Что является основным источником власти в нашей стране?

Источники власти. Единственный источник власти в РФ

В процессе эволюции человеческого познания некоторые социальные атрибуты приобрели совершенно иной характер. Уже во времена Средневековья люди осознавали тот факт, что ресурсы, земли, богатство – это все второстепенные дополнения истиной ценности, сокрытой от невнимательного взора. Она является мощнейшим оружием в руках умельца, и в то же время разрушительной силой, когда её использует непрофессионал. Название этой ценности — власть. Начиная с эпохи Возрождения, абсолютно все войны велись с целью установления господства. По сути, все государства искали власть, которая позволила бы стоять выше остальных стран. На сегодняшний день это понятие приобрело совершенно другую окраску. Власть стала доступной не только государствам, но и отдельным личностям. Что касается политической, государственной власти суверена, державы, то она имеет свои структуры, источники, а также характерные особенности, которые будут описаны в статье далее.

Расшифровка термина

Под словом «власть» в широком смысле понимают возможность навязывать кому-то свою волю, которая непосредственно влияет на деятельность объекта влияния. Власть перестраивает поведение объекта таким образом, чтобы достичь желаемого результата вопреки его воле и сопротивлению. Существуют также и другие значения слова «власть», например: государственная, политическая, экономическая власть. Каждый вид отличается не только красивым и звучным названием, но ещё и спецификой объекта, по отношению к которому осуществляется навязывание собственной воли. Некоторые ученые также рассматривают власть как самостоятельную силу. Можно классифицировать виды этого феномена, используя как основу источники власти, которых достаточно много.

Возникновение власти

Изучая социальный феномен власти, учёные сделали вывод, что подобное явление возникло вследствие эволюции общества, которое, в свою очередь, всячески помогало его развитию. Власть появилась, потому что существует постоянная необходимость контроля процессов в середине социума. Другими словами, без власти на Земле царила бы полнейшая анархия. Посредством власти люди контролируют абсолютно все виды взаимоотношений между собой. Существуют специфические виды власти, которые развивались в «недрах» тех или иных отношений, например, государственная власть. Каждый народ или общность людей имеют индивидуальное, сформировавшееся путём эволюции моральных принципов, понимание термина «власть».

Английская версия власти

Ни для кого не является секретом, что англичане — любители строгости и консерватизма. Исторические события на Британских островах и чопорность населения во многом обусловили становление «чисто английского» вида власти. Это значение употребляется для иллюстрации бесспорного авторитета государственных органов. Многие британские учёные также рассматривают власть в виде способности контроля окружающей среды и людей. Она исходит сверху вниз без использования методов государственного принуждения. Отсюда следует, что «английский» тип власти основывается на глубоком осознании людей необходимости подчинения и контроля.

Немецкая интерпретация

Совершенно иной подход к рассмотрению власти был предложен немецкими учёными. Они предположили, что единственный источник власти — это социальные структуры или индивид. Другими словами, акцент направлен не на авторитет государства, а на влияние некоторых общественных формирований, состоящих из людей разных классовых групп. Такой подход во многом обусловлен тенденциями коммунизма и национал-социализма, которые процветали на территории германоязычных государств.

Российские особенности власти

На территории современной Российской Федерации некогда находилась могучая Российская империя. Несколько веков подряд в этом государстве процветала монархия, которая была свергнута в 1917 году. «Русская власть» во многом схожа с британской, потому что в РФ самый большой авторитет имеют органы исполнительной власти. Тем не менее носитель суверенитета и источник власти в России — многонациональный народ. С одной стороны, в РФ сохранились тенденции тотального контроля государством всех сфер социальной жизни, с другой – многие тенденции изменились в лучшую сторону под давлением демократических движений. Это позволяет выделить особое значение народа, социума как основного регулятора государственной власти. Такое понимание совершенно нетипично для стран Запада, в которых социум рассматривается на примере отдельных групп. Однако утверждать, что единственный источник власти в РФ — народ, нельзя, потому что в государстве достаточно крепкая политико-военизированная структура высшего управления, а также мощный бюрократический аппарат. Чтобы детальнее изучить все аспекты власти как феномена навязывания воли, нужно понять источники, из которых он берёт своё начало.

