Какая страна присоединилась к Европейскому союзу последней?

КАКИЕ СТРАНЫ ВХОДЯТ В ЕВРОСОЮЗ

Европейский Союз (ЕС) – это уникальное экономическое и политическое объединение 27 европейских стран, которые сформировали «общий рынок», в первую очередь, обеспечивающий свободное передвижение товаров и людей.

В рамках ЕС действует единая валюта – евро, которую по состоянию на 2021 год используют 19 стран-участниц, и функционирует собственный парламент, уполномоченный принимать решения в широком диапазоне областей – от вопросов, связанных с защитой окружающей среды до установки тарифов на мобильную связь.

КАРТА СТРАН ЕС

СОДЕРЖАНИЕ

Страны, входящие в ЕС

Актуальный список стран, входящих в Евросоюз в 2021 году (на сегодняшний день), выглядит следующим образом.

СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2021

В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум, известный всему миру, как Brexit. В голосовании приняло участие более 30 миллионов человек. Итоговая явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из состава Европейского Союза. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а жители Шотландии и Северной Ирландии были против.

Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна Евросоюза имеет право покинуть это объединение. Данная статья регламентирует порядок выхода из ЕС, в частности, на окончательное согласование условий предусмотрено максимум 2 года. Официальный старт процесса отделения Великобритании от Европейского союза был запланирован на 29 марта 2019 года. После чего последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года.

Важно. В полночь с 31 января на 1 февраля 2020 года по центральноевропейскому времени Великобритания формально вышла из Европейского союза. Страна потеряла представительство и право голоса в органах власти ЕС, но при этом осталась частью единого экономического пространства вплоть до конца 2020 года. В течение 11 месяцев Великобритания и Евросоюз должны были договориться о новых условиях торговли и сотрудничества. В настоящее время переговоры продолжаются.

Список стран, входящих в ЕС в 2021 году включает 27 государств.

Создание Европейского союза

Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.

Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).

Вступление стран в Евросоюз

Первая волна расширения ЕС произошла в 1973 году, после вступления в объединение Великобритании, Ирландии и Дании. В 1981 году присоединилась Греция, а через 5 лет (1986 год) – Португалия и Испания. В 1995 году в состав Евросоюза вошли Австрия, Финляндия и Швеция.

Самое крупное расширение состоялось в 2004 году, когда ЕС получил 10 новых членов – Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию. В 2007 году присоединились Румыния и Болгария, а последней страной, вступившей в ЕС в 2013 году, стала Хорватия.

Функционирование ЕС

Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

Совет Европейского союза.

Суд Европейского союза.

Европейская счетная палата.

Европейский центральный банк.

Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, до 2021 года более половины взносов в общий бюджет Евросоюза приходилось на 4 государства – Германию, Францию, Италию и Великобританию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран – Литвы, Латвии, Эстонии – не превышает 1%. После Brexit ситуация начинает меняться.

Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.

Кандидаты на членство в ЕС

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.

По состоянию на 2021 год существует 5 кандидатов на вступление в ЕС:

Турция – заявка от 1987 года

Македония – заявка от 2004 года

Черногория – заявка от 2008 года

Албания – заявка от 2009 года

Сербия – заявка от 2009 года

Переговоры о присоединении к ЕС ведут все страны, кроме Албании и Македонии. Потенциальными кандидатами считаются Босния и Герцеговина и Косово. В 2014 году Европейский союз подписал соглашения об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой, что не является основанием для подачи заявки на вступление в ЕС, но в перспективе членство возможно. По заявлениям высокопоставленных европейских чиновников можно сделать вывод, что в ближайшие годы пополнения Евросоюза новыми странами ожидать не стоит.

Какие страны входят в Евросоюз в 2021 году — список

Что представляет собой Евросоюз сегодня?

Евросоюз является объединением 28 европейских государств. Они создали общее экономическое и политическое пространство. Девиз Евросоюза «Согласие в многообразии», что подразумевает общую работу на общеевропейское благо и процветание. При этом большое разнообразие культурных традиций, языков позитивно влияет на этот процесс.

