Что такое снг и какие страны туда входят?

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Уставные и другие органы СНГ

Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы Содружества Независимых Государств

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Список стран СНГ в 2021 году

В СНГ входит 11 республик бывшего Союза. Стать ее членом может любое государство, разделяющее цели и принципы содружества и принимающее на себя обязательства. За 28 лет существования организацию покинула добровольно только одна Грузия, однако не исключено, что в скором времени к ней присоединиться Украина.

Что это такое?

СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.

Первоначально участниками были все республики Союза кроме стран Прибалтики и Грузии. В 1993 году к ним присоединилась Грузия.

На 2021 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик). Суммарная численность населения стран объединения составила 281,1 млн. человек. Самые густонаселенные страны: Россия, Украина и Узбекистан (на их долю приходится около 80% населения СНГ). Взаимодействие страны осуществляют через уставные органы организации.

Список стран на 2019 год

  1. Россия;
  2. Казахстан;
  3. Беларусь;
  4. Таджикистан;
  5. Узбекистан;
  6. Армения;
  7. Кыргызстан;
  8. Азербайджан;
  9. Молдова;
  10. Украина;
  11. Туркменистан (ассоциированный член).

Карта стран СНГ

СНГ на карте мира

Бывшие страны-участники

В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.

Страны со спорным участием

Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.

С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.

Украина официально не является государством-членом Содружества. У этой страны статус участника и основателя СНГ.

Кто хотел вступить в содружество

В 2008 году о своем желании вступить в СНГ заявил Афганистан, но процедура так и не была завершена. Нет информации и о ее начале. Зато страна активно участвовала в заседании Совета межпарламентской ассамблеи стран-членов Содружества.

Планы вступления озвучивали также главы стран:

  • Республика Татарстан;
  • Чеченская Республика Ичкерия;
  • Приднестровье;
  • Республика Абхазия;
  • Южная Осетия.

О присоединении к зоне свободной торговле СНГ ведутся переговоры со Вьетнамом и Новой Зеландией (об этом есть информация на сайте Содружества).

Зачем существует содружество

Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).

Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.

Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.

Цели объединения

Цели создания СНГ указаны в его Уставе.

К ним относится:

  • сотрудничество во всех сферах экономики и культуры;
  • развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;
  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
  • сокращение гонки вооружений, военных расходов, ликвидации ядерного арсенала оружия;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров внутри объединения.

Если говорить коротко, то объединение должно способствовать более полному раскрытию социально-экономического потенциала каждого государства и взаимовыгодному сотрудничеству.

Перспективы содружества

В стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года запланирован рост объемов взаимной торговли в 2,5-3 раза и рост реальных доходов на душу населения в 3,3-3,7 раз. Страны планируют сотрудничество не только в экономической сфере, но и к космической отрасли, в информатизации, межгосударственных инновационных технологий.

Читайте также  Где самый дешевый бензин в стране?

Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД.

Сотрудничество между новыми независимыми государствами будет осуществляться в рамках интеграционных объединений типа ЕАЭС, ЕЭП и ЗСТ. За 10 месяцев 2017 года товарооборот между странами Содружества увеличился более чем на четверть (25,7%), достигнув почти 117 млрд. долларов (2016 году этот показатель составил 94 млрд. долларов).

Лучше всего развиваются экономические отношения между Беларусью и Россией (рост товарооборота за 25% в 2017 году), а также между Россией и Кыргызстаном (рост в 2018 году на 17%). В 2017-2018 годах доля стран СНГ в структуре российского онлайн-экспорта существенно выросла (с 32 до 40%).

В связи с политическим кризисом, объем внешней торговли товарами Украины со странами СНГ в первые месяцы 2019 года уменьшился на 7% (2,794 млрд долларов). Сократился объем товарооборота со странами СНГ и Таджикистана – на 5,1% (за тот же период). На партнеров по СНГ приходится 54,7% общего размера внешнеторгового оборота Таджикистана. Первые строчки в товарообороте занимает Россия ($ 154,9 млн.) и Казахстан ($ 125,1 млн.).

