Как получить билет по маршрутной квитанции?

Что делать с маршрутной квитанцией электронного билета

С 2006 года появились электронный билет и маршрутная квитанция, а еще спустя два года все авиакомпании обязали предоставлять услуги онлайн регистрации и оформления проездных документов в электронном виде. Пока принятые нововведения вызывают массу вопросов, главный из которых: на e-mail пришла маршрутная квитанция электронного билета. Что с ней делать?

Маршрутная квитанция и информация в ней

Маршрутная квитанция — это официальный документ, подтверждающий приобретение электронного билета. Ее высылают на e-mail после совершения сделки. Маршрут-квитанция, или в английском варианте itinerary receipt, не является обязательным документом для предъявления в аэропорту, но распечатать ее не помешает. На ней указана информация о предстоящем рейсе:

  • номер билета;
  • ФИО пассажира;
  • номер рейса;
  • название авиакомпании;
  • информация о багаже;
  • дата и время полета;
  • пункт прилета;
  • данные об оплате;
  • бронированный код.

Последний пункт важен и содержит информацию о покупке билета. Бронированный код понадобится при онлайн регистрации. Также в маршрут-квитанции указывается тариф, такса и сборы.

Тариф — это базовая стоимость электронного билета. От него исходят в расчетах сборов или штрафов. Такса — это суммы, не подлежащие возврату.

Сборы представляют собой различные удержания, которые авиакомпания не выплачивает при возврате билета. В них, например, входит топливный сбор.

Отличия маршрутной квитанции от электронного билета

Многие пассажиры, в первый раз оформившие покупку авиабилетов через интернет, не могут разобраться: маршрутная квитанция и электронный билет — это одно и тоже или нет?

Что такое маршрут-квитанция, мы уже разобрали — это подтверждение факта приобретения авиабилета через интернет. Но только с ней попасть на борт самолета невозможно. Для этого нужен сам билет как проездной документ и посадочный талон.

Электронный билет, так же, как и обычный, подтверждает сам факт оплаты вами места в самолете на определенный рейс. Без него любой пассажир является зайцем-безбилетником. Посадочный талон оформляется пассажиру в аэропорту после прохождения процедуры регистрации. Этим перечисленные документы и отличаются.

Как пользоваться электронным билетом на самолет

Разница между этими документами хорошо видна на примере покупки авиабилета в Аэрофлоте. Пассажир заходит на сайт Аэрофлота или любого агрегатора, выбирает рейс и оплачивает билет. Его электронная копия остается в системе, а пользователю на почту высылается маршрутная квитанция. Это своеобразный кассовый чек, который большинство покупателей выбрасывают, но некоторые сохраняют. В каких случаях это необходимо, разберем чуть позже. А пока пассажиру нужно распечатать ее и положить вместе с другими документами.

Так выглядит маршрутная квитанция на самолет Аэрофлота:

В аэропорту он предъявляет паспорт, проходит регистрацию и получает посадочный талон. Если пассажир решит пройти онлайн регистрацию, стоит узнать, как получить посадочный талон на самолет по электронному билету. Для этого нужны только номера самого билета и рейса. После заполнения соответствующих полей посадочный талон высылается на электронную почту. Его необходимо распечатать и уже не беспокоиться о прохождении регистрации в аэропорту.

Если посадочный талон не распечатан или его бумажная копия утеряна, восстановить его можно на стойках, предназначенных для самостоятельной регистрации. Эти же номера нужны, чтобы забронировать места в самолете по электронным билетам.

Редко пассажиров ставит в тупик ситуация, когда в маршрутной квитанции нет номера билета. Что делать в этом случае? Можно ничего не делать и сотрудники авиакомпании сами определят ваше место при посадке на борт. Если такой вариант не устраивает, укажите желаемые места на сайте при прохождении онлайн регистрации. В этом случае помните, что за лучшие места в салоне придется доплатить.

В каких случаях маршрут-квитанция может понадобиться

По общим правилам авиаперевозок иметь при себе напечатанную маршрутную квитанцию необязательно. Но бывают такие ситуации, при которых она нужна. Например, ее могут попросить предъявить при входе в аэропорт как доказательство того, что пассажир действительно в ближайшее время улетает.