Источники власти

Когда мы говорим об источниках власти, что имеется в виду? В данном случае подразумевается государственная власть, потому что субъективная возможность управлять окружающим миром есть практически у каждого. Все известные источники были выделены из работ психологов, философов, политиков и других учёных, занимающихся вопросом изучения феномена власти. Существует три классических источника, которые выдвинул Вебер, а именно:

1) Непосредственное насилие в любой форме его проявление.

2) Характер социальных связей, основанных на авторитете, который подкреплён верой.

3) Право.

Представленные источники власти имеют реальный исторический фундамент. Например, насилие является наиболее примитивным источником власти, к которому человечество прибегало на ранних этапах развития. Однако существует квалифицированный вид насилия, подкреплённый юридическим смыслом. Подобную мысль предложил Никколо Макиавелли. Он считал, что источник власти и суверенитета – это государство. В процессе своей деятельности оно может прибегать к насилию, если присутствует государственный интерес.

Во многом оправдывает себя авторитет как источник власти. Лучше примером является семья, координатором отношений, а также бесспорным лидером которой является домовладелец, или же отец. При этом все остальные члены семьи не имеют большого количества прав. Все строится на воле отца. Подобную власть можно наблюдать в преступных формированиях. Воля организатора, главы, дона или другой центральной личности является неоспоримой.

Право как современный источник власти

Развитие права как науки и основного регулятора общественных отношений во многом видоизменило понимание и саму суть власти. На сегодняшний день право — это основной источник власти в любом легитимном государстве, коим является и РФ. Абсолютный вид регулирования общественных отношений отжил своё. На его место пришла политическая, «власть большинства». Правовая оболочка не просто держит под контролем власть, но ещё и делит её на основные составляющие, которые принято называть формой правления. Всего существует три вида власти, источником которой является право:

  • исполнительная,
  • законодательная,
  • судовая.

Нужно отметить тот факт, что правовая власть – это показатель наличия демократии в том или ином государстве.

Политическая власть

Если рассматривать власть с позиции государства, то политическая власть является способностью одного лица или группы координировать деятельность сложного социально-политического механизма – державы. При этом единственный источник власти — не обязательно народ. В государствах с антидемократическим режимом вполне может быть основным источником насилие.

Политическая власть имеет свои функции (мотивационная, управленческая, культурная, мобилизационная), а также специальные субъекты и объекты своего влияния. Основным ресурсом политической власти являются люди, потому что именно благодаря их деятельности или бездействию может существовать тот или иной политический режим. В процессе деятельности политическая власть поддерживается за счёт специальных методов влияния на объект, например, принуждение, применение силы, манипуляция и т.п.

Политическая власть в РФ

Выше мы рассмотрели основные особенности власти в Российской Федерации. Но возникает один достаточно важный вопрос: «Какой источник государственной власти в России?» Наличие централизованной системы органов исполнительной власти, а также широкий спектр полномочий органов безопасности и правопорядка наталкивает на мысль о том, что в РФ присутствует политическая власть демократического характера, но источником является насилие наравне с социумом. Демократизм исходит из основного закона Российской Федерации, который гласит:«Народ – источник власти».

Это вполне доказывается наличием многих демократических институтов. Но чрезмерная сила органов безопасности и правопорядка показывает развитость метода государственного принуждения. Таким образом, можно сделать вывод, что власть в РФ исходит как от народа, так и от государства в лице силовых органов. Подобное является совершенно неприемлемым, потому что нескольких источников власти в одном государстве быть попросту не может, так как в будущем возможно столкновение интересов народа и государства.

