Что нельзя ввозить в страны Евросоюза?

Документы для экспорта товаров из России в Европу

Экспорт товаров в Европу из России предполагает подготовку объемного пакета документов, получение разрешений, сертификатов, поиск оптимальной логистической цепочки. Компания M&J Logistic проведет вашу экспортную сделку «под ключ», с учетом специфики вывозимой продукции. Мы работаем на рынке логистических услуг с 2014 года. Сотрудничаем с ИП, организациями малого, среднего, крупного бизнеса. Заключаем долгосрочные и разовые договоры. Прозрачная схема взаимодействия, гарантии легальности, ожидаемый результат — это фундамент, на который опирается вся наша деятельность.

Особенности экспорта в Европу из России

Европа исторически является главным партнером РФ по внешнеэкономической деятельности. Географическое соседство, высокая платежеспособность потребителей, обширный перечень закупаемой продукции делают европейский рынок привлекательным для российских производителей и поставщиков.

Костяк экспортируемого товара из РФ в Европейский союз (60%) составляют продукты нефтяной промышленности и газ. Но оставшийся объем экспортных поставок делится на товары глубокой переработки, пищевую продукцию, услуги. Объем этой категории растет с каждым годом, невзирая на санкции. Экспорт в ЕС представлен такими товарными группами:

  • черные/цветные металлы, производные из них;
  • драгоценности;
  • продукты химической отрасли;
  • удобрения;
  • древесина и изделия из нее;
  • транспорт, оборудование;
  • продукты растительного происхождения;
  • рыба, морепродукты, рыбные полуфабрикаты;
  • шоколад, напитки, другие продовольственные группы.

Поставки грузов на экспорт в страны ЕС требуют проявления гибкости, знания внутренних законов РФ, нормативной базы государства контрагента. Это необходимо для работы в условиях жесткой конкуренции, меняющихся политических, экономических факторов.

Чтобы завоевать рынок ЕС, экспортеру следует повышать качество поставляемого товара, а также выстраивать логистику. Основой проведения успешной сделки с европейскими контрагентами является полнота и правильность документов для экспорта из России в Европу.

Нюансы поставок пищевой продукции в страны ЕС

Евросоюз — это крупный импортер продовольственных товаров. Российские производители поставляют в Европу такие продукты:

  • конфеты, другие шоколадные изделия;
  • ликеро-водочную продукцию, минеральную воду;
  • рапсовое масло;
  • лавровый лист;
  • макаронные изделия;
  • кисломолочные продукты, сыры, творог;
  • соки;
  • мороженое;
  • пищевое сырье.

Но ввоз продуктов питания регламентирован строгими правилами гигиены и безопасности. Все ввозимые продукты проверяются по тем же высоким стандартам, что и на внутреннем рынке ЕС. Продукты животного и растительного происхождения проходят обязательный пограничный контроль, поэтому нуждаются в предварительной подготовке. Этот процесс можно разделить на этапы.

  1. Анализ рынка, в ходе которого исследуют потребительский интерес к конкретной группе продовольствия, особенности продукции конкурентов, а также государственный регламент. В ходе исследований рекомендуется выяснить, разрешены ли компоненты экспортируемого продукта в стране контрагента, соответствует ли их качество требованиям ЕС. Кроме того, необходимо уточнить правила упаковки, маркировки, порядок и форму сопроводительной документации, нужны ли уведомления, авторизация и т.д. По итогам первого этапа экспортер принимает решение продвигать или нет свой продукт в Европу.
  2. Подготовка и оформление товара (документов). На этом шаге собирается и дорабатывается пакет документов, необходимый для экспорта в Европу, разрабатываются этикетки, рассчитывается стоимость лабораторных испытаний. Этот же этап предполагает прохождение анализов/тестов по системе контроля качества DIN EN ISO 17025, на содержание ГМО, токсинов, металлов, пестицидов в составе. Также продукт должен пройти идентификацию и сертификацию по общеевропейской системе (ЕОИС). Процесс получения сертификата ЕС отличается в зависимости от категории продукции (например, внутренний контроль производства, исследование образцов, испытания).

Существует мнение, что Европа выставляет самые жесткие требования к качеству продовольственных товаров. Но Европейская комиссия по обеспечению безопасности поставляемых продуктов питания тесно сотрудничает с международными организациями. Вместе с ними она помогает вывести продукт на высокий уровень качества торговым партнерам из государств, не входящих в Евросоюз.

M&J Logistic, специализирующаяся на международной торговле пищевой продукцией с 2014 года, окажет всестороннюю помощь в выходе вашей организации на европейский рынок. Мы сотрудничаем с транспортными компаниями, ведомствами, сертификационными центрами, иностранными партнерами для организации выхода российских производителей на международную арену. Мы контролируем соблюдение правил перевозки/хранения продуктов, полностью берем на себя вопросы таможенного оформления поставок.

Документы для таможенного оформления экспорта

Успех прохождения процедуры контроля на таможне зависит от правильности и полноты пакета сопроводительной документации, ее соответствия перемещаемому грузу.

Оформление груза при вывозе проходит в три этапа.

  1. Заключение внешнеторгового контракта с иностранным контрагентом из Европы, открытие паспорта сделки в банке. В документе прописывается информация о внешнеэкономическом сотрудничестве. Один экземпляр паспорта остается у банка, второй — у заявителя.
  2. Для договоров, предусматривающих самовывоз товара, экспортеру следует взять у контрагента информацию о транспорте и водителе, который будет осуществлять транспортировку заказа. Эти данные нужны для затаможки груза.
  3. Товары, произведенные в РФ и экспортируемые в Евросоюз, проходят сертификацию по форме А. Чтобы получить этот сертификат, экспортер обращается в торговую палату с заявлением, к которому прилагается счет-фактура, сертификат качества, справка о номенклатуре изготовления, контракт, дополнительные соглашения, доверенность.

