ленточки. Если не удалось найти свой багаж, то обязательно обратитесь на стойку «lost&found» — розыск багажа. Это нужно сделать не выходя из зоны прилета.

Как правило, если вы летите все рейсы одной авиакомпанией, или эти авиакомпании в одном альянсе, то вам не придется переоформлять посадочный талон и багаж в аэропорту пересадки, а только перейти на нужный выход в зоне посадки с одного самолета на другой. Тогда о багаже позаботится персонал: его перегрузят с самолета на самолет. Но бывают и исключения, например, когда таможенное законодательство страны предписывает обязательную проверку багажа или если вы летите разными авиакомпаниями. Обязательно поинтересуйтесь у сотрудников аэропорта о перегрузке багажа еще на регистрации в первом пункте вылета. Большинство случаев потери багажа именно в момент пересадки, особенно если стыковка короткая. Но даже если вы не получите потом багаж в конечном пункте, его обязательно доставят следующим рейсом. Если же у вас нет на руках второго посадочного талона, не переживайте, для таких пассажиров во всех международных аэропортах организована специальная транзитная или трансферная зона.

Транзит — это когда вы продолжаете свое путешествие тем же самым самолетом и тем же самым номером рейса, но у вас есть остановка в промежуточном аэропорту.

Трансфер — это когда вы путешествуете из пункта А в пункт Б одним рейсом, а в пункте пересадке дальше из пункта Б в пункт В летите другим номером рейса.

Для пассажиров в пересадочном аэропорту, как правило, организованы отдельные стойки регистрации. Найти их можно по указателям сразу после выхода из самолета. Также, как правило, сотрудники аэропорта уже заранее знают о таких пассажирах и могут проводить их в нужный зал или даже позвать поименно.

Ориентироваться лучше по специальному табло с надписью «Tranzit», где указаны все рейсы и внимательно слушать все голосовые объявления.

Как не заблудиться в аэропорту

  • Дешевые авиабилеты
  • Блог
  • Советы
  • Как быстро ориентироваться в аэропорту

Аэропорт может показаться настоящим лабиринтом, особенно для неопытного путешественника. Собрали советы, благодаря которым вы не потеряетесь и не пропустите свой рейс.

Общие советы

Обязательно приезжайте в аэропорт заранее, особенно если вылетаете из него впервые. Для рейсов по Казахстану нужно приезжать как минимум за два часа до вылета, для международных — за три. Лучше подождать немного перед самой посадкой на самолет, чем бежать из одного терминала в другой.

Заранее уточните, из какого терминала аэропорта вы вылетаете. Это можно узнать из онлайн-табло аэропорта, билета или просто загуглив номер рейса (например, U6 2464).

Вылет из каждого аэропорта устроен примерно одинаково, поэтому, зная этапы и их названия на английском, можно спокойно ориентироваться практически где угодно.

Входной контроль

В некоторых аэропортах досматривают всех посетителей еще на входе. Обычно это быстрая и простая процедура: вам нужно пройти через рамку металлоискателя (не забудьте выложить все металлические предметы из карманов), а сумки пропустить через рентгеновский сканер.

В большинстве аэропортов Европы такого досмотра вообще нет, а если он и встречается, то занимает меньше пяти минут.

Регистрация на рейс и регистрация багажа

Тем, кто не зарегистрировался на рейс онлайн, нужно найти свой рейс на табло вылета ( Departures ). Если регистрация на него уже началась (в строке с рейсом написано Check-in , Сheck-in open или Open ), рядом будет указан номер нужной стойки регистрации. Подойдите туда, чтобы получить свои посадочные талоны и сдать багаж.

Обычно регистрация начинается за 2-3 часа до вылета. Если на табло вылета рядом с рейсом написано On time , это означает, что вы просто приехали до ее начала, но самолет вылетит вовремя. Delayed говорит о том, что рейс задержан, а Cancelled — отменен.

А вот Boarding или Check-in closed означают, что вы опоздали и регистрация закончена. В этом случае не стоит устраивать скандал и требовать посадки на рейс — это все равно не сработает. Лучше узнайте у представителя авиакомпании, есть ли возможность полететь следующим рейсом.