Заключение

В статье мы рассмотрели суть и основные особенности понятия «власть». Были также описаны источники власти, различающиеся между собой объектом и характером влияния на него. В заключение стоит отметить, что власть – это важная составляющая современного мира, однако она не должна быть всепоглощающей. Нельзя выделить какой-либо основной источник этого сложного феномена, потому что каждый из них имеет свои негативные и позитивные моменты.

Статья 3 Конституции РФ

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Статье 3 Конституции РФ

1. В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В статье 3 Конституции России указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие — «демократия» в переводе с древнегреческого). Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рассмотрения.

Читайте также  Какие страны могут войти в ЕС?

С юридической точки зрения понятие народ отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства совокупности людей к соответствующему государству. Народ образует физический субстрат государства.

Следует сказать, что в годы советской власти под народом понималась определенная историческая общность людей, которая изменяется в зависимости от задач развития, решаемых обществом в данный период. Сообразно с этим народ мог состоять лишь из трудящихся либо включать в себя и те социальные слои, которые, не относясь по своему социальному положению к трудящимся, тем не менее объективно участвовали в решении задач прогрессивного развития страны. Такой подход к определению понятия «народ» открывал перед тоталитарным государством широкие возможности для применения дискриминационных мер к миллионам неугодных по тем или иным мотивам граждан страны.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть в Российской Федерации — не единственная форма власти народа. Еще одной формой его власти является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Признание многонационального народа Российской Федерации верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.

Конституция закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации есть принадлежность всей власти ее народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В условиях народовластия в Российской Федерации осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется ее народом, т.е. гражданами Российской Федерации, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане России. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления в Российской Федерации, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании нашей демократии.

2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

К институтам непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, наказы депутатам, отчеты депутатов, отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сходы и собрания граждан, обращения граждан; правотворческая инициатива; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; опросы граждан и др.

3. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции, — являются референдум и свободные выборы».

Согласно Закону о референдуме референдум — это всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

Участие гражданина РФ в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или к неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. См. также комментарии к ст. 32, 84 (п. «б»), 130, 135.

Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4, ч. 1 и 3 ст. 5 Конституции), не должны использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодательства.

Нормы Конституции не препятствуют возможности введения федеральным законом института отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. При этом, однако, федеральный законодатель должен учитывать вытекающее из ч. 2 и 3 статьи 3 Конституции РФ соотношение форм (институтов) непосредственной демократии. Отзыв как одна из таких форм не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти и в конечном счете самой демократии. Следовательно, законодатель, если он вводит институт отзыва, обязан предусмотреть общие принципы механизма отзыва, с тем чтобы не был искажен сам смысл выборов (см. Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия. Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право гражданина, а не просто человека. См. также комментарии к ст. 32, 81, 84 (п. «а»), 96, 97, 109, 130.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных Конституцией, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Самостоятельно устанавливая систему своих органов государственной власти и образуя их, субъекты РФ обязаны действовать в соответствии с основами конституционного строя РФ, в том числе с принципом свободных выборов, гарантируя свободу волеизъявления граждан и не нарушая демократические принципы и нормы публичного права (см. Постановление КС РФ от 27.04.1998 N 12-П*(4)).

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в ч. 2 ст. 32 право граждан РФ на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция, как отмечал Конституционный Суд РФ, исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязанными, дополняют друг друга. Последовательность их перечисления в ст. 3 Конституции (референдум — свободные выборы) не дает основания для вывода о придании приоритетной роли референдуму, как не свидетельствует о приоритетной роли свободных выборов ст. 32 Конституции РФ, которая, определяя право граждан на участие в непосредственном осуществлении народовластия, называет сначала право избирать и быть избранным в органы публичной власти, а затем право участвовать в референдуме (см. Постановление КС РФ от 11.06.2003 N 10-П).

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции избирательные права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

Читайте также  Сколько лет нужно прожить в Италии Чтобы получить гражданство?

По смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3, ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 32 КРФ в их взаимосвязи, конституционные ценности, связанные с реализацией избирательных прав, могут вступать между собой в известное противоречие, поскольку интересы отдельных избирателей, которыми предопределяется их волеизъявление в процессе выборов, в том числе путем голосования «против всех кандидатов», не всегда совпадают с публичным интересом формирования органов публичной власти. На уровне конституционно-правового статуса личности это, с одной стороны, право каждого гражданина принимать участие в избрании представителей народа в выборных органах публичной власти и быть избранным в качестве такого представителя, а с другой — право каждого гражданина по своему усмотрению отказывать в доверии некоторым или всем участвующим в выборах кандидатам; на уровне же института выборов в целом это — формирование органов публичной власти, их представительный и легитимный характер (см. Постановление КС РФ от 29.11.2004 N 17-П*(5)).

4. В Конституции указывается, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Это означает, что государство признает правомерным только такое обладание властью, которое основано на законе и установленных им процедурах. Всякое иное обретение власти или властных полномочий признается неправомерным и влечет за собой ответственность.

Целям защиты конституционного строя от противоправных посягательств служат нормы УК об ответственности за преступления против интересов государственной службы, правосудия, порядка управления (гл. 30-32), все положения законодательства, обязывающие государство стоять на страже права граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме (ст. 141, 142), а также других конституционных прав и свобод граждан

Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Норма ч. 1 комментируемой статьи четко определяет субъект и единственный источник власти в Российской Федерации. Только народ как совокупность граждан, ассоциированных в едином государстве, полноправно осуществляет власть в стране. Конституция подчеркивает многонациональный характер народа, поскольку в России проживает более 150 национальностей. Формы осуществления народом принадлежащей ему власти закреплены нормами ч. ч. 2 и 3 данной статьи, а также ст. ст. 31 — 33 Конституции, предусматривающими политические права граждан Российской Федерации.

2. Реализуя формы прямой демократии, граждане выражают свою волю непосредственно, высказывая свое мнение на референдуме, а также голосуя за того или иного кандидата на выборах.

Представительная демократия означает, что народ, избрав из своей среды депутатов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, делегирует им право принимать законы и решать иные важнейшие вопросы государственной и общественной жизни в интересах народа. Представительная демократия — важнейшее средство осуществления народом власти в стране, поскольку практическая реализация форм прямой демократии происходит относительно редко, а представительные учреждения в основном работают на постоянной основе.

3. Конституция не просто учреждает демократический характер государства, но и закрепляет высшие формы непосредственной демократии — референдум и свободные выборы.

Референдум — это всенародное голосование граждан по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок проведения общероссийского референдума и иные вопросы реализации гражданами Российской Федерации своего права участвовать в референдумах общероссийского, регионального и местного уровней регулируют нормативные правовые акты: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от

12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституции, уставы, законы субъектов РФ.

Инициатива проведения референдума может исходить только от граждан, кроме конституционного референдума, вопросы которого в соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции могут быть вынесены на всенародное голосование Конституционным Собранием.

Выборы в Российской Федерации — это способ формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и наделения полномочиями должностных лиц путем прямого волеизъявления граждан Российской Федерации. В соответствии с Конституцией и законодательством выборными органами в России являются Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, представительные и иные (в соответствии с уставами муниципальных образований) органы местного самоуправления.

4. Поскольку народ провозглашен единственным источником власти в Российской Федерации, ни один орган или должностное лицо не могут присвоить все властные полномочия или большую их часть. Система разделения властей, установленная ст. 10 Конституции, предусматривает «сдержки и противовесы», препятствующие сосредоточению у какого-либо органа или должностного лица чрезмерной власти. Если же речь идет об умышленных преступлениях против государственной власти, ответственность за них наступает в соответствии с УК.