Это основные действия для экспорта. Но помимо них продавцу потребуется оформить объемный пакет сопроводительных документов.

При пересечении государственной границы таможенному органу представляются экспортная декларация и бумаги, подтверждающие корректность ее заполнения:

  • документы, подтверждающие полномочия декларанта;
  • бумаги о внешнеэкономической операции;
  • транспортные документы (CMR-6 и книжка МДП — для перевозок автотранспортом, коносамент и поручение на погрузку — для транспортировки морем);
  • лицензии, заключения госсанэпидслужбы, другие бумаги, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
  • документы о происхождении груза (сертификаты соответствия, паспорта и др.);
  • сертификат по форме А;
  • сведения о товаре для подтверждения кода классификации по ТН ВЭД;
  • платежные поручения, банковские выписки, другие документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;
  • документы для обоснования товарной стоимости, способа ее определения (счета-фактуры, технические описания, контракты покупки, бухгалтерские выписки);
  • паспорт сделки, другая документация о соблюдении правил валютного контроля.

Также дополнительно могут понадобиться документы об уплате экспортных пошлин, информация о числе занимаемых мест, габаритах, упаковке груза, страховые свидетельства, квитанции о предоплате.

Весь перечень документов для экспорта из России в Европу вы получаете, заказывая услуги в компании M&J Logistic.

Документы для подтверждения ставки НДС 0% в налоговой инспекции

Для проведения внешнеторговых сделок, экспортер из России должен ориентироваться в законах, регулирующих ВЭД. Это законодательные документы гражданского, налогового, таможенного кодекса, федеральные законы об экспортном и валютном контроле.

В налоговом кодексе указано, что экспортер, представивший в налоговый орган подтверждающие документы, вправе проводить экспорт по нулевой ставке НДС. Для применения ставки 0% (при вывозе товаров за пределы страны) вместе с декларацией по НДС экспортеру следует подать в налоговую такие бумаги:

  • копию внешнеторгового контракта на вывоз товара за пределы Таможенного союза;
  • декларацию или ее копию с отметками таможни о выпуске продукции и указанием места вывоза груза с территории РФ;
  • копии транспортных и товаросопроводительных документов (накладные, спецификации, маршрутные листы), где отмечены КПП, через которые груз покинул территорию РФ.

Помимо деклараций и копий транспортных бумаг, поставщик товаров из России в Европу может направить в налоговый орган регистрационные номера этих документов в электронной форме. Эти данные запрашиваются в таможне. Но во время камеральной проверки представитель налогового органа может запросить все перечисленные документы в бумажном виде.

Документальное обоснование нулевой ставки по НДС необходимо направить в свое отделение налоговой инспекции не позднее 180 календарных дней после пересечения грузом государственной границы РФ. Если проигнорировать это действие, налогоплательщик обязуется уплатить НДС в размере 10-18%.

Сложности торговли с европейскими странами

Процесс организации экспорта, независимо от направления, требует проработки финансовых, организационных, правовых вопросов. Экспортеру приходится соблюдать все процедуры и формальности (уплата пошлин, сертификация, декларирование, знание регламентов, сроков, запретов, ограничений). При экспорте в страны Европейского Союза процедура усложняется наличием нетарифных барьеров:

  • технические нормы и стандарты;
  • количественные ограничения, квотирование;
  • антидемпинговые пошлины.

Если продукт или поставщик не соответствует требованиям выбранного европейского государства, это станет главной преградой для выхода на международный рынок. Еще одно препятствие — это западные санкции, которые оказывают косвенное воздействие на экспортную деятельность российских предпринимателей.

Снизить негативное влияние внешних факторов и риски можно, заказав услуги компании M&J Logistic.

Что запрещено ввозить в разные страны

26 января свой профессиональный праздник отмечают сотрудники таможни. Через таможню приходится проходить каждому, кто отправляется в другую страну, — на отдых или по работе. Чтобы не испортить себе путешествие, следует заранее поинтересоваться, какие предметы запрещены к ввозу в ту или иную страну.

Понятно, что ввозить в чужую страну наркотики или оружие нельзя. Правда, на оружие в особых случаях можно получить специальное разрешение. А вот наказание для тех, кто решит прихватить с собой наркотические вещества, может быть самым суровым. Например, в Саудовской Аравии за это отрубят голову. Это делают публично, на центральной площади, и количество ввозимого наркотика не имеет никакого значения.

Но нередко таможенные запреты касаются безобидных, на первый взгляд, вещей.

Запреты на продукты питания

Многие государства не разрешают ввозить на свою территорию некоторые продукты питания, чтобы избежать эпидемий. Например, в Великобританию строго запрещено привозить мясо-молочные продукты, даже консервы. В качестве исключения пропускают детское питание и продукты, необходимые людям, страдающим какими-то заболеваниями. В этом случае могут пропустить не более 2 кг специального питания, причем в хорошо запакованном виде. Нарушителей ждет неприятность в виде штрафа.

Если вы планируете везти продукты питания в США, имейте в виду: абсолютно все нужно указывать в декларации! Не задекларируете — штраф в размере до 10 000 долларов. Лучше не брать с собой мясо, а также свежие овощи и фрукты — потребуют специальное разрешение. Так что пара яблок в рюкзаке — исключены!