Также маршрут-квитанция пригодится в путешествиях за границу: она станет залогом того, что надолго пассажир в этой стране не останется. По ней же в посольстве получают визу.

После предъявления маршрутной квитанции в бухгалтерии получают потраченные на перелет деньги, если путешествие совершалось по рабочим делам.

Как получить авиабилет после оплаты через Интернет

Как получить авиабилет после заказа. Помните, что электронный билет – это бронь. Фактически, получить билет невозможно. На почту после покупки пассажиру приходит маршрутная квитанция – сведения о перелёте. По форме квитанция очень похожа на билет.
Маршрутная квитанция для авиакомпаний силы не имеет. Она необходима для спокойствия пассажира. Так, отправляясь в воздушное путешествие, можно быть уверенным: доставят куда надо и как надо.

Как получить авиабилет после заказа

Как получить авиабилет после заказа.
Электронный билет – это бронь места в самолёте. Когда платёж прошёл, на электронную почту пассажир получает маршрутную квитанцию – её и принято называть билетом. На документе вы найдёте всё то, что хочется увидеть на настоящем билете: информацию о пассажире, дате и времени вылета, дате и времени прибытия, рейсе.

Как получить авиабилет после оплаты на сайте

Как получить авиабилет после заказа. Предлагаемый нами поиск изучает авиабилеты множества авиакомпаний и выдает довольно быстро самые дешевые авиабилеты на самолет.
Оплата авиабилета может быть выполнена совершенно любым удобным для Вас способом — электронными деньгами, наличным расчетом, банковским переводом, банковской картой. Моментально после оплаты авиабилета покупатель получает на е-мейл маршрут-квитанцию с подробной информацией о предстоящем полете.

Достоинства приобретения электронного авиабилета на самолет.
В электронном виде билет имеет существенные достоинства по сравнению с бумажным билетом. Электронный билет невозможно утерять, потому что весь объем информации сохранен надежно в базе данных авиаперевозчика. Кроме этого, электронный билет невозможно фальсифицировать, что является залогом безопасности для пассажира.

Найдя через поисковую форму необходимый билет на самолет, Вы жмете на кнопку купить, и сразу после этого мы перенаправляем Вас на официальную специальную страницу нашего партнера-компании, где можно зарезервировать и приобрести авиа билет.

Если Вы оплачиваете билет кредитной или дебетовой банковской картой, в течении 24 часов на указанный Вами адрес электронной почты, Вам вышлют Ваш электронный билет. 24 часа требуется для подтверждения оплаты Банком.
При оплате наличными в любом офисе компании «Евросеть», в течении 24 часов с момента оплаты, указанный Вами адрес электронной почты, Вам вышлют Ваш электронный билет.

В случае, если Вы оплачиваете билет по безналичному расчёту (банковский перевод), то сначала на указанный Вами адрес электронной почты, Вам вышлют счёт для оплаты заказа. После того, как деньги будут получены, Вам сразу же вышлют маршрутную квитанцию.

Полученный электронный авиабилет вам нужно будет распечатать и иметь при себе на всём протяжении авиаперелёта. При заграничных поездках, при прохождении паспортного контроля, Вас могут попросить предъявить распечатку электронного билета.

В случае, если Вы не получили письма с реквизитами вашего билета или Вы указали неправильный e-mail адрес и письмо было утеряно, Вы можете связаться по телефону или электронной почте, Ваш заказ найдут по имени и фамилии и вышлют Вам снова. При обращении в службу поддержки сообщите, пожалуйста, на кого был оформлен заказ и на какое направление были заказаны билеты.

Как получить авиабилет после заказа. И так на указанный в заказе адрес электронной почты будет прислана маршрутная квитанция.
Тем, кто задается вопросом: «как получить электронный авиабилет?» отвечаем: это невозможно.
Забронированный электронный авиабилет — это запись в базе данных авиакомпании. При успешной оплате в базе данных формируется запись, которая и является авиабилетом и имеет тринадцати значный номер.
Когда кто-то хочет получить электронный авиабилет, вероятно, он имеет в виду выписку из базы данных— маршрутную квитанцию.