Таможенный контроль

Этот шаг касается только тех путешественников, которые летят в другую страну. В иностранном аэропорту ищите указатель Customs или Customs control . Если у вас нет вещей для декларирования, выбирайте зеленый коридор, который обозначается как Nothing to declare . Если везете что-то особенное, то идите по указателям Goods to declare .

Паспортный контроль

Если вы вылетаете за пределы Казахстана, то перед полетом вам нужно будет пройти паспортный контроль. Ищите указатели Border control или Passport control и держите при себе паспорт и посадочный талон.

Когда подойдет ваша очередь, отдайте пограничнику паспорт без обложки и посадочный. Если все в порядке, вам поставят печать о выезде из страны и пропустят дальше. Та же процедура ожидает вас и по прилету в страну назначения.

Предполетный досмотр

Этап обязателен для всех путешественников, вне зависимости от места назначения. Он напоминает досмотр на входе в аэропорт, но в разы строже и тщательнее .

Ручную кладь нужно пропустить через рентген, предварительно вынув жидкости, ноутбуки и планшеты (верхняя одежда отправится с ними же). Перед прохождением рамки металлоискателя достаньте из карманов все металлические предметы и снимите ремень. В некоторых случаях придется разуться, но лучше дождаться указаний работников службы безопасности.

Зона вылета

Поздравляем! Вы почти добрались до самолета.

В посадочном талоне указан выход на посадку ( gate ). Обычно это английская буква и число, например, A38. Ориентируясь по указателям, найдите свой гейт — это лучше не откладывать, чтобы не искать его по всему аэропорту во время last call .

Когда разберетесь с расположением гейта, можете наслаждаться всеми радостями транзитной зоны: дьюти-фри и невозможно дорогой едой в ресторанах. Время от времени проверяйте номер гейта на табло вылета: иногда он меняется в последний момент.

Когда начнется посадка, дайте работнику авиакомпании свой посадочный талон и паспорт, а затем направляйтесь в самолет или автобус, который вас к нему отвезет.

Паспортный контроль

По прилету вам нужно будет пройти еще один паспортный контроль — на этот раз для того, чтобы поставить штамп о въезде в страну. Пограничник может спросить о целях визита и сроках пребывания — лучше отвечать честно и без нервных заминок.

Получение багажа

Не забудьте забрать багаж! Для этого ищите указатель Baggage или Baggage claim , а среди багажных каруселей — ту, над которой будет указан номер вашего рейса.

Таможенный контроль

Последнее, что отделяет вас от выхода из аэропорта в другой стране — таможня или Customs . Здесь правила такие же, как и в аэропорту вылета: если декларировать нечего, используйте путь Nothing to declare , если есть декларируемые предметы , то вам в Goods to declare .

Трансфер

Летите с пересадкой? Тогда в трансферном аэропорту есть несколько вариантов развития событий.

  1. Пассажирам с единым билетом на оба рейса или тем, кто летит без багажа, нужно просто идти по указателям Transfer или Flight connection . Они приведут на паспортный контроль, после которого останется только найти гейт для следующего вылета.
  2. Тем, у кого два разных билета, придется получить багаж, выйти в основную часть аэропорта, а затем снова пройти весь путь с первого этапа. В таком случае еще во время покупки билетов стоит проверить, что вы прилетаете и улетаете из одного и того же аэропорта (а в идеале — из одного терминала). Это хотя бы немного сократит время на пересадку.
Читайте также  Что такое гейт в аэропорту?

Как работают аэропорты во время пандемии COVID-19: новые правила и требования

Пандемия коснулась многих сфер жизни. Помимо постоянного аксессуара в виде защитной маски, люди столкнулись с новыми правилами и запретами. Острый вопрос – авиаперелеты. Многие страны закрыли международное воздушное сообщение, но внутренние перелеты выполняются.

Перед вылетом нужно уточнить требования, предъявляемые к пассажирам в конкретном аэропорту в связи с коронавирусом. Также стоит помнить, что в регионах правила перелетов могут отличаться.

В статье мы расскажем об основных новых правилах и требованиях в аэропортах в связи с коронавирусом, как и где проверяют справки на ковид, что делать при положительном тесте, какие меры безопасности нужно соблюдать пассажирам в аэровокзале.