Австралия не принимает молочные изделия и продукты, в которых содержатся яйца, в том числе — майонез. Как и в США, сюда нельзя ввозить мясо и продукты из него, фрукты и овощи. За банальное яблоко есть шанс попасть за решетку или уплатить штраф в размере от 250 до 1800 австралийских долларов. Особо злостных нарушителей могут наказать штрафом до 66 000 австралийских долларов или посадить в тюрьму на 10 лет!

Не менее жесткий санитарный контроль встретит вас при посещении Новой Зеландии. Сюда нельзя ввозить никакие продукты питания, за то же яблоко можно поплатиться штрафом от 200 новозеландских долларов.

Список часто меняется, так что актуальными запретами стоит поинтересоваться накануне поездки.

Франция: поддельные модные вещи

Сумочка от Луи Виттона, купленная на вещевом рынке, или контрафактные очки «от Диора», — достаточный повод, чтобы создать вам проблемы на границе с Францией. Нарушение правила грозит высылкой из страны.

ОАЭ: лекарства

К ввозу в Объединенные Арабские Эмираты запрещены многие болеутоляющие, спазмолитики, противокашлевые и другие лекарства, в том числе содержащие кодеин (он официально запрещен в стране). Нарушившим (незнание запрета не освобождает от ответственности) грозит штраф, депортация или даже тюремный срок.

Сингапур: жевательная резинка

Эта страна известна множеством запретов, которые нередко приносят неудобства туристам. Например, сюда нельзя провозить больше 200 сигарет, причем на каждой сигарете необходима специальная маркировка, без которой вы рискуете «попасть» на штраф размером 345 долларов США. Если вы везете с собой сигареты — предъявите их на таможне и заплатите за каждую пачку по 5 долларов. Под строгим запретом — табак и продукция из него, а также электронные сигареты и даже никотиновый пластырь.

Читайте также  Как получить гражданство Финляндии 2020?

В Сингапур нельзя провозить еще много чего, но самый, пожалуй, нелепый с точки зрения туристов запрет касается жевательной резинки. А все дело в прецеденте: в 1992 году какой-то турист прилепил жвачку на панель датчиков, расположенных в метро. Последовал серьезный сбой системы. Запоминайте: ввоз жвачки на территорию этой страны наказывается годом тюрьмы и штрафом в размере 5 500 долларов США. Если вы прилетели в Сингапур со жвачкой во рту и выплюнули ее в этой стране или где-то прилепили — вам грозит 700 долларов штрафа.

Индонезия: китайские книги и беспроводные телефоны

Чтобы взять с собой беспроводной телефон в Индонезию, вам потребуется специальное разрешение: без него технику отберут. Но не спешите волноваться: это относится не к мобильным телефонам и смартфонам, а к беспроводным телефонам, которыми пользуются в квартирах и домах.

Строго запрещены китайские лекарства и книги на китайском языке.

Малайзия: карандаши и перья

Вероятно, власти Малайзии смущает внешнее сходство этих предметов со шприцем: известно, что провоз наркотиков здесь, как и в Сингапуре, карается смертной казнью. Кроме того, в Малайзии действует жесткое ограничение на ввоз новой одежды и обуви: таким образом местные власти поддерживают отечественных производителей.

Барбадос: одежда камуфляжной расцветки

В этой стране камуфляжную одежду имеют право носить только военные, для всех остальных она под запретом. Это обосновано тем, что репутация местных силовиков необычайно высока, и власти не допускают ни малейшей попытки ее испортить.

Новая Зеландия: музыкальные инструменты

Здесь находятся одни из лучших в мире звукозаписывающие студии, а еще в Новой Зеландии продают музыкальные инструменты высочайшего качества, поэтому конкуренция им ни к чему. Исключение делают для тех туристов, который этот инструмент потом вывезут обратно (например, гастролирующих музыкантов). Также жестокие правила касаются предметов спортивного инвентаря и спортивной обуви — если на подошве остались частички чужеродной почвы. Новозеландцы очень берегут свою экосистему.

Нигерия: москитные сетки

Если таможенники обнаружат в вашем багаже москитную сетку или любую газировку, вы рискуете не попасть в Нигерию: вас попросту не пропустят. А если обнаружат эти предметы уже в Нигерии — попадете на полгода в тюрьму и заплатите крупный штраф.

Что было нельзя, а теперь можно

На Кубу еще недавно нельзя было провозить бытовые электроприборы, вплоть до утюгов, тостеров и кипятильников. Таким образом власти пытались экономить электричество в своей стране — у них действительно были с этим проблемы. Однако в 2013 году запрет отменили.

В США долгое время запрещали ввозить «киндер-сюрпризы», этот запрет был отменен только в 2013 году. А все дело в строгом контроле качества продуктов питания: еще в 1938 году в США вышел закон, запрещающий вкладывать в кондитерские изделия любые непищевые предметы.

Забавные случаи

Однажды известный французский физик Жозеф-Луи Гей-Люссак выписал необходимые ему для опытов трубочки тонкого стекла из Германии. За них потребовали такую большую пошлину, что, поразмыслив, физик попросил отправителя пойти на хитрость: запаять трубочки и написать на упаковке: «Осторожно, немецкий воздух!».

Ученый-египтолог Гастон Масперо переправлял во Францию мумию фараона, извлеченную из египетской гробницы. Таможенник, не найдя в своих бумагах размера пошлины для мумии, отыскал, как ему показалось, наиболее близкую замену понятию и взял с ученого пошлину как за сушеную рыбу.