История создания

Идею создания «Соединенных штатов Европы» в послевоенное время озвучивал еще Уинстон Черчилль. Отцами-основателями Европейского союза также считают первого канцлер ФРГ Конрада Аденауэра, люксембургского политика Джозефа Беха, премьер-министра Италии Алсиде Де Гаспери и других известных европейских политиков.

Годом создания прообраза Евросоюза считают 1951, когда по плану Шумана (министра иностранных дел Франции) было создано «Европейское объединение угля и стали». Соглашение подписали Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды. Положительный опыт совместного регулирования двух отраслей привел к созданию в 1957 году «Европейского экономического союза». Название «Европейский союз» (сокращенно Евросоюз или ЕС) появилось после подписания в 1992 году Маастрихтского договора 12 странами. Постепенно к нему присоединились другие государства западной, а позже восточной Европы.

Карта стран Евросоюза

Что такое Еврозона? Кто в нее входит?

В 1999 году ЕС перешла к четвертой стадии экономической интеграции. После зоны свободной торговли, общего рынка, таможенного союза начал действовать валютный союз. В него вошли 19 стран ЕС, которые и образовали зону с единой валютой евро.

К Еврозоне официально по договору присоединились не входящие в ЕС Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино. Без договора евро используют Косово и Черногория. В то же время Великобритания и Дания пока отказались от евро, а 7 стран Евросоюза (Чехия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния, Швеция) обещали ввести общую валюту в будущем.

Какие страны входят в Евросоюз в 2021 году?

По состоянию на конец 2021 года в ЕС входят (сортировка по году вступления):

  • C 1958 года — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург;
  • С 1973 года — Дания, Ирландия, Великобритания;
  • С 1981 года — Греция;
  • С 1986 года — Португалия и Испания;
  • С 1995 года — Австрия, Финляндия, Швеция;
  • С 2004 года — Кипр, Чешская Республика, Польша, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Словения, Мальта, Словакия;
  • С 2007 года — Болгария и Румыния;
  • С 2013 — Хорватия.

Флаги стран, входящих в Евросоюз

Справедливости ради стоит отметить, что Великобритания готовит процедуру выхода из Евросоюза.

Что нужно для вступления в Евросоюз? Основные требования

Вступление в ЕС достаточно сложная процедура. Страна-претендент должна удовлетворять «копенгагенским критериям», а именно иметь рыночную экономику, верховенство законов, стабильную демократию. Одним из важных условий является также принятие всего законодательства Евросоюза, в том числе переход на евро.

Каждая страна, подавшая заявку на членство в ЕС, подвергается изучению специальной Комиссией. Если претендент удовлетворяет «копенгагенским критериям», начинаются переговоры об интеграции. В противном случае даются рекомендации о проведении реформ.

Какие страны могут войти в состав Евросоюза в будущем?

На финальном этапе вхождения в ЕС (интеграции евронорм в национальное законодательство) находятся:

К потенциальным кандидатам, пока не выполнившим рекомендации Евросоюза, относятся Босния и Герцеговина, Косово.

Какие государства имеют членство в Евросоюзе в 2019 году

Основная идея при создании Европейского союза (ЕС, Евросоюз) в 1951 году (тогда Европейского объединения угля и стали) заключалась в организации единой платформы для торгового и экономического сотрудничества 6 государств без риска военных действий со стороны друг друга. Собственно Евросоюз закреплен юридически при подписании Маастрихтского договора уже 12 государствами в 1992 году. Страны, входящие в ЕС, независимы, но при этом подчиняются общим законам, касающимся образования, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной и других систем.

Определение и цели деятельности Европейского союза

Евросоюз – это уникальная организация, интегрирующая европейские государства, подписавшие договор о вступлении, с целью улучшения жизни их граждан во всех сферах общественной жизни.

Цели деятельности ЕС в разных сферах:

  1. Права и свободы человека:
  2. содействие сохранению мира и благосостояния народов;
  3. обеспечение гражданам свободы, безопасности и законности;
  4. продвижение и защита своих интересов в отношениях с другими странами.
  5. Экономика:
  6. создание общего внутреннего рынка;
  7. поддержание здоровой конкуренции;
  8. социально-ориентированная рыночная экономика;
  9. содействие занятости населения;
  10. социальный прогресс;
  11. повышение качества окружающей природной среды;
  12. научно-технический прогресс.
  13. Социальная сфера:
  14. борьба с дискриминацией, в том числе гендерной;
  15. социальная защита населения;
  16. обеспечение справедливости;
  17. защита прав детей.