Новые правила и требования в аэропортах во время пандемии

Для контроля распространения коронавирусной инфекции в местах большого скопления людей действуют правила поведения. Аэропорты – места повышенного риска.

Основные правила безопасности в аэропортах во время ковида:

  • не допускать большого скопления людей;
  • измерять температуру пассажиров;
  • проводить санобработку помещений;
  • следить за наличием масок и перчаток;
  • контролировать поведение пассажиров во время получения багажа.

Роспотребнадзор рекомендует менять маски каждые три часа и не забывать о мерах безопасности. В российских аэропортах при совершении внутренних рейсов не требуют справку об отсутствии коронавируса. Тест на ковид необходим для международных перелетов.

Коронавирус может протекать бессимптомно, поэтому следует позаботиться о перелете заранее и получить справку не для аэропорта, а для своей уверенности. Пассажиров с повышенной температурой тела не допустят к посадке в самолет.

Что касается международных перелетов, нужно уточнять информацию у туроператора. Возможно, справка об отсутствии коронавируса потребуется в месте назначения.

Нужна ли справка об отсутствии коронавируса

В российских аэропортах справка с отрицательным результатом теста на ковид не нужна. Эту меру официально отменили в июле 2020 года.

Если турист отправляется, например, в Крым, в аэропорту Симферополя справку об отсутствии коронавируса не потребуют. Однако стоит учитывать, что в условиях пандемии коронавируса регионы России могут устанавливать собственные ограничения.

Для поездок за границу нужно уточнять этот момент у туроператоров. Для большинства направлений справка необходима.

Как и где проверяют тест на COVID-19

Роспотребнадзор ограничил работу российских международных аэропортов. Сейчас вылететь за рубеж можно из крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани, Калининграда, Новосибирска, Самары, Владивостока, Грозного, Уфы, Красноярска, Кемерово, Петропавловска-Камчатского.

С 8 февраля открыты аэропорты Астрахани, Екатеринбурга, Иркутска, Махачкалы, Минеральных Вод, Нижнего Новгорода, Перми и Хабаровска. Информация может меняться, ограничения постепенно снимаются.

Туристов интересует, делают ли тест на коронавирус в аэропортах. В авиагаванях спокойно пропускают туристов по время пандемии. Проверку на ковид могут сделать по прилете. Если пассажиру стало плохо во время рейса, его могут проверить на Covid-19 в любом аэровокзале России.

В зоне контроля сотрудники аэропорта не проверяют справки на ковид. Пассажирам выдают специальные анкеты для заполнения. Так отслеживают перемещения граждан и записывают их данные. Все прибывшие из-за границы должны в течение трех дней сдать тест на коронавирус и загрузить его результаты на сайт «Госуслуги». Можно ускорить этот процесс и пройти проверку в здании аэропорта.

Место проведения теста можно узнать на стойке информации. Все медпункты, где делают тестирование на коронавирус, оснащены необходимым оборудованием. Анализ крови отправляют в поликлиники, экспресс-тесты есть на месте.

Что делать, если в аэропорту обнаружат ковид

Пассажиры должны быть готовы к измерению температуры в аэропортах и при вылете, и по прилете. Если она будет повышена, сотрудники аэровокзала отправляют путешественника на прохождение экспресс-тестирования.

Если подтвердится заражение одного из пассажиров рейса по прилете, всем, кто был на борту, придется пройти тест на коронавирус и соблюдать режим самоизоляции. Об этом туристам сообщают сотрудники аэропорта. При соблюдении личных мер безопасности вероятность заражения значительно снижается.

Меры безопасности на территории аэровокзала

Правила в аэропортах во время коронавируса необходимо соблюдать для безопасности пассажиров и сотрудников. При новой вспышке заболеваемости все рейсы будут отменены.

Для удобства пассажиров основные рекомендации указаны на специальных табличках, среди которых:

  • соблюдение социальной дистанции;
  • наличие защитных масок и перчаток;
  • онлайн-регистрация на рейсы;
  • использование антисептиков.