А американский таможенник, как рассказывают, заставил великого русского певца Федора Шаляпина пройти рентген, потому что слышал, что у этого человека «золотое горло».

Россельхознадзор разъясняет вступившие в силу с 21 апреля новые правила Европейского союза по ввозу композитной продукции, принципиально изменяющие подход к ее импорту из России и других стран

С 21 апреля 2021 года вступили в силу новые законодательные акты ЕС, регламентирующие условия ввоза и сертификацию композитной продукции из третьих стран, в том числе и России. Композитным (составным) продуктом является пищевой продукт, одновременно содержащий в своем составе как переработанные продукты животного происхождения, так и продукты растительного происхождения. С сегодняшнего дня композитная продукция в Европейском союзе, в зависимости от метода ее хранения и от вида компонентов животного происхождения, входящих в ее состав, делится на три вида:

1)композитная продукция недлительного хранения с содержанием любого вида компонентов животного происхождения – должна транспортироваться или храниться в условиях контролируемой температуры (например, пицца, сэндвичи);

2)композитная продукция длительного хранения, которая содержит любое количество мясных продуктов, кроме желатина, коллагена и высокоочищенных продуктов – может храниться при комнатной температуре (например, сухие супы, консервы с мясом и овощами);

3)композитная продукция длительного хранения, которая не содержит мясные продукты, за исключением желатина, коллагена и высокоочищенных продуктов – может храниться при комнатной температуре (кондитерская продукция, оливки с креветкой и т.п.).

До 21 апреля 2021 года требования в отношении ввоза в ЕС композитной продукции зависели только от вида входящих в состав компонентов животного происхождения и их процентного соотношения, также как сейчас контролируется такая продукция в Российской Федерации. В частности, сертификации подлежали только те товары, в составе которых компоненты животного происхождения превышали 50%.

Теперь со вступлением Регламента ЕС расширяется перечень композитной продукции, к которым применяются дополнительные требования, в том числе по осуществлению ветеринарного контроля.

В это число попадает композитная продукция, содержащая в своем составе менее 50% переработанных компонентов животного происхождения.

Теперь такая продукция должна ввозиться в ЕС с сопроводительным документом (ветеринарным сертификатом), если продукт недлительного хранения, либо длительного, но содержит мясные компоненты, или частным свидетельством если продукт длительного хранения (без мяса), в которых должна подтверждаться полная прослеживаемость животноводческого сырья, используемого для производства композитной продукции.

Предварительно Россельхознадзор совместно с Минсельхозом России выражал опасения о влиянии указанных изменений на российский экспорт кондитерских изделий в связи с использованием при их производстве компонентов животного происхождения (молочные продукты, яйцепродукция, мед). Серьезная обеспокоенность ведомств связана с требованием ЕС об использовании в составе композитной продукции, экспортируемой в ЕС, сырья животного происхождения, произведенного в странах и на предприятиях, аттестованных Еврокомиссией на поставки в ЕС.

При этом объемы экспорта российских кондитерских изделий в европейские страны весьма существенен. Так, в 2020 году было поставлено 5,8 тыс. тонн, в текущем году уже отправлено 1,7 тыс. тонн.

В целом в прошлом году Россия поставила в ЕС 123 тыс. тонн различной многосоставной продукции, в 2021 году — 51 тыс. тонн.

При этом количество аттестованных Еврокомиссией российских предприятий-изготовителей молочного и яичного сырья для экспортируемой в ЕС композитной продукции, крайне мало (молочное сырье – 10, яичное – 4).

Кроме того, поставки готовой продукции с содержанием мясных компонентов в ЕС из РФ также невозможны из-за отсутствия разрешения Еврокомиссии на ввоз из России говядины, свинины и баранины. Его получение и расширение списка аттестованных предприятий возможно только после аудитов (инспекций) со стороны ЕС.

В то же время из Евросоюза объёмы ввоза многосоставной продукции в 2020 году составили более 840 тыс. тонн, а в 2021 году 215 тыс. тонн.

С 21 апреля также изменились формы ветеринарных сертификатов на всю продукцию животного происхождения, отправляемую в ЕС. Информация об этом, а также об установленном переходном периоде размещалась Россельхознадзором 30 марта 2021 года.

Кроме того, по ссылке можно ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы по применению новых нормативных актов ЕС; таблицами по особенностям ввоза композитной продукции в ЕС и проектами новых утверждаемых регламентов и приложений к ним.