Если страны-основатели ЕС были нацелены в основном на создание общего рынка стали и угля, что решило бы проблемы занятости населения в этих отраслях и повысило эффективность производства, то на сегодня устремления Евросоюза значительно расширились.

Евросоюз призван обеспечить максимальную сплоченность и солидарность стран содружества в плане экономического развития, территориальной организации и социального порядка.

Страны-участники ЕС обязаны уважать богатство и разнообразие национальных культур друг друга, а также обеспечивать защиту объектов общеевропейского культурного наследия.

Перечень стран Евросоюза на 2019 год

С момента подписания Маастрихтского договора идет процесс активного развития Евросоюза: увеличивается количество стран-участниц, вводится единая европейская валюта, вносятся изменения в договоры. Чтобы узнать о том, сколько стран в ЕС на 2019 год, нужно проанализировать количество стран, присоединившихся к 12 государствам ЕС после 1992 года:

  • 1995 год – плюс 3 страны (Австрия, Финляндия, Швеция);
  • 2004 год – плюс 10 стран (Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Мальта);
  • 2007 год – плюс 2 страны (Болгария, Румыния);
  • 2013 год – плюс 1 страна (Хорватия).

Таким образом, количество стран в ЕС в 2019 году составляет 28.

Говоря о том, какие страны входят в состав ЕС, кроме перечисленных выше, назовем следующие:

  • Германия;
  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Франция;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Греция;
  • Испания;
  • Португалия.

На территории стран Евросоюза принята стандартизированная система законов, создан общий рынок, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенской зоны, которая включает также и некоторые другие страны Европы, не входящие в ЕС.

Все страны-члены ЕС обязаны согласовывать свои политические решения с другими участниками союза. Денежная валюта Евросоюза – евро. На сегодняшний день 19 государств ЕС ввели евро в обращение, образовав тем самым единую еврозону.

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

Экономику Евросоюза составляют экономические системы всех 28 стран-участниц, уровень которых существенно разнится. При этом более слабые государства поддерживаются за счет эффективного перераспределения средств и ресурсов между странами. Это происходит через общую казну, в которую каждое государство вносит свою долю средств в зависимости от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Такая политика – один из главных принципов функционирования ЕС (принцип кохезии или сплоченности).

С одной стороны, такая координация экономики способствует социальной интеграции на рынке труда, предотвращает безработицу и уменьшает ее, устраняет региональный дисбаланс в Евросоюзе, с другой – может приводить к обострению и взаимным обвинениям стран-доноров и реципиентов.

Так, наиболее развитые страны-доноры ЕС, то есть вложившие в казну больше средств, чем оттуда получившие, которыми в 2015 году стали Германия, Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Дания, Австрия и Кипр, были недовольны тем, что новые участники Союза фактически живут за их счет. Этот факт, а также увеличение дешевой рабочей силы, прибывающей из стран Восточной Европы, явились одними из главных причин намерения Великобритании выйти из состава ЕС.

Выход Великобритании из ЕС: ситуация на 2019 год

Brexit (от двух слов: Br – Britain – Британия, exit – выход), который был активирован Великобританией во время референдума касательно членства страны в Европейском союзе в 2016 году, ожидается в 2019-2020 годах. Два года отведено на переходной период, поэтому в 2019 году Британия все еще числится активным членом ЕС.

Возможные последствия Брекзит

В мировом масштабе Брекзит может негативно сказаться на наполнении фонда официальной помощи на цели развития (ОПР), так как вклад Британии в бюджет ЕС уменьшится, а Евросоюз – это четвертый по величине донор в мире в ОПР.

Из-за ограничений в свободе перемещения и торговли после выхода Великобритании из ЕС будет нанесен ущерб британскому финансовому сектору. Прогнозируемые причины этого: проблемы в турбизнесе и отток квалифицированных кадров. Результатом Брекзит также может стать значительное снижение доходов работающего населения – по мнению экспертов, потери британских семей составят почти полторы тысячи евро ежегодно.