Нужно избегать скопления людей и использовать средства индивидуальной защиты. Сотрудники настоятельно рекомендуют регистрироваться на рейсы на сайте. Это поможет избежать столпотворения в зоне стоек регистрации.

Пик заболеваемости коронавирусной инфекцией в России уже пройден. В питерском аэропорту Пулково пассажиры могут посещать кафе и закусочные. Подобная обстановка наблюдается и в столичных аэровокзалах – Шереметьево, Внуково и Домодедово продолжают работу в штатном режиме. Правда, посетителей кафе и ресторанов рассаживают через одного.

Правила вылета из российских аэропортов не изменились. Пассажиры проходят зону контроля, досмотр, отправляются в зону ожидания и проходят на посадку. Чтобы минимизировать контакт, сотрудники авиагаваней запускают людей в каждую зону небольшими группами.

НИКОГДА не делайте этого в аэропорту в закладки 10

Большинство путешествий начинается с аэропорта, и тут кроется много нюансов — от сдачи багажа до прохождения паспортного контроля. Кажется, все знают, что не стоит опаздывать на рейс, шутить о бомбах в чемодане и налегать на алкоголь во время полета. Но есть неочевидные причины, по которым пребывание в аэропорту может стать неприятным, а само путешествие — оказаться под угрозой.

1. Приезжать раньше, чем за 3 часа до вылета

Регистрация на рейс и прием багажа начинаются за 2 часа для внутренних рейсов и 2–3 часа для международных. Пассажиры, которые приехали намного раньше, обречены коротать время в ожидании сотрудников авиакомпании. Хорошо, если это аэропорт Чанги в Сингапуре, где есть чем заняться. Плохо — когда улетаете из маленьких городов Азии и Южной Америки.

2. Носить телефон и мелочь в карманах

После регистрации пассажир должен пройти досмотр через металлодетектор. Перед ним часто просят выложить в лоток монеты и мобильный телефон. Чтобы не задерживаться на досмотрах, сложите металлические вещи в пакет и поместите в ручную кладь.

Во время досмотра многие пассажиры также снимают украшения и кладут их в лоток. Этого как раз делать не стоит, потому что большинство сканеров в аэропортах настроены на поиск металлов с магнитными свойствами. Золото и серебро же относятся к диамагнетикам, чья магнитная восприимчивость крайне мала, и детектор на них не реагирует. Однако некоторые рамки все же могут сканировать ювелирные изделия. В таких случаях выстраивают уровень чувствительности, который не реагирует на маленькое количество металла.

3. Есть в аэропорту перед вылетом

Цены в точках питания в аэропорту превышают городские в 1,5–2 раза. Так, «Воппер» в обычном Burger King стоит 196 рублей, а в аэропорту «Домодедово» — уже 300. Владельцы кафе и ресторанов объясняют это высокой арендной платой в аэропортах и строгими требованиями со стороны контролирующих органов. Когда цены в аэропорту станут приемлемыми — неизвестно, поэтому экономные путешественники обедают заранее, чтобы не платить втридорога.

4. Сообщать о перевесе багажа

Перед сдачей в багаж сумки и чемоданы взвешивают на стойке регистрации. Если на табло высвечивается перевес, а сотрудник авиакомпании напряженно молчит, нужно просто не напоминать ему об этом. Обычно они закрывают глаза на лишние 2–3 кг багажа и не берут дополнительную плату. Другое дело лоукостеры — в таком случае нужно быть готовым заплатить за превышение нормы.

5. Сдавать ценные вещи в багаж

По данным швейцарского информационного агентства SITA за 2019 год, почти 4,5 млн сумок и чемоданов, сданных в багаж, были повреждены или украдены. Поэтому ценные и хрупкие вещи — ноутбук, камеру, деньги, важные документы — стоит перевозить только в ручной клади.