Понятие власти, ее источники и методы

  • Что такое власть
  • Описание источников власти и их классификация
  • Какие являются главными в современном обществе, примеры

Что такое власть

Сегодня каждый гражданин страны обладает свободой слова и свободой действий. На основе этого возникла необходимость в урегулировании пересекающихся интересов и взглядов. Это стало дополнительным источником появления новых способов власти.

Без единой управленческой системы общество существовать не сможет. Очевидно, сколько людей, столько и мнений. В социуме воцарится хаос, если каждый его член начнет воплощать в действие то, что считает нужным.

Власть необходима для обеспечения в социуме порядка, производства, а также для регулирования взаимоотношений между людьми и различными социальными объектами. Речь идет о власти, отождествляемой с государством, где во главе стоит Конституция.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Власть — это способность одних навязать свою волю другим, даже если это делается вопреки их желанию. Для этих целей используются различные методы. Они могут быть основаны на демократии и диктатуре, на насилии и методе поощрения. Перечень методов и приемов воздействия на этом не заканчивается. Их выбор зависит от вида власти, где сегодня выделяют следующие разновидности:

  • верховную;
  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную;
  • политическую;
  • управленческую;
  • публичную;
  • военную;
  • государственную.

Особым статусом обладает политическая власть. Это способность сформированной законным путем социальной группы осуществлять свои требования через воздействие на деятельность других людей или классов. Данное воздействие осуществляется через созданные специальным образом институты, каждый из которых имеет свои способы воздействия.

Подобное влияние осуществляется на многочисленные массы. Это обусловлено тем, что в основе политической власти находится государство.

Описание источников власти и их классификация

Среди множества классификаций способов влияния наибольшей популярностью пользуется разновидность Х. Хекхаузена. Согласно ему можно выделить 6 основных источников:

  1. Вознаграждение. За основу здесь берется ожидание властвующей стороной того, как личностью будут выполнены выдвигаемые требования. Деятельность исполнителя мотивируется ценностью вознаграждения. Этот способ считается эффективным для управления поведением, но его использование в политике исключено.
  2. Принуждение. Этот способ нашел широкое применение, как в политике, так и в других отраслях жизни. Он основан на осознании того, какое наказание предусмотрено за провинность. Средством воздействия в данном случае является наказание. Его проявление регламентируется законом. Для воплощения наказания должно быть основание.
  3. Нормативность. За основу здесь взяты традиционно верные нормы морали. Их соблюдение обусловлено воспитанием и убеждением. Отступление от них предполагает либо общественное порицание, либо угрызение совести.
  4. Эталонная власть. За основу этой разновидности взят некий эталон, что сформулирован либо мнением большинства, либо властвующей стороной. Главной характеристикой эталонной власти является стремление большинства к подражанию созданному идеалу.
  5. Власть знания. Здесь установка делается на приоритет познания. Предела данная разновидность не имеет, поскольку степень познания зависит от умений и навыков субъекта власти.
  6. Информационная власть. В данном случае акцент сделан на информацию, которая способна заставить личность осмыслить собственное поведение в новом ракурсе.

Какие являются главными в современном обществе, примеры

В средние века главным традиционным способом воздействия на людей считалось насилие. Но в наше время, время гуманизма и свободы слова, насилие принято считать примитивным способом воздействия. Оно, например, уступает информационной огласке.

Если придать какому-либо насилию общественный резонанс, то срабатывает информационная власть. Насилие будет осуждено, а его источник подвергается гонению. В подобных случаях совсем не важно, какую должность будет занимать источник насилия.

В современном государстве на первый план выдвигается авторитет и право как основные способы воздействия на массы. Упомянутые понятия базируются на законодательной власти и власти знаний. И это не удивительно, поскольку авторитетом пользуются те люди, которые, благодаря своим умственным способностям, могут либо подчинить себе других, либо изменить деятельность в лучшую сторону.

К тому же всеобщим авторитетом будут пользоваться те, чьи действия основаны на морали и справедливости. Такой человек становится эталоном для окружающих. Невольно в подобных случаях срабатывает и эталонная манипуляция.