Еще одно возможное последствие Брекзит – отделение Шотландии от Великобритании. Как известно, еще в 2014 году шотландцы подняли вопрос о выходе из состава Британии, причем голоса за и против разделились тогда почти поровну – 44,7 % и 55,3 % соответственно. А поскольку Шотландия, в отличие от Англии, намерена оставаться в ЕС, то Брекзит, возможно, форсирует процесс получения ею независимости.

Причины и последствия референдума-2017 в Каталонии

Главная причина современного сепаратизма в Каталонии, одном из самых богатых и развитых регионов Испании, кроется в недовольстве местного правительства и населения распределением средств государственного бюджета. Загвоздка заключается в том, что Каталония платит в общую казну страны значительно больше, чем получает обратно.

1 октября 2017 года властями Каталонии был организован и проведен референдум о выходе Каталонии из состава Испании. Однако властями страны эта процедура была признана незаконной. Несмотря на действия испанской полиции, направленные на блокирование голосования, опрос все же состоялся. Проголосовать удалось 43 % избирателей, из них 90,2 были за отсоединение, а 7,8 % – против.

Официального признания результатов референдума властями Испании так и не произошло. Вместо этого действующий на тот момент парламент Каталонии был распущен, Женералитет во главе с лидером Карлесом Пучдемоном отстранен, а на декабрь назначены досрочные парламентские выборы.

На сегодняшний день точно не определено, какая именно партия будет формировать правительство. Однако, по мнению экспертов, Мадрид настроен на бескомпромиссное решение конфликта в пользу сохранения целостности Испании.

Копенгагенские критерии вступления в ЕС

Вступление в Европейский союз доступно не для всех стран. Рассчитывать на членство в ЕС могут только государства, четко соответствующие Копенгагенским критериям, принятым в 1993 году на заседании ЕС в Копенгагене. Так, внутри страны-претендента должны:

  1. Соблюдаться принципы демократического правового государства.
  2. Присутствовать рыночная экономика, способная конкурировать на европейском рынке.
  3. Признаваться правила и стандарты Евросоюза.

Со страной-кандидатом на вступление в ЕС проводятся переговоры, затем проверки на соответствие вышеприведенным критериям. На основании тщательного анализа данных принимается решение о возможности (либо невозможности) членства в Союзе.

Страны, претендующие на вступление в Евросоюз

Среди желающих вступить в ЕС не только развитые государства, но и страны с развивающимися экономиками. В 2019 году определены следующие официальные страны-кандидаты на вступление в ЕС:

  1. Турция – заявка с 1987 года.
  2. Македония – 2004 год.
  3. Черногория – 2008 год.
  4. Албания – 2009 год.
  5. Сербия – 2009 год.

Переговоры о присоединении уже ведутся с тремя из этих стран – Турцией, Черногорией и Сербией. Все кандидаты, кроме Турции, подписали соглашение об ассоциации, что обычно предшествует вступлению в ЕС.

В 2009 году заявка на членство была подана Исландией, но в 2013 году переговоры были заморожены. Особый интерес к вступлению в ЕС проявляют также все 6 стран Восточного партнерства, однако, на данный момент по разным причинам они не рассматриваются союзом в качестве серьезных претендентов.

Евросоюз: состав, порядок вступления

Состав Европейского Союза – это объединение, которое создавалось очень продолжительное время. За много лет, пролетевших с даты образования Европейских объединений, список стран, вошедших в него, приумножился в 4,5 раза, и можно с уверенностью сказать, что это далеко не предел.

Первоисходными членами являлись 6 стран Западной Европы:

  • Бельгия;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Нидерланды;
  • Федеративная Республика Германия;
  • Франция.

В данном составе три Европейских объединения существовали в 1950-е и 1960-е годы XX столетия.

Великобритания, Дания и Ирландия присоединились к данному союзу в 1973 году, что и стало первым расширением Европейского сообщества.

Далее количество стран, вступивших в него, только росло:

  • в 1981 г. вступила Греция;
  • в 1986 г. – Испания и Португалия.

Таким образом, состав государств – членов Сообществ увеличился с девяти до двенадцати.