  • Главная
  • Об Управлении
    • Положение об Управлении
    • Структура.
    • Руководство Управления
    • Отделы
  • Контрольно-надзорная деятельность
    • Программы профилактики нарушений
    • Государственный ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления
    • Государственный ветеринарный надзор
    • Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)
    • Государственный надзор в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений; государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки
    • Государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
    • Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения и лицензионный контроль в сфере обращения лекарственных средств для ветприменения
  • Открытая служба. Общественный совет
    • Общественный совет
    • Ведомственный план Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2019 г., 2020 г.
    • Публичная декларация целей и задач Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Электронная приемная
  • Открытые данные
    • План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год
    • План проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; План проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов РФ
    • Статистическая информация, сформированная Россельхознадзором в соответствии с федеральным планом статистических работ
    • Форма федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
    • Форма федерального статистического наблюдения №- 1 -лицензирование «Сведения об осуществлении лицензирования»
    • Сведения о вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в территориальном управлении Россельхознадзора (за исключением руководителя и заместителей руководителя территориального управления»
  • Реформа контрольно-надзорной деятельности. Публичные обсуждения Управления
    • Публичные обсуждения 2021 года
    • Публичные обсуждения 2020 года
    • Публичные обсуждения 2019 года
    • Публичные обсуждения 2018 года
    • Публичные обсуждения за 2017 год
  • В помощь предпринимателю. Лицензирование. Проверочные листы. Электронная приемная. Координационный совет
    • Предъявляемые требования. Проверочные листы
    • Регистрация и лицензирование
    • Ссылка на Электронную приемную
    • Координационный совет
  • Государственная служба. Вакансии
    • Поступление на государственную службу
    • Вакансии. Результаты конкурса
  • Документы. Регламенты. Соглашения. Вопрос-ответ
    • Нормативные документы
    • Административные регламенты
    • Соглашения
    • Вопрос-ответ (часто задаваемые вопросы)
    • Таможенный союз
  • Противодействие коррупции
    • Россельхознадзор РФ о противодействии коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Сообщить о коррупции
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
  • Судебная практика. Бесплатная юридическая помощь. Аттестация экспертов
    • Аттестация экспертов
    • Судебная практика Управления. Бесплатная юридическая помощь
    • Судебная практика отдела государственного земельного надзора
  • Планы работ, планы проверок, планы эффективности контрольно-надзорной деятельности
  • Надзорная деятельность (итоги работы). Закупочная деятельность
    • Надзорная деятельность (итоги работы). Закупочная деятельность
    • Итоги работы отдела государственного земельного надзора
  • Информация о проверках
    • Отдел пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе Российской Федерации и транспорте
    • Отдел внутреннего ветеринарного надзора
    • Отдел надзора за обеспечением карантина растений
    • Отдел надзора за качеством зерна и семенного контроля
    • Отдел государственного земельного надзора
  • Пресс-служба: новости, архив журнала «VitaСфера Южного Урала»
    • Новости
    • Видеоматериалы и радио
    • Архив журнала Управления
    • Навстречу 75-летию Победы
  • Фитосанитарные зоны, фитосанитарные контрольные посты, пункты пропуска, СВХ, обеззараживание
  • Административные обследования объектов земельных отношений
  • Обращение с животными. Заявка на согласование маршрута перевозки
  • Карта сайта
  • Сообщи о карантинных объектах 265-38-31 «Горячая линия»
Читайте также  Можно ли получить гражданство сша купив недвижимость?

Видеопедия. Карантинные объекты Российской Федерации

Какие товары можно привезти с собой из заграничного путешествия: разрешенные объемы и ограничения

Приближается лето, и многие планируют или уже спланировали свой отпуск. Возможно, некоторые граждане предпочтут отдых за границей и собираются вернуться в Россию не только с приятными впечатлениями о путешествии, но и привезти с собой из-за рубежа сувениры – различные товары и экзотические продукты. Опираясь на действующее таможенное законодательство и судебную практику, портал ГАРАНТ.РУ разобрался, какие наиболее популярные заграничные товары и в каких количествах можно привезти с собой из поездки без таможенного декларирования.

Одежда, обувь и украшения

Любителям шопинга за границей необходимо знать общее правило – без уплаты таможенных платежей можно провозить товары для личного пользования, перемещаемые в багаже воздушным транспортом, весом не более 50 кг, а их таможенная стоимость не должна при этом превышать €10 000. Между тем если товары перемещаются иными видами транспорта, при тех же требованиях к их максимальному весу верхний предел таможенной стоимости снижается до €1500. Более того, не исключено, что к 2021 году предельная стоимость товаров, перемещаемых наземными видами транспорта без уплаты пошлин, понизится до €200.

Отметим, что таможенный инспектор может обратить внимание на багаж туриста не только из-за его «перевеса», или в связи с подозрением в занижении таможенной стоимости товаров, но и в связи с другими обстоятельствами, указывающими на то, что перевозимые товары приобретены для перепродажи, а не для личного пользования. В частности, для оценки перевозимого груза с точки зрения таможенной «чистоты» имеют значение заявление лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации), характер и количество товаров, а также частота пересечения границы или перемещения товаров через нее (ч. 1 ст. 3 Соглашения). Как следует из данного положения, таможенные органы принимают решение о наличии возможного нарушения самостоятельно на основе оценки совокупности различных факторов.

К примеру, если гражданин пытается провезти значительное количество однотипных товаров, таможенные органы определяют, может ли одно физическое лицо использовать их в повседневной жизни, то есть приобретены ли эти товары именно для личного пользования. Так, например, гражданин Р. хотел провезти через таможенную границу женскую одежду – 129 позиций (в их числе 45 платьев, 31 кофту, 16 футболок и ряд других). Общий вес товаров составлял 41,4 килограмм, а в ходе экспертизы была установлена их рыночная стоимость – более 200 тыс. руб. Суд решил, что такое количество различных предметов женской одежды в повседневной жизни не может быть использовано одним физическим лицом и не счел достаточными объяснения гражданина, что товары нужны ему для проведения выставки (решение Московского городского суда от 22 мая 2015 г. № 7-5304/15). В результате он не стал отменять решение суда предыдущей инстанции, по которому у гражданина конфисковали провозимые товары.

Суды также могут учитывать такие обстоятельства, как однородность и значительное количество товаров, наличие заводской упаковки и разных размеров (решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2016 г. по делу № 12-1691/2016). Принимая во внимание данные обстоятельства, властные органы приходят к выводу о том, что товары не предназначены для личного пользования (постановление Московского городского суда от 27 октября 2016 г. № 4а-4566/16).