Читайте также  Как получить гражданство Турции по браку?

Определенными знаниями и авторитетом может обладать каждый. Эти понятия носят индивидуальный характер. Но при общественном взаимодействии столкновения авторитетов могут провести к необратимым последствиям. Во избежание этого на уровне государства предусмотрена законодательная власть. Она позволяет в рамках закона контролировать деятельность, как авторитетов, так и остальных лиц.

Контролируется и на законодательном уровне и частная собственность субъектов.

Организация данной системы складывалась веками, и носит она правовой характер.

Основы конституционного строя РФ

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Что такое федерация? В чём смысл разделения властей?

Федерация – это государство, состоящее из субъектов – республик, краев, областей, штатов.

Смысл разделения властей заключается в том, чтобы каждая из ветвей власти решала вопросы в соответствии с компетенцией и была самостоятельна, не подвергалась давлению со стороны другой, принимала решения в соответствии с законом.

От кого государство получает власть? Зачем народу суверенитет? Какие у государства основы?

Государство получает власть от закона. В Конституции РФ определена иерархия государственных органов и ветвей власти, которые функционируют в своей сфере.

Суверенитет — это независимость государства.

Он необходим для того, чтобы каждое государство было самостоятельно, решало внутренние вопросы без давления со стороны и обеспечивало свою безопасность и невмешательство в государственные дела.

Основой государства является народ и закон. Народ государство создает, обозначив органы власти, а закон обеспечивает справедливое и эффективное управление государством со стороны государственных органов.

Какие три условия, по мнению автора, необходимы народу, чтобы осуществить демократию? Какие последствия ждут народ, не научившийся соблюдать закон?

Главным условием является способность править государством.
Для того чтобы править государством необходимо второе условие – чувство государственной ответственности.

Третьим необходимым условием является «элементарная честность». Дело в том, что только честный народ способен на жизнь в демократии. Если народ не будет соблюдать закон, то тогда, он перестанет уважать и государственное устройство и закон, который был создан им, потеряет авторитет.

Вспомни, в чём смысл разделения властей.

Смысл разделения властей заключается в том, чтобы каждая ветвеь власти при принятии решений была независима друг от друга, не оказывала «давления».

Если власть сосредоточена в руках одного человека, это может привести к коррупции, что крайне вредит эффективному развитию государства в целом. Разделение властей обеспечивает справедливость и четкую и стройную систему управления государством.

Какие основные требования к принятию в Российскую Федерацию нового субъекта закреплены в федеральном конституционном законе? Почему эти требования необходимо соблюдать?

Из Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», ст. 3:

  1. Принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляется на добровольной основе.
  2. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации…

Главное требование — добровольность.
Также, обязательно должны соблюдаться государственные интерсы РФ, а также, принципы федеративного устройства.

Вступление субъекта в состав РФ – сложный и очень важный процесс. Необходимо соблюдать интересы РФ, ведь вхождение субъекта было добровольным, во избежание народных волнений и внутренних противоречий внутри страны.

1. Чем определяется правовой статус человека и гражданина?

Статус человека и гражданина определяется его правами и обязанностями. Основные права и обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции РФ – в основном законе.

Статья 3 Конституции говорит о том, что многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти.

«Суверенитет» означает независимость, самостоятельность, а также верховную власть.

Конституция РФ утверждает, что наш народ в своей стране обладает независимостью, самостоятельностью и верховной властью — суверенитетом.

2. Что означают слова: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ России»?

Согласно Конституции, народ даёт начало всей государственной власти, от народа исходит власть.

В Конституции РФ сказано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

Народ выбирает главу государства, народ выбирает депутатов парламента. Далее Президент и Федеральное Собрание формируют все остальные органы власти. Из отдельных голосов складывается решение том, кто будет управлять государством и осуществлять власть в стране.

Это и есть власть народа, или народовластие, демократия.