Маршрутная квитанция является подтверждением того, что вам были оформлены электронные авиабилеты, и содержит всю необходимую информацию о перелете.
Наличие маршрутной квитанции — необязательное условие полета.

Подробнее про маршрутную квитанцию.
Электронный авиабилет — это запись в базе данных авиакомпании. Пассажир может узнать информацию о предстоящем полете, прочитав маршрутную квитанцию.

Маршрутная квитанция (itinerary receipt) оформляется для подтверждения покупки электронного авиабилета. Маршрутная квитанция — прообраз электронного билета, она является подтверждением того, что вам были оформлены электронные авиабилеты, и содержит всю необходимую информацию о перелете.
В зависимости от системы бронирования, маршрутные квитанции могут выглядеть по-разному.

При этом они всегда содержат следующие сведения:
• имя пассажира,
• название авиакомпании,
• название агентства, выписавшего билет,
• код брони, на основании которой был выписан билет,
• номер паспорта пассажира,
• дату рождения пассажира,
• дату выписки билета,
• город вылета (FROM) и город прибытия (TO),
• номер рейса,
• класс бронирования (обычно первый класс обозначается буквами F, P, A; бизнес — J, C, D, I, Z; эконом — W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X)
• дату и время вылета,
• норму провоза багажа,
• стоимость авиабилета.

Один из главных вопросов — какое время указывается в авиабилетах.
В авиабилете всегда указывается местное время. Если вы вылетаете из Воронежа, то время воронежское; если из Хабаровска — хабаровское. Время прилета тоже указывается местное.

Как получить авиабилет после заказа.
Маршрутная квитанция
отправляется по электронной почте сразу после онлайн-оплаты и оформления авиабилетов.
Как правило, в большинстве случаев необязательно иметь при себе маршрутную квитанцию во время поездки. Но тем не менее, лучше все таки распечатать и взять её с собой.

Маршрутная квитанция может понадобиться, например, для прохода в здание аэропорта. Обязательно иметь при себе маршрутную квитанцию при полете за рубеж, для прохождения паспортного контроля в аэропортах. В этом случае квитанция подтверждает, что у вас есть обратный билет или вы следуете далее по маршруту.

Как получить электронный авиабилет после заказа

Электронные авиабилеты — современный стандарт, и их всего лишь нужно распечатать перед рейсом. Основная доля авиакомпаний, в которых вы будете покупать авиабилеты онлайн, продает только такие билеты. Так как бронирование авиабилетов через интернет, это удобно не только Вам, пассажирам, но и авиаперевозчикам — за счет этого они снижают расходы, например такие как финансирование дополнительных офисов и касс.

Читайте также  Как восстановить жд билет для отчета?

Самый быстрый способ приобретения авиабилета

Как получить авиабилет после заказа. После оплаты на сайте на ваш адрес электронной почты, указанный при бронировании, будет отправлено письмо с Маршрут квитанцией ( электронным билетом, где необходимо проверить наличие 13-ти значного номера билета), дающим право перелета по выбранному маршруту.
При бронировании убедительно просим указывать действующие электронные адреса, т.к. в случае изменений (задержка рейса, отмена рейса и пр.) информация о таких изменениях будет направляться на указанный в бронировании электронный адрес.

Вы сразу сможете распечатать этот электронный билет на своем домашнем принтере и ехать в аэропорт.
На вашу электронную почту, указанную при оформлении брони, как правило будет также продублирована ссылка на страницу с вашим авиабилетом.
Внимание! Если по каким-то причинам вы не получили на свой e-mail письмо с маршрут квитанцией или в ней отсутствует 13-тизначный номер билета, просим вас связаться со службой поддержки по телефонам, указанным на сайте.

Как получить авиабилет после заказа. Получение авиабилетов. Как получить электронный авиабилет. Как получить авиабилет после заказа. Как получить авиабилет после оплаты на сайте. Как получить билет после его покупки через Интернет. Сервис заказа авиабилетов через интернет. Авиабилеты онлайн. Как получить маршрутную квитанцию. Самый быстрый способ приобретения авиабилета. Вы получаете авиабилет не вставая из-за компьютера.