Аналогичным образом суды и таможенные органы нередко не признают в качестве товаров для личного пользования, к примеру, крупные партии одежды, обуви и сумок, перевозимых одновременно (решение Московского областного суда от 5 мая 2016 г. по делу № 12-1066/2016). То же может коснуться и украшений, в частности, провоз без декларирования девяти ювелирных изделий рыночной стоимостью почти 228 тыс. руб. был признан административным правонарушением (решение Московского областного суда от 17 декабря 2015 г. по делу № 21-1702/2015).

В то же время порой таможенные органы подозревают граждан в недекларировании товаров, предназначенных для коммерческой деятельности, а суды встают на сторону последних и подтверждают, что товары ввозятся для личного пользования. Так, гражданка Ш. привезла в Россию женскую одежду в количестве 25 наименований стоимостью 42,3 тыс. руб. Она пояснила, что ввозила одежду в личных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности – для себя и в подарок. По оценке суда, незначительность ассортимента одежды, отсутствие размерного ряда, примерная стоимость и общий вес указывают на отсутствие коммерческой цели ввоза (решение Краснодарского краевого суда от 21 марта 2016 г. по делу № 12-454/2016).

Добавим, что товары для личного пользования, которые турист изначально взял в путешествие и везет обратно в Россию в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования, можно провозить без уплаты таможенных платежей, причем независимо от таможенной стоимости и веса. Норма ввоза в 50 кг при этом распространяется только на новые, приобретенные за границей товары.

Продукты питания, в том числе «санкционная» продукция

Гражданам, желающим привезти из поездки продукты питания, нужно соблюдать действующие нормы ввоза, в пределах которых не требуется получать разрешения или сертификаты на эти товары. Так, для личного пользования в ручной клади и багаже один человек при себе может перевезти через границу до 5 кг товаров животного происхождения, если это готовая продукция, которая находится в заводской упаковке, и при условии, что в отношении страны, в которой находится производитель товара, и страны вывоза не установлены ограничения в связи с эпизоотическим неблагополучием (проще говоря, в них не объявлен карантин в связи с заболеванием скота или птицы) (п. 10.1 решения Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»). К слову, узнать о том, какие ограничения и в связи с какими болезнями установлены в определенной стране, можно на официальном сайте Россельхознадзора (http://www.fsvps.ru/fsvps/importExport).

Что следует учитывать путешественнику при покупке товаров в магазинах беспошлинной торговли (duty free)? Ответ – в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

За нарушение нормы о провозе через границу указанных продуктов гражданам грозит административная ответственность по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение ограничений, наложенных на ввоз товаров. Размер штрафа составляет от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. В дополнение к нему могут назначить конфискацию товаров, либо же конфискация предметов правонарушения может быть определена как самостоятельное наказание. Продукты, как правило, не только изымают, но и уничтожают (решение Свердловского областного суда от 8 сентября 2015 г. по делу № 72-922/2015).

Аналогичные нормы распространяются и на провоз овощей и фруктов, с той разницей, что их ввоз подпадает уже под правила фитосанитарного контроля: таможня пропустит не более 5 кг продукции на одного человека, пересекающего границу (подп. 1 ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений»). К слову, в соответствии с данным положением категорически запрещено провозить даже для личного потребления семена растений, посадочный материал и картофель.

Сегодня не установлен запрет на ввоз так называемой «санкционной» продукции для себя – если гражданин соблюдает указанные выше нормы о предельных объемах товаров. На это указала ФТС России еще в 2014 году, подчеркнув, что не запрещен ввоз «санкционки» для личных, то есть некоммерческих целей (http://www.customs.ru/index.php?id=19743:2&option=com_content&view=article). Напомним, в 2014 году был введен запрет на коммерческий ввоз на территорию нашей страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран (постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320 и от 29 июня 2016 г. № 305»). В частности, санкции действуют в отношении соленого, копченого и сушеного мяса, молочной продукции, фруктов и орехов, произведенных в государствах Евросоюза и в некоторых других странах.

Кстати, можно ожидать, что запрет на провоз «санкционных» продуктов для личного пользования не появится и в будущем. Несмотря на то, что в настоящее время готовится законопроект, предусматривающий ответственность за реализацию, хранение и транспортировку запрещенных к ввозу в Россию товаров, наказание предлагается ввести только за перепродажу «санкционных» товаров. Следовательно, граждан по-прежнему не будут штрафовать, если продукция ввезена ими для личного потребления.

Алкоголь

В самолете и наземным транспортом без уплаты таможенных платежей можно провезти алкогольные напитки и пиво, но не более трех литров на одного совершеннолетнего гражданина. Если объем ввезенного алкоголя превышает эту норму, то есть составляет от 3 до 5 литров включительно, таможенную пошлину нужно будет все же уплатить. Размер ставки – €10 за каждый дополнительный литр к установленной норме спиртного.

Перевозить более 5 литров этилового спирта и алкогольной продукции без предварительного оформления таможенной декларации запрещено (п. 3.4 Перечня товаров для личного пользования, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории; далее – Перечень).

Из-за данного запрета и установленной пошлины на практике часто возникает вопрос – как именно рассчитывается норма провоза алкоголя на одно лицо, если чемодан, к примеру, один на двоих путешественников. На этот вопрос недавно ответил Верховный Суд Российской Федерации (постановление ВС РФ от 6 марта 2017 г. № 81-АД17-7).

Рассматривая жалобу гражданки Н., привлеченной к ответственности за недекларирование товаров по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, Суд определил, что она, возвращаясь из Вьетнама, провезла в общем с супругом багаже девять бутылок алкоголя общим объемом 4,2 литра. ВС РФ решил, что поскольку багаж был совместным, нормы алкогольных напитков для личного пользования на одно лицо не нарушены и декларировать продукцию не требовалось. Суд также указал, что изъятую продукцию необходимо вернуть Н. Аналогичную позицию ВС РФ высказывал и ранее (постановление ВС РФ от 8 июля 2016 г. № 51-АД16-3).