1 ноября 1993 г вступило в действия Соглашение о Евросоюзе, подписанное этими 12-ю странами в 1992 году.

Начиная с данного момента остальные государства входили уже непосредственно в Евросоюз по условиям, прописанным в ДЕС.

Первый раз данная процедура была применена в 1995 году, в то время членами Союза и Сообществ являлись:

  • Австрия;
  • Финляндия;
  • Швеция.

Таким образом, в начале XXI века состав государств Евросоюза достигло 15 участников.

Глобальное увеличения численности восточных стран входящих в ЕС произошло в 2004 году.

01.05.2004 года присоединились к Евросоюзу одновременно 10 государств:

  • республики бывшего Советского Союза – Латвия, Литва, Эстония;
  • страны из бывшего социалистического лагеря – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения;
  • островные государства в Средиземном море – Кипр и Мальта.

Болгария и Румыния добавились в состав ЕС в 2005 году, когда было подписано соглашение о присоединении этих двух восточноевропейских стран, вступившее в силу 01.01.2007 г. С этого года число государств – членов ЕС достигло 27 штук.

Однако, это не последнее расширение состава ЕС. В данное время еще некоторые государства формально являются кандидатами и планируют провести переговоры о своем присоединению к Союзу.

В 2011 г. странами – кандидатами объявлены:

  • Исландия;
  • Македония;
  • Хорватия;
  • Турция.

Потенциальные кандидаты

В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

  • Албания;
  • Босния-и-Герцеговина;
  • Сербия;
  • Черногория.

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

  • во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
  • во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.

Критерии соответствия

К странам-кандидатам, помимо основных условий, предъявляются и другие требования, так называемые «критерии соответствия» (ст.49 ДЕС), прописанные высшим институтом политической координации ЕС – Европейским советом, состоящим из председателей всех членов Евросоюза.

Поскольку эти критерии были приняты на совещании ЕС в Копенгагене 22.06.93г., то и название они получили соответствующее «Копенгагенские критерии».

Жизнеспособность рыночной экономики, умеющей продуктивно реализовываться в рамках единого политического пространства, выступает в качестве экономического условия данного критерия.

Также необходимо, чтобы в стране-кандидате присутствовало продуктивное руководство и неизменное материальное положение. Конкретных численных рамок для данных обязательств не прописано.

Однако, страна, даже отвечающая требованиям в ст.49 ДЕС, не сможет вступить в ЕС, в случае слабого экономического положения.

Существует определенный фонд, подпитываемый бюджетом Евросоюза, называемый «Инструмент помощи в подготовке к присоединению». Он создан для улучшения финансового положения потенциально возможных новых членов ЕС.

Постоянность государственных и социальных институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, права человека, почитание и охрану меньшинств относятся к политическим и правовым условиям «Копенгагенских критериев».

Важную роль играет условие подстроить законодательную базу страны-кандидата к праву ЕС, сделав это еще до даты вступления. Это требование фактически означает обязательность проведение реформы многочисленных структур внутреннего права и законодательной базы стран-кандидатов, на что требуется очень длительный срок.

Таким образом, становится понятно, что вступление в Евросоюз – это очень долгий и многоэтапный процесс, к которому необходима сложная подготовка со стороны страны-кандидата.

Сам Евросоюз выставляет к самому себе требование о способности к продуктивному интегрированию в свой состав различных стран.

Это требование было озвучено 14.12.2006г. И 15.12.2006г. на совещании Европейского совета, по итогам которого были выявлены следующие пробелы в ЕС:

  • возможность попадания на площадь участников ЕС беженцев или криминальных структур;
  • отсутствие в финансовом фонде ЕС и стран-членов достаточного количества денег на поддержание экономической стороны стран-кандидатов или возможных кандидатов.

Порядок вступления новых государств в ЕС

Процедура вступления новых стран в Евросоюз прописана в статье 49 ЛЕС.

Подача потенциальной страной заявления в Совет Европейского Союза (или просто Совет) с просьбой принять его в члены ЕС является первым этапом.

Совет – это институт Евросоюза, который состоит из глав стран-членов на высшем министерском уровне.