Вы получаете авиабилет не вставая из-за компьютера.

Чем отличаются электронный билет и маршрутная квитанция

Что ни в коем случае нельзя забыть дома, собираясь в путешествие? Документы, деньги и кредитные карты, смартфон с зарядным устройством, билеты. Или билеты больше не входят в этот список? В 21 веке почти все перешли на покупки онлайн, и бронировать места в самолете тоже удобнее в несколько кликов, да и копии всегда под рукой — хранятся себе спокойно в электронной почте. Но какие-то распечатки все же необходимы, только вот что это: электронные билеты или маршрутные квитанции, и есть ли вообще между ними разница? Настало время разобраться.

Электронные билеты на страже безопасности

Авиабилеты были бумажными примерно в те же незапамятные времена, когда деревья — большими. Тогда их действительно можно было забыть: оставить под стеклом в серванте в компании фарфоровых сервизов, рассеянно положить на соседнее сиденье в автобусе или не распознать в мельчайших клочках после того, как любимая собака с ними поиграла. Лишь изобретение электронных билетов помогло спасти ситуацию.

Переломным оказался 2008 г., когда Международная ассоциация воздушного транспорта официально объявила бумажные билеты пережитком прошлого. В игру вступили e-tickets, благодаря которым всю информацию стали хранить в электронных базах авиаперевозчиков. Это очень упрощает не только систематизацию, но и регистрацию: достаточно предъявить в аэропорту паспорт, и сотрудник введет фамилию и номер в специальную программу, убедится, что перед ним добропорядочный пассажир, и выдаст посадочный талон.

Маршрутные квитанции в помощь пассажирам

Маршрутная квитанция, она же itinerary receipt, подтверждает покупку билета и служит своеобразной памяткой: заглянув в нее, можно вспомнить, в какой день и во сколько перелет, какие аэропорт и авиакомпания, и где, собственно, ожидается приземление. Там же указаны выбранный тариф, норма провоза багажа и прочие немаловажные нюансы.

Одна из ключевых строк в маршрутной квитанции — номер приобретенного электронного билета. Он пригодится, если на рейс можно регистрироваться самостоятельно (self check-in): подобная опция предусмотрена во многих аэропортах Европы и США. Номер билета вводится в специальном терминале, но некоторые продвинутые автоматы не требуют даже этого: пассажир просто указывает фамилию и получает всю необходимую информацию о полете.

Маршрутные квитанции могут быть оформлены по-разному, но содержат примерно одинаковые сведения:

  • имя, фамилию и номер паспорта пассажира;
  • код бронирования для проверки подлинности билета, управления бронированием и онлайн-регистрации на рейс;
  • номер электронного билета и номера всех рейсов маршрута;
  • названия авиакомпаний, выполняющих рейсы;
  • названия начальных, конечных и пересадочных пунктов с кодами аэропортов;
  • дату и время вылета;
  • ориентировочное время прибытия (в соответствии с местным часовым поясом);
  • класс бронирования;
  • нормы провоза багажа на каждом рейсе;
  • дату оформления билета;
  • стоимость билета с детализацией (основной тариф плюс дополнительные сборы).

Никогда не фотографируйте посадочные талоны. Вот почему:

Обязательно ли искать принтер

Формально авиакомпании не требуют предъявления распечатанных маршрутных квитанций в аэропорту. Не исключено, что их вообще не придется доставать из сумки. А уточнить детали можно в электронном файле, который легко сохранить в телефоне.

Но перестраховаться все равно стоит, ведь без бумажной версии порой не обойтись. К примеру, при оформлении визы необходимо подтвердить бронь билетов. Если поездка — не отпуск, а командировка, посадочные талоны и маршрутные квитанции попросят в бухгалтерии, чтобы закрыть финансовые вопросы.

В некоторых аэропортах действуют строгие правила безопасности, и специально обученные люди пускают внутрь исключительно улетающих. А в ряде стран разрешено находиться без визы в течение ограниченного периода: скажем, добираясь в третью страну транзитом через Сингапур, можно 4 дня любоваться набережной Кларк Ки, отелем «Марина Бей Сандс» и парком «Мерлиона» без всяких дополнительных документов. Правда, для этого придется предъявить на пограничном контроле маршрутную квитанцию, где указан конечный пункт — например, Дубай или Куала-Лумпур.