6. Класть электронику и жидкости из ручной клади на дно сумки

На предполетном досмотре часто просят выложить электронные девайсы и жидкости до 100 мл в специальный лоток. Если они лежат внизу сумки, приходится стоять посреди зоны досмотра, перерывать ручную кладь и доставать нужные вещи. Избежать такой ситуации можно, если правильно сложить багаж:

  • одежду и обувь компактно разместить на дне сумки;
  • документы и деньги разложить по внутренним карманам;
  • сверху разместить крупную электронику (камеру, ноутбук, внешний жесткий диск, пауэрбанк) и жидкости до 100 мл в прозрачном пакете;
  • наушники и зарядные устройства положить в маленькие внешние карманы.

7. Перекладывать лекарства из ручной клади в багаж

Ограничение в 100 мл для жидкостей в ручной клади можно обойти, если проносить на борт детское или лечебное питание. Его можно брать в количестве, достаточном для всего времени полета.

Кроме того, пассажиры имеют право пронести на борт:

  • термометр для измерения температуры тела, который не содержит ртуть;
  • ртутный термометр, упакованный в контейнер и опечатанный специальной пломбой;
  • ртутный тонометр для измерения давления — 1 на пассажира и обязательно в футляре;
  • перекись водорода — не более 100 мл 3%-го раствора на пассажира;
  • одноразовая зажигалка — 1 шт.;
  • лекарства с рецептом и справкой от врача.

8. Обматывать ручную кладь пищевой пленкой

Сотрудники службы досмотра имеют право вскрыть ручную кладь и внимательно осмотреть содержимое. Обернув сумку толстым слоем пищевой пленки, как делают многие, вы рискуете потратить гораздо больше времени на простую процедуру.

9. Переживать о вреде сканеров для здоровья

Сканеры тела бывают 2 типов:

  • на основе обратного рассеивания — состоят из 2 рентгеновских детекторов, лучи которых не проходят сквозь тело, а отражаются друг от друга. Результат — отображение разным цветом веществ, отличающихся по плотности. Мышцы на картинке будут светлые, а металл — темным;
  • микроволновые сканеры — это кабинки с вращающимися антеннами. Они используют волны миллиметрового диапазона и создают более четкое и реалистичное изображение на экране.

Производители сообщают, что оба типа сканера безопасны для здоровья. Мощность первого сравнима с дозой радиации, которую пассажир получает за 2 минуты полета, а второго — с излучением вашего смартфона.

Читайте также  Сколько ехать от аэропорта Стамбула до центра?

10. Спорить с сотрудниками службы досмотра

Правила провоза жидкостей прописаны буквально везде: на сайтах аэропортов, перевозчиков, онлайн-касс и даже в авиабилетах. Однако все равно находятся пассажиры, которые везут в ручной клади любимые духи или крем объемом больше 100 мл. Увы, но сотрудники службы досмотра имеют полное право их конфисковать или не пропустить пассажира в случае отказа.

Другие камни преткновения — долгая процедура досмотра, рамки сканирования, излишняя, как иногда кажется, придирчивость сотрудников. Особенно раздражает необходимость снимать ремень и ботинки. За последнее надо «сказать спасибо» Ричарду Рейду. 22 декабря 2001 года он пронес на рейс взрывчатку в каблуках ботинок. К счастью, преступника задержали, но с тех пор в аэропортах со строгим досмотром заставляют сканировать обувь отдельно.

Темпераментные пассажиры часто не выдерживают давления и начинают открыто конфликтовать с работниками службы. Такая эмоциональность может поставить крест на поездке. Если пассажир уклоняется от проверки, активно вмешивается в процесс или угрожает физической расправой, сотрудники контроля обязаны вызвать полицейских и передать им нарушителя.

11. Не сверяться с табло вылета

Время и номер выхода на посадку фиксируются в посадочном талоне. Но часто бывает, что они меняются в последний момент. В то же время пассажиры, которые приехали заранее, коротают часик-другой в Duty Free и забывают смотреть на табло вылета. В подобной ситуации есть все шансы опоздать на рейс. Чтобы такого не случилось, возьмите за правило каждые 15–20 минут проверять, не изменились ли время и номер выхода.

12. Любой ценой пытаться выйти из самолета раньше остальных

Причиной может быть стыковочный рейс, ожидающий на улице трансфер или просто желание скорее покинуть самолет после долгого полета. Увы, но растолкать толпу в проходе вряд ли получится. Особенно если вы сидели в хвосте. Вместо этого пассажир только испортит себе настроение, но все равно выйдет после остальных. Лучшая стратегия — спокойно сидеть на месте и ждать своей очереди на выход.