Заключение

В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом. Ядром организации является Россия, Казахстан, Белоруссия и ряд других стран. В будущем участники Содружества собираются активно наращивать экономическое сотрудничество и укреплять связи между регионами.

Что такое снг и какие страны туда входят?

Если Вы ищете официальный сайт СНГ —
вам по направлению http://cis.minsk.by/.
Если неофициальный — Вам придётся немного подождать.
Заходите ещё!
САЙТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕРАДИОКАНАЛЫ СТРАН СНГ

АзербайджанПрезидентМилли МеджлисКабинет Министров
Портал ТВ: AzTV | Телеканалы | Радио: Радио Азербайджан | Day.Az
АрменияПремьер-министрПарламентПравительство
ТВ: Телеканалы ТВ-АРМ-РУ (рус.яз.) Радио: Национальное радио | Ереванские ночи | Радиостанции
БелоруссияКонституция ПрезидентСовет РеспубликиПалата представителейПравительство
Портал ТВ: Беларусь-ТВ Радио: 1 канал | Радио Беларусь | Культура
КазахстанЕлбасыПарламентПравительство
Портал Радио: Казах Радиосы
КыргызстанПрезидентЖогорку КенешПравительство
Радио: Радиостанции
МолдавияПрезидентПарламентПравительство
Портал ТВ: Молдова-1 Радио: Радио Молдова
РоссияКонституция ПрезидентСовет ФедерацииГосударственная ДумаПравительство
Официальная Россия ТВ: 1 канал | Россия | Россия-2 | Культура | Вести-24 | НТВ | 5 (СПб) | Госдума Live | Russia Today | Русия аль-Яум | Телеканалы
Радио: Радио России | Маяк | Культура | Вести-FM | Звезда | Эхо Москвы | Народное радио | Говорит Москва | Петербург | Радио России — СПб | Слово | Голос России | Радиостанции
ТаджикистанПрезидентМаджлиси МиллиПалата представителейПравительство
ТуркменистанПрезидентПарламентПравительство
Портал
УзбекистанПрезидентСенатЗаконодательная палатаПравительство
ТВ: Ёшлар | Телеканалы
УкраинаКонституция ПрезидентВерховная РадаПравительство
ТВ: Перший (УТ-1) | 1+1 | Интер | Украина | 5 канал | Рада | 24 новости | К1 | НТН | Укринформ | УНИАН | Телеканалы
Радио: 1 канал | Промiнь | УР-3 Культура | Львивска Рада | Радиостанции
ТВ Крыма: ГТРК «Крым» | ГТРК Севастополь | ТВ FM (быв. «Неаполь») | Черноморская ТРК | ИТВ | ТРК Бриз ВМС МО Украины | Видеостудия «Горожане»
БЫВШИЕ ЧЛЕНЫ СНГ
Грузия*ПрезидентПарламентПравительство
ТВ: Первый кавказский (рус.) |Телеканалы
* Примечание: Грузия 18 августа 2008 года подала официальное заявление о выходе из СНГ.
В соответствии с установленной процедурой членство Грузии в СНГ прекратилось 18 августа 2009 года.
СОДРУЖЕСТВО В ЦЕЛОМ
СНГУстав Органы СНГМежпарламентская ассамблеяИсполком
Портал ТВ: МГТРК «Мир» Радио: Мир

Содружество Независимых Государств провозглашено 8 декабря 1991 года руководителями России, Украины и Белоруссии, подписавшими соответствующее Соглашение. 21 декабря 1991 протокол о расширении состава Содружества подписали главы 11 государств (всех республик СССР, кроме Грузии, а также кроме Литвы, Латвии и Эстонии, независимость которых признана Советским Союзом в сентябре 1991 года). Членами СНГ считаются 9 стран (до выхода Грузии — 10), подписавших и ратифицировавших Устав Содружества от 22.01.1993. Участниками СНГ — также Украина и Туркменистан, к Уставу не присоединившиеся.