Краткие итоги

Итак, электронный билет — это усовершенствованный преемник бумажного, существующий в электронной базе авиакомпании. Ответственность за его сохранность тоже лежит на перевозчике, так что пассажиру можно не беспокоиться о потерявшихся или забытых дома бумагах.

А вот маршрутная квитанция нужна для подтверждения покупки билета и напоминания о деталях рейса: от времени вылета и прилета до правил провоза багажа. Ее можно сохранить в смартфоне либо, на всякий пожарный, распечатать на принтере.

Для чего вообще регистрироваться на рейс? На то есть веские причины:

Как получить билет по маршрутной квитанции?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Вопрос по возмещению расходов на перелет командированному сотруднику. К авансовому отчету он прикладывает распечатанный электронный билет и посадочный талон с отметкой о прохождении контроля. Формально первый документ называется именно «электронный билет», а не «маршрут-квитанция», как это указано в Приказе Минтранса N 134. В нем есть следующая информация: Ф. И. О. пассажира, номер билета, дата его выписки, номер бронирования, авиакомпания, передаточная надпись, номер рейса, класс, самолет, маршрут полета, время вылета и посадки, форма оплаты, расчет тарифа, сборы, таксы, полная стоимость. Достаточно ли такого документа для подтверждения расходов в целях учета налога на прибыль? Или же документ должен называться именно «маршрут-квитанция», чтобы у контролирующих органов не было формальных оснований для снятия таких расходов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Электронный пассажирский билет в гражданской авиации представлен только в электронно-цифровой (бездокументарной) форме. Документом на бумажном носителе, подтверждающим приобретение электронного билета, является маршрут-квитанция.
Полагаем, что документ с названием «электронный билет», содержащий все реквизиты, установленные для маршрут-квитанции в пп. 2 «а» п. 1 приложения к приказу Минтранса N 134, являющейся бланком строгой отчетности, может служить документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного авиабилета в целях налогообложения прибыли (при наличии посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту).

Обоснование позиции:
В целях выявления объекта налогообложения налогом на прибыль полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов (ст. 247, п. 1 ст. 252 НК РФ), за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Для признания в целях налогообложения прибыли расходы в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть:
1) экономически обоснованы;
2) документально подтверждены;
3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, включая расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.
Разъяснения по вопросу подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение проездных документов при направлении работника в командировку содержатся в письмах Минфина России от 28.02.2019 N 03-03-05/12957, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65429 и заключаются в следующем.
В соответствии с п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (далее — Приказ N 134) маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Помимо этого, на основании п. 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (в редакции приказа Минтранса России от 14.01.2019 N 7) при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон.
Согласно п. 1 Приложения к Приказу N 134 электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее — электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.
Подпунктом 1 п. 1 Приложения к Приказу N 134 установлена структура электронного билета:
— электронный полетный купон;
— электронный контрольный купон;
— электронный агентский купон;
— маршрут-квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).
Помимо этого, пп. 2 «а» п. 1 Приложения к Приказу N 134 установлено содержание электронного билета:
— маршрут-квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа:
— сведения о пассажире (для внутренних перевозок — фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок — фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);
— наименование и (или) код перевозчика;
— номер рейса;
— дату отправления рейса;
— время отправления рейса;
— наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
— тариф;
— эквивалент тарифа (если применяется);
— итоговую стоимость перевозки;
— форму оплаты;
— сборы (если применяются).
— наименование и (или) код класса бронирования;
— код статуса бронирования;
— дату оформления;
— наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
— уникальный номер электронного билета.
Маршрут-квитанция оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно.
Маршрут-квитанция является документом строгой отчетности и подтверждает факт приобретения билета.
Из положений Приказа N 134 следует, что электронный билет существует только в электронно-цифровой (бездокументарной) форме. Все составляющие его структуру также имеют электронную форму, и только сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут-квитанция электронного документа (авиабилета) представляется на бумажном носителе. На практике в разных авиакомпаниях формируются Электронный билет (маршрут-квитанция), Маршрутная квитанция электронного билета.
По нашему мнению, определяющим моментом в данном случае является содержание документа, имеющего название, отличное от названия Маршрут-квитанция.
Вместе с оригиналом посадочного талона, подтверждающего перелет работника, маршрут-квитанция на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, является документальным основанием для подтверждения расходов по налогу на прибыль на приобретение билета на проезд к месту командировки и обратно (смотрите письма Минфина России от 30.04.2019 N 03-03-06/1/32045, от 17.12.2018 N 03-03-07/91528, ФНС России от 11.04.2019 N СД-3-3/3409@ и др.).
В письме Минфина России от 27.12.2007 N 03-03-06/1/893 изложено, что маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции. При этом, по мнению финансистов, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами являются распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации документ с названием «электронный билет» отвечает всем указанным ранее требованиям, предъявляемым к содержанию маршрут-квитанции электронного билета, являющейся бланком строгой отчетности (в частности, содержит все обязательные реквизиты, установленные пп. 2 «а» п. 1 Приложения к приказу Минтранса N 134), то полагаем, что данный документ независимо от его названия (при наличии посадочного талона, подтверждающего перелет сотрудника по указанному в электронном авиабилете маршруту) может служить документом, подтверждающим расходы на приобретение электронного авиабилета, при налогообложении прибыли.