13. Аплодировать при посадке

Пилоты сомневаются, что пассажиры могут сделать правильные выводы о качестве посадки. Отсутствие тряски в полете — отнюдь не признак мастерства, и аплодисменты могут быть незаслуженными. В то же время если экипаж сражается с боковым ветром и с трудом приземляется на короткую посадочную полосу, то за сильную тряску вместо аплодисментов он получает плохие отзывы о полете. Хотя проявил недюжинные усилия для безопасной посадки.

Кроме того, пилоты акцентируют внимание на том, что приземление — это еще не посадка. Ею считается полная остановка самолета возле трапа. Даже в это время могут случиться форс-мажорные ситуации, поэтому экипаж просит вас не отстегивать ремни. Когда в процессе выруливания пассажиры начинают хлопать, сотрудники, мягко говоря, недоумевают: посадка-то еще не закончилась.

Но главное, перед чем меркнут даже предыдущие доводы, — это то, что пилоты из-за дверей кабины, скорее всего, вас просто не слышат.

14. Не готовиться к паспортному контролю

Вот топ-5 вопросов, которые вы, скорее всего, услышите на границе:

  • Какова цель вашего визита?
  • Как долго будете в стране?
  • Где планируете остановиться?
  • Какой ваш род деятельности?
  • Есть что декларировать?

Продумайте ответы на эти вопросы заранее. Так вы будете выглядеть увереннее на паспортном контроле и сократите время прохождения границы.

Кроме того, заранее распечатайте обратные билеты и бронь отеля — пограничник может спросить официальное подтверждение планов поездки. Также перепишите адрес гостиницы на бумажку на случай, если офицер поинтересуется точным местом пребывания.

15. Давать офицеру паспорт в обложке

На паспортном контроле можно увидеть 2 предупреждающие надписи: о том, что не стоит давать офицеру документ в обложке, и об ответственности за попытку взятки.

Дело в том, что в карманы обложки удобно класть деньги. Это нередко используется как возможность дать взятку офицеру. Сейчас служащие просят снимать обложку с паспорта, чтобы оградить себя от подозрений. Если сделать иначе, случайно забыть в обложке деньги и в таком виде протянуть документ пограничнику, он может расценить это как попытку дать взятку и задержать нарушителя.

Еще одна причина — обложки часто затрудняют считывание информации с электронного чипа в паспорте.

16. Много болтать на паспортном контроле

Одна из задач офицера — отслеживать попытки въезда нелегальных работников и мигрантов. Особо внимательный досмотр ждет на границе США, Канады и Австралии. За дружелюбными расспросами о том, куда едете, что планируете делать, есть ли друзья или родственники в стране, скрываются попытки отследить риски. Поэтому лучшая стратегия — не болтать много с пограничником, а отвечать на вопросы кратко и дружелюбно. Для путешествия идеально подойдет схема «Я турист, приехал в страну на Х дней, хочу посмотреть то-то и то-то».

А каких ситуаций вы бы посоветовали избегать в аэропорту?

Советы «Ъ»: как отказаться от полета при длительной задержке вылета

В первых числах декабря вокруг рейсов, которые «Аэрофлот» задержал в Шереметьево, развернулся скандал: пассажиров по многу часов держали в самолетах, не позволяя вернуться для ожидания в терминал и даже просто отказаться от перевозки. Проблема неуникальна, она возникает регулярно — не только при задержках вылета, но и, например, при временных посадках на запасные аэродромы. “Ъ” вместе со старшим юристом коммерческой практики Goltsblat BLP Екатериной Кузнецовой и юристом правового отдела HEADS Consulting Ириной Баскаковой разбирался, какие права имеет пассажир, закрытый в салоне самолета.