До вынесения решения Совет обязан проконсультироваться с Европейской комиссией – основным исполнительным институтом ЕС, и заречься поддержкой Европейского парламента.

Но самым продолжительным этапом перед окончательным решением о вступлении в ЕС считается переговоры страны-кандидата с Комиссией. На них заранее обсуждаются конкретные требования и временное ограничение по вступлению страны в Евросоюз, а также контролируется соблюдение страны-кандидата условий необходимых для вступления в данную организацию.

Соглашение о присоединении новой страны – это своего рода источник права, служащий базой для реализации вступление в ЕС.

Оно подписывается двумя сторонами, с одной – это участники ЕС, выступающие как единое целое, а с другой – государство-кандидат.

Например, последний договор о вступлении в Евросоюз подписывался в 2005 году, участниками которого стали:

  • с одной стороны, 25 членов Евросоюза;
  • с другой – Болгария и Румыния.

Такое соглашение включает в себя разнообразные промежуточные пункты, необходимые для медленного привыканию новых стран, вступивших в Евросоюз, к экономическим и остальным реалиям ЕС.

Важным моментом является то, что вновь присоединившиеся к ЕС страны оставляют в пользовании свою денежную единицу. Переход на евро возможен только через 2 года с момента присоединения, для чего необходимо обязательное соблюдение множеств требований экономического характера, именуемыми «критериями сближения».

Для того, чтобы договор приобрел силу, он должен пройти обязательный процесс ратификации действующими членами ЕС, т.е. получить одобрение каждой из входящих в Евросоюз стран. Но самым основным требованием было и остается согласие Европейского парламента.

Лиссабонский договор в 2007 г. закрепил право за государствами не только о вступлении в ЕС, но и возможности беспрепятственного отделения от Евросоюза (сецессии).

Выход государств из Евросоюза

Процесс отделения от ЕС состоит из 3 этапов и прописан в ст. 50 ДЕС:

  • сперва государство-член, имеющее желание покинуть ЕС, высказывает свое решение на счет, собственно, самого выхода из членства ЕС;
  • затем, это государство оповещает о таковом решении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
  • с данным государством проводится длительная беседа.

Соглашение о выходе – это официальная бумага, необходимая для оформления отделения страны-участника от Евросоюза. Оно подписывается Советом Европейского Союза после положительного заключения Европейского парламента.

В данном договоре обязательным пунктом является договоренность насчет дальнейших отношений с ЕС, а также прописывается четкая дата начала существования государства не в рамках ЕС.

В том случае, если договор подписать не получилось, то отделение совершится только спустя 2 года после оповещения страной о своем намерении покинуть ЕС. Однако, данная страна имеет право вновь вступить в Евросоюз, если пройдет все этапы заново.

На протяжении всего действия ЕС был зафиксирован единичный случай сецессии.

Но покинуло ЕС даже не государство, а отдельная часть одного из членов-остров Гренландия, в связи с получением свободы в составе Королевства Дании. Он отделился от состава ЕС 01.02.1985г. после единогласного решения всех остальных стран-участников Евросоюза о переводе его в статус «заморских стран и территорий».

Стоит отметить, что ни одно из 27 государств, входящих в состав Евросоюза, не планирует выйти из него в ближайшее время. А вот вступление в его ряды ряда республик бывшего СССР и Турции, наоборот, приобретает всё большую актуальность.

Даже при всем своем продолжительном и многоэтапном вступлении в ЕС, по предварительным расчетам, в скором времени число стран, входящих в ЕС, возрастет до 30 государств. В качестве первых кандидатов на присоединение является страны Балканского полуострова, за счет которых соответственно увеличится площадь, находящаяся под действием норм в рамках правовой системы Евросоюза.

Расширение Европейского союза

Расширение Европейского союза — это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов. Процесс начался с «Внутренних шести», основавших «Европейское объединение угля и стали» (предшественника ЕС) в 1952 году. С тех пор количество стран, вступивших в Союз, увеличилось до 27 государств, включая Болгарию и Румынию, присоединившихся в 2007 году.

В настоящий момент ведутся переговоры о вступлении с несколькими государствами. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами ЕС, когда их правительства постепенно гармонизируют внутригосударственное законодательство.

Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммита 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.

Содержание

Политика расширения

На сегодняшний день процесс вступления сопровождается целым рядом формальных шагов, начиная с предвступительного договора и кончая ратификацией заключительного договора о вступлении. Над этими шагами осуществляет контроль Еврокомиссия (Главуправление по расширению), но актуальные переговоры проводятся между странами-членами союза и страной-кандидатом.

Условия

В теории любая Европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Совет ЕС консультируется с Комиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Совет отклоняет или одобряет заявку только единодушно. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна отвечать следующим критериям:

  • должна быть «европейским государством»;
  • должна соблюдать принципы свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальным свободам, верховенства закона.

Для получения членства требуется следующее:

  • соответствие Копенгагенским критериям, признанных Советом в 1993 г.:
    • стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, человеческие права, уважение и защиту меньшинств;
    • существование функциональной рыночной экономики, так же, как и способности справиться с конкурентным давлением и рыночными ценами в пределах Союза;
    • способность принять обязательства членства включая приверженность политическим, экономическим и денежно-кредитным целям союза.

В декабре 1995 года Мадридским Евросоветом были пересмотрены критерии членства, чтобы включать условия для интеграции государства-члена через соответствующее регулирование его административных структур: так как важно, чтобы законодательство Евросоюза отражалось в национальном законодательстве, важно, чтобы пересмотренное национальное законодательство осуществлялось эффективно через соответствующие административные и судебные структуры.

Процесс

Прежде чем страна подаст заявку на вступление, она обычно должна подписать соглашение об ассоциированном членстве, чтобы помочь подготовить страну к статусу кандидата и, возможно, члена. Многие страны не удовлетворяют даже критериям, необходимым для того, чтобы начать переговоры раньше, чем они начнут применяться, поэтому они нуждаются в долгих годах, чтобы подготовиться к процессу. Соглашение об ассоциированном членстве помогает подготовиться к этому первому шагу. В случае с Западными Балканами специальный процесс, Стабилизационный и Ассоциативный процесс существуют для того, чтобы не вступать в противоречие с обстоятельствами. Когда страна официально запрашивает членство, Совет просит Комиссию высказать мнения относительно готовности страны начать переговоры. Совет может принять или отклонить мнение Комиссии. Совет лишь раз отклонил мнение Комиссии — в случае с Грецией, когда Комиссия отговаривала Совет от вводных переговоров. Если совет решает открыть переговоры, начинается процесс проверки. Это процесс, в течение которого ЕС и страна-кандидат исследуют свои законы и законы ЕС, определяя существующие различия. После этого Совет рекомендует начать переговоры относительно «глав» закона, когда решает, что имеется достаточно точек соприкосновения для конструктивных переговоров. Переговоры обычно заключаются в том, что государство-кандидат пытается убедить ЕС, что его законы и административное управление достаточно развиты, чтобы выполнять Европейский закон, который может осуществляться, как сочтено целесообразным государствами-членами.

История расширения

Отказано из-за
вето Франции

Отказано из-за
вето Франции
на вступление
Великобритании

Отказано из-за
вето Франции
на вступление
Великобритании

Отклонено
Европейским
советом [2]

Отказано из-за
вето Франции
на вступление
Великобритании

Отклонено
по результатам
референдума
в Норвегии [3]

Отклонено
по результатам
референдума
в Норвегии [4]

Заморожено из-за
плохих показателей
общественного
мнения [5]

Члены учредители

Европейское объединение угля и стали было предложено Робером Шуманом в его заявлении от 9 мая 1950 года и вызвало объединение угольных и сталелитейных промышленностей Франции и Западной Германии. К этому проекту присоединились «страны Бенилюкса» — Бельгия, Люксембург и Нидерланды, которые уже достигли некоторой степени интеграции между собой. К этим странам присоединилась Италия, и все они подписали 23 июля 1952 года Парижский договор. Эти шесть стран, получившие название «Внутренние шесть» (в противоположность «Внешним семи», которые сформировали Европейскую ассоциацию свободной торговли и с подозрительностью отнеслись к интеграции), пошли ещё дальше. В 1957 году они подписали в Риме договор, положивший основание двум сообществам, вместе известным как «Европейские сообщества» после слияния их руководства.