Читайте также  Как вернуть невозвратные билеты?

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: Сотруднику, приобретавшему авиабилеты через сайт «Аэрофлот», авиакомпания отправляла по электронной почте квитанцию электронного билета. Впоследствии при заказе билетов на этом же сайте сотрудник стал получать также и маршрутную квитанцию электронного билета. Сотрудники авиакомпании пояснили, что, по сути, это один и тот же документ. Вправе ли был работодатель признавать в целях налога на прибыль расходы на перелет сотрудника в командировке, подтвержденные только квитанцией электронного билета и посадочным талоном без маршрутной квитанции электронного билета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Ответ прошел контроль качества

2 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Все, что бухгалтеру надо знать про учет электронных билетов на поезд и самолет

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

Электронные билеты

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.

Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.

Налог на прибыль

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).

Вычет НДС

на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 68 ст. 171 НК РФ.

Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.

Читайте также  Что значит класс в авиабилете?

Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок [1] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.

Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).

Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876).

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.

Подтверждение расходов на оплату билетов и разных сборов: ЭМД, маршрут/квитанция, К-95

Командированные сотрудники организации приобретают авиабилеты в разных авиакассах (агентствах) и, соответственно, сдают вместе с авансовым отчетом разные документы – электронные авиабилеты, ЭМД, квитанции К-95. Можем ли мы принимать эти документы (вместо чеков ККТ) как подтверждающие фактически произведенную сотрудниками оплату из подотчетных денег?

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Услуги пассажирского воздушного транспорта относятся к услугам населению (код по ОКУН – 021400).

Примечание. ОКУН – Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение).

В Информационном письме Минфина РФ от 22.08.2008 г. разъяснено, что если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Согласно п. 5 Положения в случае, если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Пунктом 7 Положения установлено, что перечень сведений, содержащихся в документах, указанных в пунктах 5 и 6 Положения, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по утверждению форм бланков документов. Формы бланков документов, утверждаемые в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы утверждены.

Согласно п. 4 ст. 105 Федерального закона от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ» формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Согласно п. 5.2.3 Положения о Министерстве транспорта РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, указанный орган федеральной исполнительной власти наделен полномочиями утверждать формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации.

Пунктом 11 Положения установлено, что формирование бланков документов строгой отчетности может производиться с использованием автоматизированной системы.

Электронный авиабилет

Приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 № 134 утверждена форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации (далее – Приказ № 134). Приказом Минтранса РФ от 18.05.2010 № 117 в Приказ № 134 были внесены изменения, вступившие в силу с 04.07.2010 г.