Табачные изделия

Без уплаты таможенных платежей совершеннолетний турист вправе перевезти через границу в багаже до 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), либо до 250 граммов табака, либо все перечисленные изделия в ассортименте, если их общий вес не превышает 250 граммов. Перевозить табачные изделия в больших объемах запрещено (п. 3.5 Перечня).

Читайте также  Сколько времени занимает получение грин карты?

Необходимо отметить, что по мнению судов, противоправно перемещаемым через таможенную границу будет являться только тот объем табачной продукции, который превышает разрешенный к ввозу. То есть, к примеру, если гражданин перевез 800 сигарет (в блоках), изъять у него могут только 600 сигарет, в то время как оставшиеся 200 штук не могут считаться предметом административного правонарушения (постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16 ноября 2015 г. по делу № 4А-769/2015). Сходную позицию занял другой суд в отношении провоза некурительного табачного изделия (решение Челябинского областного суда от 10 августа 2016 г. по делу № 7-1192/2016).

Ответственность за нарушение правил перемещения товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей

Как подчеркивает ФТС России, если лицо не выполнило свою обязанность по представлению таможенной декларации относительно товаров, для которых это необходимо, данную ситуацию таможенные органы рассматривают как заявление о том, что у лица отсутствуют такие товары. Соответственно, если при выборочном контроле таможенные инспекторы соответствующую продукцию находят, это влечет за собой неблагоприятные для гражданина последствия – должностные лица таможенных органов уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях в данной сфере (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

За недекларирование по установленной форме перевозимых товаров граждане могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Нарушителям назначат штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров (ее в том числе определяют в ходе экспертизы, если гражданин не сообщил такие данные). Добавим, что в указанной норме в качестве наказания предусмотрена в том числе конфискация предмета правонарушения.

В то же время если вы считаете, что соблюдаете установленные запреты и ограничения, а таможенные органы необоснованно пытаются привлечь вас к ответственности, всегда можно воспользоваться своим правом на обжалование их действий. Для этого граждане вправе обратиться как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд (ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Чтобы возвращение из заграничного путешествия не омрачалось необходимостью доказывать, что товары ввезены для личного пользования, а не ведения предпринимательской деятельности, гражданам стоит внимательно подходить к выбору продуктов, которые они хотят привезти с собой. Оптимально учитывать не только действующие нормы, касающиеся объемов и запретов, но и такие характеристики товаров, как их общее количество, размерный ряд и однородность.

ВТО, ЕС и тюлени: некоторые уроки для России

22 мая 2014 года Апелляционный Орган ВТО вынес долгожданное решение в отношении запрета на ввоз товаров и продукции из тюленей, введенного в 2009 году Европейским Союзом (ЕС)[1].

Нужно для начала отметить, что современная международная практика уже знает примеры полного запрета импорта отдельных товаров некоторыми странами. Например, ЕС в свое время запретил импорт товаров, содержащих асбест, объясняя это высоким уровнем опасности этих товаров для здоровья человека. Иногда страны оправдывают введенный запрет религиозными соображениями, как, например, сделали Израиль в случае ввоза некошерного мяса и Индия в случае с импортом говядины. Однако чуть ли не впервые в международной практике введенный запрет обосновывается ЕС исходя из собственных представлений о моральных ценностях.

Тюлени, как и все морские млекопитающие, относятся к существам, наделенным сознанием. С учетом ценности шкур и меха (у котиков), мяса и подкожного жира их промысел традиционно ведется разными методами, которые трудно назвать гуманными. В ряде стран используют дубинку для нанесения ударов по голове тюленя, в других станах используют огнестрельное оружие. Особенности промысла (северные широты, льды) требуют быстро освежевать добытых тюленей и снять в них шкуру, при этом не всегда удается полностью удостовериться, что в наступлении смерти. Собственно, именно жесткие методы промысла этих животных и вызвали массовые протесты в Западной Европе, результатом которых и стало запрет на ввоз продуктов из тюленей. Страны ЕС посчитали, что любые другие способы промысла тюленей будут все равно негуманными. При этом они особо не скрывают, что основная задача состоит в изменении предпочтений потребителей и, в конечном счете, исчезновении самого рынка продукции из тюленей.

Нельзя сказать, что тема тюленей стала чем-то новым для ЕС. Применительно к тюленям первая директива по запрету на ввоз в государства-члены ЕС шкур тюленьих детенышей была принята еще в 1983 году (она получила название Директивы Бриджит Бардо, по имени французской актрисы, принимавшей самое активное участие в протестах общественности, вызванных публикациями фотографий окровавленных туш тюленей, подвешенных за крюк на промысловых судах).

Еще до введения полного запрета на ввоз продуктов из тюленей на уровне ЕС этот запрет был введен четырьмя странами ЕС на национальном уровне (Австрия, Германия, Бельгия и Голландия), в двух странах были приняты и опубликованы соответствующие законопроекты и еще две страны заявили о своих намерениях ввести такой запрет. В основе запрета было несогласие по моральным соображениям с используемыми жестокими методами промысла тюленей, причиняющим им страдания. 16 сентября 2009 года запрет на импорт и продажу продукции, произведенной из морских тюленей, был введен уже на уровне всего ЕС[2].