Совет глав государств СНГ был учреждён 11 странами СНГ в Алма-Ате 21 декабря 1991. Статус СГГ определён в Минске 30 декабря 1991. После перехода Армении в 2018 году к парламентской форме правления эту страну в СГГ, как и в СГП, представляет премьер-министр. Временным соглашением о Совете глав государств и Совете глав правительств от 30 декабря 1991 года, Соглашением от 15 мая 1992 года и Уставом СНГ от 22 января 1993 было установлено поочерёдное председательство в СГГ глав государств СНГ «в порядке русского алфавита названий государств-участников Содружества», решением СГГ от 24 декабря 1993 — избрание председателя решением СГГ на каждое календарное полугодие, решением от 2 апреля 1999 — ежегодная ротация с институтом сопредседателей в лице предшествующего и последующего председателей Совета, решением от 7 октября 2002 — снова ротация в порядке русского алфавита названий государств-участников «если иное не будет установлено Советом». Фактически в 1993-2002 гг. председателем СГГ неизменно избирался Президент России. Председателем СГГ СНГ по решению СГГ от 24 декабря 1993 на полугодичный срок с 1 января 1994 был избран Президент Российской Федерации ЕЛЬЦИН Борис Николаевич. Полномочия его продлялись несколько раз, в том числе решением от 15 апреля 1994 (Москва) — до 31 декабря 1994; решением от 19 января 1996 — до 31 декабря 1996; решением от 28 марта 1997 — до 31 декабря 1997; решением от 29 апреля 1998 года (Москва) — до 1 января 2000 года. 2 апреля 1999 года в Москве СГГ решил, что «Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. (. ) Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.» 25 января 2000 в Москве Совет глав государств избрал своим председателем с января 2000 года и. о. Президента РФ Владимира Владимировича ПУТИНА. 1 июня 2001 в Минске Совет глав государств решил продолжить председательство России в лице В.В.Путина. Решением от 29 января 2003 года, принятым в Киеве, СГГ установил, «что председательство в Совете глав государств Содружества с января 2003 года осуществляется Украиной в лице Президента Украины Кучмы Леонида Даниловича.» 16 сентября 2004 в Астане СГГ, «принимая во внимание особую роль России» , признал целесообразным избрать Российскую Федерацию в лице Президента РФ Владимира Владимировича ПУТИНА государством, председательствующим в СГГ СНГ «на предстоящий период до 2006 года» , а «В последующем ввести жесткий порядок председательства в СНГ.» 26 августа 2005 года в Казани был составлен документ о переходе председательства в СГГ с января 2006 года к Республике Казахстан в лице её Президента Нурсултана Абишевича НАЗАРБАЕВА. Однако подписание его главами государств длилось с 7 ноября 2005 года, когда первым поставил подпись И.Г.Алиев, до 20 мая 2006, когда его подписали В.В.Путин и сам Н.А.Назарбаев; в этот день и произошла смена председателя СГГ. Решением СГГ от 5 октября 2007 года, вступившим в силу в день подписания, председательство в СГГ передано Кыргызской Республике «в лице Президента» (фамилия не указана). Президентом на тот момент был Курманбек Салиевич БАКИЕВ. 10 октября 2008 года Совет глав государств утвердил Положение о председательстве в СНГ, по которому «Председательство в течение одного календарного года осуществляется государством – участником СНГ в лице его представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств. (. ) Государство – участник СНГ может отказаться от своей очередности на председательство. В этом случае очередность передается следующему за ним государству в порядке русского алфавита, если Совет глав государств СНГ не примет иного решения. (. ) Предшествующее и последующее председательства в СНГ являются сопредседательствами и оказывают содействие текущему председательству в его деятельности.» При этом Азербайджан, Молдова и Украина сделали оговорки о непризнании международной правосубъектности СНГ, а Азербайджан — также о том, что считает невозможным своё и Армении председательство в СНГ и проведение на их территории заседаний уставных органов СНГ «до освобождения Республикой Армения оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полной ликвидации последствий агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики» . На это прилагается возражение Армении, которая готова председательствовать в СНГ и утверждает, что Особое мнение Азербайджана «искажает суть проблемы Нагорного Карабаха в вопросе истинных причин и последствий конфликта, возникших вследствие применения Азербайджанской Республикой военной силы против свободно изъявленной воли народа и агрессии в отношении НКР.» В тот же день, 10 октября 2008 года, принято решение о председательстве в 2009 календарном году Республики Молдова. Председателем Совета глав государств с 1 января 2009 года стал Президент Республики Молдова Владимир Николаевич ВОРОНИН. После его отставки 11 сентября 2009 года председательские функции перешли к и.о. Президента Молдовы — председателю Парламента Михаю Фёдоровичу ГИМПУ. На 2010 год председателем СГГ и других важнейших коллегиальных органов СНГ избрана Россия в лице (для СГГ) Дмитрия Анатольевича МЕДВЕДЕВА (решение от 9 октября 2009). В 2011 году председательствовала Республика Таджикистан (решение от 10 декабря 2010), председатель СГГ — Эмомали РАХМОН ; в 2012 — Туркменистан (решение от 3 сентября 2011), председатель СГГ — Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ. Узбекистан, Украина, Азербайджан и Армения пропустили свою очередь, и в 2013 страной-председателем стала Белоруссия (решение от 5 декабря 2012, председатель СГГ — Александр Григорьевич ЛУКАШЕНКО. С 1 января 2014 председательство перешло к Украине (решение от 25 октября 2013, председателем СГГ стал Виктор Федорович ЯНУКОВИЧ; после его свержения новые власти Украины заявили о прекращении председательства Украины в СНГ, 4 апреля положение обсуждал Совет министров иностранных дел Содружества, итогом стало заочное решение СГГ от 30.05.2014 о переходе председательства к Белоруссии (подписано 9 президентами в интервале 21 апреля — 5 июня 2014, представлена также нота МИД Туркмении об отсутствии возражений, Украина не подписала документ). В 2015 году в СНГ председательствовал Казахстан (решение СГГ от 10 октября 2014), председатель СГГ — Н.А.Назарбаев; в 2016 — Кыргызстан (решение от 16 октября 2015), председатель — Алмазбек АТАМБАЕВ; в 2017 — Россия (решение от 16 сентября 2016), предедатель — В.В.Путин; в 2018 — Таджикистан (решение от 11 октября 2017), председатель СГГ — Э.Рахмон; в 2019 — Туркменистан (решение от 28 сентября 2018, председатель СГГ — Г.Бердымухамедов. В 2020 году в СНГ впервые председательствует Узбекистан (решение от 11 октября 2019), председатель СГГ — Шавкат МИРЗИЁЕВ. Судя по составу сопредседателей (Туркменистан и Беларусь) в 2021 году предполагается председательство Белоруссии.