В пункте 1 Приказа № 134 (в редакции, действующей с 04.07.2010) указано, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена в соответствии с пунктами 5 и 7 Положения.

Пунктом 2 приказа № 134 (в редакции, действующей с 04.07.2010) установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Электронный билет формируется с использованием автоматизированной системы (п. 3 Приложения к Приказу № 134). Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно (пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу № 134).

Таким образом, с 04.07.2010 г. в случаях оформления электронного пассажирского билета и багажной квитанции и взимания с покупателей платы наличными денежными средствами или посредством платежных карт без применения ККТ обязательным и достаточным является выдача (предоставление в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) покупателю маршрут/квитанции (выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) в качестве бланка строгой отчетности, подтверждающего произведенную покупателем оплату. Иной документ, подтверждающий оплату, оформлять не требуется.

Электронный многоцелевой документ (ЭМД)

Приказом Минтранса от 18.05.2010 № 116 (далее – Приказ № 116) утверждена форма электронного многоцелевого документа.

Пунктом 2 приказа № 116 установлено, что квитанция электронного многоцелевого документа является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Согласно п.1 Приложения к Приказу № 116 электронный многоцелевой документ используется при оказании услуг пассажирам (в том числе дополнительных услуг, оказываемых в соответствии с Федеральными авиационными правилами, утв. Приказом Минтранса РФ от 28.07.2007 № 82), взимании сборов и платы, в котором информация об услуге, сборе или плате представлена в электронно-цифровой форме.

Электронный многоцелевой документ формируется с использованием автоматизированной системы (п. 3 Приложения к Приказу № 116)

При расчетах наличными денежными средствами и (или) и использованием платежных карт без применения ККТ квитанция оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру/лицу, оплатившему услугу, обязательно. Квитанция является документом строгой отчетности (пп. 2 п. 1 Приложения к Приказу № 116).

Обязательные реквизиты квитанции указаны в пп. 2 (а) п. 1 к Приказу № 116:

сведения о пассажире/лице, оплатившем услугу (фамилия и другие сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами);

наименование и (или) код услуги, сбора или платы;

описание услуги, сбора или платы (по усмотрению);

номер документа, к которому оформляется электронный многоцелевой документ (если применяется);

наименование и (или) код перевозчика/организации, оказывающей услугу;

наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса (если применяется);

эквивалент тарифа/сбора/платы (если применяется);

сборы (если применяются);

наименование агентства/перевозчика, оформившего электронный многоцелевой документ;

уникальный номер электронного многоцелевого документа.

Таким образом, выдача (направление в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) покупателю квитанции электронного многоцелевого документа, содержащей обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса от 18.05.2010 № 116, является выдачей бланка строгой отчетности, подтверждающего получение оплаты от покупателя наличными денежными средствами (посредством платежной карты). В случаях оформления электронного многоцелевого документа и выдачи (направления) покупателю квитанции электронного многоцелевого документа оформлять иной бланк строгой отчетности не требуется.

Квитанция К-95

Форма квитанции разных сборов К-95 была введена письмом Минфина РФ от 29.05.1998 № 16-00-27-23 (п. 2). В письме Минфина этот документ называется «нейтральная квитанция разных сборов», предназначенная для оформления разных сборов вручную.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (до 12.04.2005 г.), могут применяться до 1 декабря 2008 г.

Начиная с 01.12.2008 г. применяемые организацией бланки строгой отчетности (кроме бланков, поименованных в п.п. 5 и 6 Положения), должны быть утверждены приказом руководителя организации (индивидуальным предпринимателем). При этом Постановлением № 359 не установлен запрет на утверждение приказом по организации (или индивидуальным предпринимателем) ранее применявшихся бланков, содержащих все обязательные реквизиты, установленные пунктом 3 Положения.

Таким образом, если квитанция К-95 изготовлена типографским способом, содержит обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Положения, и обязательные сведения об изготовителе бланка, указанные в п. 4 Положения, то организация (индивидуальный предприниматель) — получатель средств по такой квитанции вправе утвердить ее в качестве бланка строгой отчетности и, соответственно, выдавать покупателям (клиентам) при приеме наличных денежных средств (при расчетах платежными картами).