Сообщество потеряло часть территорий в эпоху деколонизации; Алжир, до того бывший неотъемлемой частью Франции, а значит, и сообщества, получил независимость 5 июля 1962 года и вышел из его состава. Вплоть до 1970-х не было никаких расширений; Великобритания, до того давшая отказ вступать в сообщество, после Суэцкого кризиса поменяла свою политику и подала заявку на членство в сообществе вместе с Данией, Ирландией и Норвегией. Однако французский президент Шарль де Голль наложил вето на весь план расширения, опасаясь «американского влияния» Великобритании.

Первые расширения

Как только де Голль покинул занимаемый им пост, возможность вступить в Сообщество вновь открылась. Вместе с Великобританией Дания, Ирландия и Норвегия подали заявки и получили одобрение, однако норвежское правительство проиграло национальный референдум по членству в Сообществе и, следовательно, не вступало в Сообщество 1 января 1973 года наравне с другими странами. Гибралтар — британская заграничная территория — был присоединён к Сообществу с Великобританией.

В 1970 произошло восстановление в Греции, Испании и Португалии демократии. Греция (в 1981 г.), а за ней и обе иберийские страны (в 1986 г.), получили допуск в сообщество. В 1985 году Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из состава Европейского сообщества. Марокко и Турция подали заявки в 1987 году, Марокко отказали, поскольку не сочли европейским государством. Заявление Турции было принято к рассмотрению, но лишь в 2000 году Турция получила статус кандидата, и лишь в 2004 году начались официальные переговоры о вступлении Турции в Сообщество.

После холодной войны

В 1989-1990 годах закончилась холодная война, 3 октября 1990 Восточная и Западная Германия были воссоединены. Следовательно, Восточная Германия стала частью сообщества в составе единой Германии. В 1993 году Европейское сообщество стало Европейским союзом на основании Маастрихтского договора от 1993 года. Часть государств Европейской Ассоциации Свободной Торговли, граничивших со старым Восточным блоком ещё до окончания холодной войны, подала заявки на вступление в Сообщество. В 1995 Швеция, Финляндия и Австрия были приняты в ЕС. Это стало 4-м расширением ЕС. Норвежское же правительство провалило в то время второй национальный референдум по членству. Конец холодной войны и «западнизация» Восточной Европы поставили ЕС перед необходимостью согласовать стандарты для будущих новых членов, чтобы оценить их соответствие. По Копенгагенским критериям было решено, что страна должна быть демократией, иметь свободный рынок и быть согласной принять всё право ЕС, уже согласованное ранее.

Расширения Восточного блока

8 из этих стран (Чешская республика, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов. Миграция, которая в любом случае имела бы место, дала начало многим политическим клише (например «польский водопроводчик»), несмотря на подтверждённую пользу мигрантов для экономических систем этих стран.

Согласно официальному сайту Европейской комиссии, подписи Болгарии и Румынии во вступительном договоре ознаменовывают окончание пятого расширения ЕС. Следовательно, расширение в 2004 было только частью Пятого расширения. Недавно Эльмар Брук, немецкий член Европарламента и председатель комитета Европарламента по иностранным делам, добавил: «Мы не думаем, что Хорватия — часть будущего расширения. Хорватия — последняя часть продолжающегося расширения по формуле 10 плюс два плюс один».

Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года. Как и страны, вступившие в 2004 году, они оказались перед лицом некоторых ограничений. Недостаточность прогресса в некоторых областях, таких как судебная власть, привели к дальнейшим ограничениям: в частности, средства из фондов ЕС они будут получать в обычном режиме, пока не добьются прогресса в проблемных областях.

Хронология

Дальнейшее расширение

Дальнейшее расширение открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. [6] Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС. [7]

В настоящий момент шесть стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году [8] ), Македония (в 2004), Сербия (в 2009 [9] ), Турция (в 1987), Хорватия (в 2003) и Черногория (в 2008 [10] ), при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению [11] . Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство [12] . Албания подала заявление в апреле 2009 [13] , но Европейская комиссия ещё не вынесла по ней решения. Стоит отметить, что Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года [14] .