Читайте также  Как получить омс иностранному гражданину в Москве?

Координатором СНГ 16 января 1992 назначен Иван Михайлович КОРОТЧЕНЯ (Белоруссия, сопредседатель Партии коммунистов). В 1993 году он назначен на новосозданную должность исполнительного секретаря СНГ. В 1998 году его сменил на этом посту Борис Абрамович БЕРЕЗОВСКИЙ, со 2 апреля 1999 в этой должности — Юрий Фёдорович ЯРОВ, с 2004 — Владимир Борисович РУШАЙЛО, с 5 октября 2007 — Сергей Николаевич ЛЕБЕДЕВ (решением от 5 декабря 2012 утвержден на новый срок до 31.12.2016; решением от 16 сентября 2016 срок продлен до 31.12.2017; решением от 11 октября 2017 — до 31.12.2019; решением от 11 октября 2019 — до 31.12.2022).

Подробные справки об истории и институтах СНГ:
На сайте «Кругосвет»
В Википедии (есть ошибки!)

Пожелания и предложения относительно этого сайта шлите по электронной почте diogen#peshehod.org

СНГ сегодня и в исторической перспективе

Сложносокращенное слово СНГ можно часто попадается на слух и на глаза при просмотре телепередач, в новостной ленте и выступлениях политиков. У людей твердо закрепилось представление, что это не слишком успешная попытка реинтеграции предпринятая странами бывшего СССР.