Специфичным является то, что запрет касается только товаров, ввозимых с целью продажи на рынках ЕС. При этом это ограничение не касается ввоза товаров для целей переработки, хранения и дальнейшего вывоза за пределы ЕС. Кроме этого, по обоим Регламентам запрет не касался продукции из тюленей:

1) добытых народами Крайнего Севера, для которых охота на этих животных является традиционной;

2) ввозимых в ЕС для личного использования, а не для целей перепродажи внутри ЕС;

3) если их вылавливали для устойчивого развития морских ресурсов при соблюдении определенных условий.

В ряде стран (в первую очередь это Канада и Норвегия) тюлений промысел является исторически и экономически значимой отраслью, поэтому запрет поставил под вопрос само сохранение этой отрасли в целом, а также благосостояние людей, напрямую связанных с этим промыслом. Поэтому неудивительно, что Канада, а вслед за ней, и Норвегия запросили ЕС сначала о проведении консультаций в рамках ВТО, а после того как консультации успехом не увенчались, обратились в Орган по рассмотрению споров ВТО с просьбой сформировать третейскую группу для рассмотрения данного торгового спора.

Третейская группа вынесла свое решение 29 ноября 2013 года. Все участники спора остались недовольны этим решением, обратившись с жалобой в Апелляционный Орган ВТО.

Апелляционный Орган не согласился с выводом третейской группы, что спор касается в том числе применения Соглашения о технических барьерах в торговле (по мнению третейской группы, в запрете ЕС речь шла о «способе производства» товаров), и сконцентрировался на основном доводе, приведенном ЕС. Отстаивая свой запрет, ЕС утверждал, что он полностью подпадает под ст. ХХ (А) ГАТТ 1995 (меры, необходимые для защиты общественной морали).

Надо напомнить, что статья ХХ ГАТТ «Общие исключения» содержит перечень оснований, когда государства-члены могут отступать от общих правил ГАТТ (режим наибольшего благоприятствования, обязательство по предоставлению национального режима и запрет количественных ограничений в торговле), при условии, что внутренние меры принимаются государством в общественных интересах. Государства вправе принимать меры для достижения этих целей, если эти меры соответствуют общим требованиям, установленным для исключений такого рода в преамбуле (chapeaux) ст. XX. А именно — применение этих мер не должно стать средством произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли.

Апелляционный орган в своих решениях разработал пошаговый тест, в соответствии с которым и оцениваются внутригосударственные меры, введение которых оправдывается ст. ХХ. В рамках этого пошагового теста третейская группа сначала должна оценить, подпадает ли prima facie оспоренные внутренние меры государства под одно из исключений, приведенных в ст. ХХ, и является ли интерес государства я в принятии этих мер обоснованным и правомерным. Затем третейская группа должна оценить, насколько действительно необходимо было принятие именно этих мер. И последним шагом должна стать проверка оспоренных мер на соответствие требованиям вводной части ст. ХХ.

Применив этот тест, Апелляционный Орган установил следующее.

1) Сама цель, заявленная ЕС при введении запрета, подпадает под ст. ХХ (а).

2) Меры, предпринятые ЕС для достижения этой цели, действительно являются необходимыми.

3) Однако ЕС не продемонстрировал, что введенный запрет в той части, которая касается продукции, добытой коренными народами Севера, соответствует требованиям вводной части ст. ХХ ГАТТ 1994. Речь идет о том, что для ввоза такой продукции она должна соответствовать целому ряду критериев (п. 5.322 Доклада Апелляционного Органа), что ставило коренные народы Севера из стран-не членов ЕС (например, Канады) в явно дискриминационное положение по сравнению с инуитами из Гренландии (а она часть ЕС), на которых это требование не распространялось.

Придя к такому выводу, Апелляционный Орган ВТО порекомендовал ЕС привести оспоренный запрет в соответствие с правилами ВТО.

Разворачивающаяся на наших глазах история с запретом ЕС импорта продуктов из тюленей имеет самое непосредственное отношение к России как в тактическом, так и в стратегическом плане.

Мало кто об этом знает, но сначала полный запрет на ввоз изделий из гренландских тюленей был также введен Комиссией Таможенного Союза[3]. Затем решением Европейской Экономической Комиссии этот запрет был адаптирован и приведен в соответствие с положениями Регламента ЕС за счёт включения в него двух исключений, о которых говорят нормативные акты ЕС – ввоз в некоммерческих целях и ввоз товаров, добытых в ходе промысла коренными народами Севера (забавно, но в перечень исключений не попали товары из тюленей, полученные в результате вылова в процессе реализации национальных мер, направленных на устойчивое развитие популяции)[4].

Канада уже выразила свою озабоченность введением запрета Таможенным Союзом – по некоторым данным, до 90% канадского экспорта шкур тюленей шло в Россию. Наверно, этим можно объяснить решение России войти в процесс в рамках ОРС ВТО в качестве третьей стороны. Интересно, что в своих возражениях, представленных в ОРС ВТО, ЕС ссылается в том числе и на позицию России и Таможенного Союза, приводя даже подборку комментариев российских должностных лиц по поводу введенного Таможенным Союзам запрета. В тексте возражений также упомянут ответ России на запрос третейской группы, где говорится, что запрет был введен Таможенным Союзом в целях сохранения популяции морских млекопитающих и для защиты их от жестокого обращения.

В стратегическом плане этот торговый спор можно и нужно рассматривать как образец отстаивания своих четко понятых и сформулированных региональных интересов, а также концептуальное видение собственных моральных ценностей, где приоритет универсальных ценностей и норм применяется не безоглядно, а селективно, исходя из собственных интересов.