3. Почему Россию нельзя назвать союзом субъектов Федерации?

Часть 3. статьи 5. Конституции РФ гласит: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности».
Следовательно, Россию нельзя считать союзом субъектов Федерации.
Это не союз, а единое государство, обладающее целостностью и суверенитетом.

Россия включает в своем составе субъекты, которые все относятся к РФ, и являются ее составной частью.

4. Как достигается государственная целостность России?

Часть 3 статьи 5 Конституции РФ гласит: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности»
В Российской Федерации существует единая система власти.

Следовательно, что все органы власти субъектов самостоятельны на своей территории, но подчинены федеральным органам власти. К ним относят: Президента РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и судебную власть.

Итак, вместе они составляют единую систему власти.
В Российской Федерации обеспечивается верховенство федеральных нормативных актов.

Следовательно, все нормативные акты субъектов Федерации строго подчинены Конституции, всем законам, принятым Федеральным Собранием, а также нормативным актам Правительства РФ и высшей судебной власти РФ.

Кроме того, в Российской Федерации единый государственный язык — русский; единая денежная система, единое народное хозяйство (или единое экономическое пространство).

5. Какие цели ставит социальное государство?

Согласно Конституции РФ:

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство, которое объявило себя социальным, должно обеспечить гражданам достойную жизнь и развитие.

6. Какое государство считается светским?

Понятие «светское государство» отображает взаимоотношения государства и религий.

Светским является такое государство, в котором не существует какой-либо государственной или обязательной религии.

Наиболее прогрессивной формой взаимоотношений светского государства с церковью является отделение церкви от государства. Именно об этом и сказано в статье 14 Конституции РФ.

Религиозные объединения в РФ не могут вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и т. д.).

Вместе с тем религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества. Государство же обязано охранять законную деятельность религиозных объединений.

В классе и дома

1. Иногда правоведы называют главу 2 Основного закона нашей страны «маленькой конституцией внутри большой конституции». Подумай и объясни смысл этого высказывания.

Я считаю, что речь идет о том, что в главе 2 закрепляются основные права и обязанности граждан. Глава 2 называется «Права и свободы человека и гражданина» и включает в себя статьи 17- 64.

Дело в том, что в остальных главах Конституции речь идет о государственном устройстве, форме правления, о федеральных органах государственной власти, а именно эта статья обозначает права и свободы народа – движущей силы власти.

2*. Учёные утверждают, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Найди обоснования данного утверждения.

Я считаю, что управлять государством так намного удобнее. Дело в том, что Россия – очень большая страна. И управление Россией эффективнее всего с помощью управления в каждом субъекте на региональном, а затем местном уровне.

Унитарными являются в основном небольшие государства, управление которыми не составляет большого труда.

3. Прочитай стихотворение Евгения Евтушенко:
В чём основная мысль этого четверостишия? Какие черты, по мнению автора, должны быть свойственны народу? Какие мысли поэта созвучны идеям, высказанным философом И. А. Ильиным (перечитай текст в рубрике «Мнения»)

Основная мысль заключается в том, что народ должен быть честен, активен, только тогда он может называть «народом». Народу должны быть свойственны такие черты, как честность, активная жизненная позиция и эрудиция.

И.А. Ильин пишет: Народ, лишённый чувства ответственности, не способен к народоправству: он поведёт себя безответственно и погубит всё дело. … Народоправство неосуществимо без… элементарной честности. Народ, не научившийся чтить закон и добровольно соблюдать его за совесть, не будет уважать ни своего государственного устройства, ни им самим изданных законов;

Народ должен быть честен , активен. мыслящь, ответственен – это общее.

4. Составьте дома схему (в форме постера, плаката) под названием «Основные принципы конституционного строя Российской Федерации». Принесите её в класс на следующий урок и обсудите, в чём заключается смысл каждого из принципов.

Схему можно взять здесь на Яндекс картинках