Знание деталей и четкое понимание значения термина поможет лучше понять текущие события, происходящие в политическом поле на постсоветском пространстве, а с прикладной точки зрения послужит навигатором при желании побывать в ближнем зарубежье.

  1. Как появилось СНГ
  2. Какие страны входят в СНГ
  3. Какой орган является высшим в СНГ
  4. Цели стран СНГ
  5. Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ
  6. Бюджет СНГ

Как появилось СНГ

Расшифровывается слово как Содружество Независимых Государств. Впервые эта аббревиатура прозвучала 8 декабря 1991 года, когда лидеры РСФСР, Белорусской и Украинской ССР подписали Беловежское соглашение.

Документ стал итогом распада СССР и вначале не был ратифицирован союзными республиками, входившими в состав, точнее их парламентами.

Руководители республик приняли решение, противоречащее народному волеизъявлению: накануне был проведен всесоюзный референдум, на котором 76,5% из числа голосовавших проголосовало за сохранение СССР.

Это позволяет противникам сепаратистского разделения единой страны небезосновательно утверждать о том, что имел место преступный заговор с целью захвата власти отдельными национальными элитами.

Независимо от интерпретации историческая канва была определена, нужно было как-то регулировать отношения сотрудничества и события развивались по следующему сценарию.

Беловежское соглашение было ратифицировано республиканскими советами Украины и Белоруссии на второй день. Но Съезд народных Депутатов РСФСР трижды отклонил документ.

21 декабря прошла встреча в Алма-Ате, где представители союзных республик, исключая три прибалтийские, создали декларацию для нового формата взаимодействия внезапно возникших государств на постсоветском пространстве.

В 1993 году в столице Белоруссии приняли Устав союза, подписанный в дальнейшем всеми участниками кроме Украины и Туркмении. В том же году к объединению присоединилась Грузия, а годом позже – Молдова.

Какие страны входят в СНГ

Не все республики бывшего СССР сейчас входят в СНГ. Латвия, Литва и Эстония не придерживались курса на сохранение былых политико-экономических связей.

На 2019 год в СНГ входят следующие государства:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Белоруссия.
  4. Казахстан.
  5. Киргизия.
  6. Молдавия.
  7. Россия.
  8. Таджикистан.
  9. Туркмения.
  10. Узбекистан.

В 2009 году членство прекратила Грузия, а в 2018 – Украина.

Какой орган является высшим в СНГ

Формат управления представляет собой совет глав входящих в организацию стран. Проходит это мероприятие дважды в год. На повестке дня – актуальные вопросы, относящиеся к непосредственной деятельности СНГ.

Ежегодно меняется председательствующая сторона. Так в 2019 – это Туркменистан.

Дополнительную координацию осуществляет ряд советов:

  • глав правительств;
  • министров иностранных дел;
  • министров обороны;
  • полномочных представителей;
  • командующих погранвойсками.

В организации также есть Экономический суд, Межпарламентская ассамблея и Испольнительный комитет, работающий на постоянной основе. С 2007 года структуру возглавляет С. Лебедев.

Цели стран СНГ

СНГ – это крупная региональная международная организация. Работа такой крупной политико-экономической единицы многогранна, имеет много уровней.

Сотрудничество строится гибко, с учетом разной степени готовности к интеграционным процессам.

Можно выделить несколько ключевых сфер совместной деятельности:

  • права и свободы граждан;
  • взаимодействие и координация на внешнеполитической арене;
  • координация и унификация таможенной и экономической составляющих;
  • работа над совместными инфраструктурными и транспортными проектами;
  • формирования общего рынка труда;
  • здравоохранение и экология;
  • контроль и оптимизация социальной и миграционной обстановок;
  • правоохранительная деятельность;
  • единая оборонная политика и охрана общих границ.

Одним из важнейших шагов, позволивших интенсифицировать взаимную интеграцию стало подписание договора о зоне свободной торговли.