Согласно Воздушному кодексу РФ и Федеральным авиационным правилам (утверждены приказом Минтранса от 28 июня 2007 года №82) пассажир имеет право отказаться от перевозки. Отказ может быть добровольным или вынужденным, например, из-за отмены рейса, задержки отправления или выполнения его не по расписанию. Кроме того, вынужденный отказ может быть обоснован болезнью пассажира, члена его семьи или родственника, следующего вместе, смертью члена семьи пассажира или близкого родственника. В таких случаях об отказе нужно сообщать до окончания регистрации на рейс, а обстоятельства должны быть документально подтверждены.

При этом законодательством не предусмотрены какие-то специальные основания или сроки, в течение которых пассажир может покинуть самолет, если он внезапно передумал лететь. Это право на добровольный отказ от перевозки. Вопрос только в моменте, до которого его можно осуществить.

Пассажир имеет полное право без проблем и осложнений покинуть самолет вплоть до команды на взлет от командира экипажа. Эта команда, в свою очередь, поступает только в случае разрешения на взлет со стороны наземных служб аэропорта, когда горит лампочка о герметичном закрытии дверей в кабине пилота, пассажиры на своих местах, пристегнуты (о чем сообщает табло «пристегните ремни»), судно исправно по всем навигационным приборам и находится на взлетно-посадочной полосе (ВПП). Важно различать площадку-стоянку, где пассажиры с поданного трапа садятся или покидают самолет, где производится погрузка багажа, и саму взлетно-посадочную полосу (строго определенный прямоугольный участок).

Если начать двигаться по самолету во время его выруливания на взлет, то экипаж на абсолютно законных основаниях потребует срочно занять свое место и имеет полное право применить силу. Если пассажир, находясь в самолете, который уже начинает или начал движение, внезапно отказывается от перевозки, то к разрешению вопроса срочно подключается служба авиационной безопасности. Самолет могут развернуть и устроить повторный досмотр всех пассажиров и багажа, а с отказавшегося пассажира авиакомпания имеет право взыскать убытки через суд. Отказавшийся от перевозки пассажир тоже проходит повторный досмотр, если он покинул стерильную зону аэропорта, говорит Ирина Баскакова, а в случае международных рейсов и таможню.

Да, команда дана, и пассажиров об этом оповещает командир самолета, загораются все табло.

На любом этапе, кроме взлета, пассажир имеет право на выход. Он должен обратиться через бортпроводников с требованием к командиру. Тот вызывает наземные службы, чтобы забрали пассажира и багаж.

Воздушный кодекс, ФАП-82, ст. 22 п. 226. В то же время достаточно четко момент, когда еще можно выйти из самолета, а когда нет, не описан ни в одном документе.

В нормальной ситуации начало посадки пассажиров означает, что командир уже получил информацию о погоде в пункте назначения, все прочие данные о полете, самолет заправлен топливом, загружено бортпитание и экипаж рассчитывает на взлет в ближайшее время. Задержка может быть только из-за облива судна реагентами, выгрузки багажа опоздавшего пассажира, очереди на взлет. Но в последнем случае самолет уже стоит на рулежной дорожке с включенными двигателями.

В законе не записано, где происходит задержка — в терминале аэропорта или в самолете, главное, что самолет не начал движение. Поэтому права аналогичны. При задержке рейса на два часа и более пассажир имеет право на два телефонных звонка или сообщения по электронной почте. Кроме этого авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками. При задержке рейса более чем на четыре часа перевозчик обязан обеспечить всех горячим питанием. Питание авиакомпания должна предоставлять каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь — в ночное. В случае задержки самолета на восемь часов и более в дневное время (шесть и более — в ночное) авиакомпания должна разместить пассажиров в гостинице, организовать трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно и хранение багажа.

В Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот» в п. 10.1.4 говорится, что авиакомпания несет ответственность за просрочку доставки пассажира (багажа) в пункт назначения, уплачивая штраф в размере 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Авиакомпания освобождается от штрафа, если докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью его пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от нее.

Если задержка длительная, то пассажир имеет право на перевозку другим рейсом.

Да, такое право есть, поскольку салон самолета — не зал ожидания аэропорта, где пассажир и должен находиться в случае многочасовой задержки рейса.

Если самолет не рулил на взлет, то не может. Разумеется, если не было рукоприкладства и агрессии.

Если самолет не рулил и была длительная задержка, то оснований для взыскания компенсации с пассажира нет.