Организация работает в направлении унификации налоговой и финансовой систем, развивает товарооборот между государствами и проводит активную деятельность в политическом поле.

Важнейшими текущими задачами являются также улучшение демографической ситуации и борьба с различными проявлениями нетерпимости религиозной и национальной.

Наблюдается также особое отношение Узбекистана к процессам интеграции. С точки зрения руководителей этой среднеазиатской страны необходимо формировать и совершенствовать механизмы взаимодействия, необходимую инфраструктуру и добиться выравнивания в уровне развития экономик прежде, чем переходить к более тесному межгосударственному взаимодействию.

Тем не менее, Узбекистан проявляет все более активную позицию. Так недавно государство присоединилось к двум соглашениям СНГ, став участником совета по гуманитарному сотрудничеству и совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству СНГ.

В первом – непосредственное участие будет принимать Минкульт Узбекистана, а во втором министерства промышленности и экономики.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ

В 2008 году после операции «Принуждения к миру» проведенной Россией в отношении Грузии, парламент этой страны постановил выйти из СНГ. Таким образом с 18 августа 2009 года Грузия перестала быть членом организации.

Украина всегда имевшая особый статус учредителя организации не присоединившегося к уставу окончательно порвала с союзом в 2018 году из-за политических разногласий с Россией.

Остается болезненной и тема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Карабахская проблема имеет долгую историю и обострилась в постперестроечные годы.

Особую остроту конфронтация приняла в 1991 – 1995 годах, когда с обеих сторон велись настоящие военные действия.

Столкновение закончилась подписанием Бишкекского протокола о перемирии. Ситуация могла привести к недовольству одной из сторон и ультимативному выходу из состава СНГ.

Но к счастью, были приняты грамотные политические решения и оба государства остаются в организации, которая, в том числе, является гарантом сохранения мира в регионе.

Еще одна точка напряженности существует в Молдавии. Это Приднестровский конфликт, который не урегулирован в полной мере до сих пор. Совместные усилия миротворческих сил РФ и Молдавии стабилизируют обстановку в регионе.

Членство в СНГ для Молдавии важно, так как идеологические границы, разделяющие страну, имеют еще и территориальный характер. Сторонники интеграции с Россией, русскоязычное население сосредоточено в Приднестровье и не заинтересовано в романизации.

Лишь оставаясь в рамках экономической и политической интеграции со странами бывшего СССР, страна в состоянии обеспечить целостность.

Бюджет СНГ

Организация, международный договор предписывает которой широкое поле деятельности вынуждена иметь собственную систему финансирования.

Бюджет формируется из взносов стран участниц и служит для финансирования:

  • деятельности органов Содружества;
  • совместных организационных мероприятий.

Работа по созданию и исполнению бюджета возлагается на плечи Исполнительного комитета. Выделение средств происходит с учетом предоставляемых смет на обеспечение деятельности различных органов Союза. Утверждение производится Советом глав правительств СНГ минимум один раз за два года.

Читайте также  Какие документы нужны для получения удостоверения?

Долевые взносы рассчитываются исходя из численности населения и национальных показателей государств-участников в сумме общего валового продукта. Перерасчет взносов происходит согласно статистическим данным каждые три года.

Единой расчетной валютой бюджетных органов является российский рубль. Раз в два года проводятся ревизии финансовой и хозяйственной деятельности адресатов бюджетного финансирования, осуществляемые представителями стран СНГ по распоряжению Председателя Совета глав Правительств.

Бюджет на 2019 год согласно решению Совета глав правительств Союза от 2 ноября 2018 года составляет 983,8 миллионов российских рублей.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве разноуровневы и разнонаправлены. Межгосударственное объединение большинства стран бывшего СССР не так интенсивно и эффективно, как этого бы хотелось. Остается ряд нерешенных проблем, но недостаточно прозрачные границы и мелкие проблемы все же лучше решаются в рамках союза, нежели в двусторонних форматах. СНГ — это организация с большим потенциалом, который пока не раскрыт в полной мере.

Страны СНГ

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию.

А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 18 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2021, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2021 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.