Какие из стран являются унитарными?

Что такое унитарное государство — примеры и признаки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждое государство можно охарактеризовать по форме государственно-территориального устройства (ФГУ), которая определяется характером взаимодействия между уровнями государственной власти — центральной и региональной.

Принято выделять три вида ФГУ — унитарное государство, федерация и конфедерация.

Сегодня мы разберемся в устройстве унитарной страны, вспомним ее признаки и познакомимся с особенностями такой ФГУ.

Унитарное государство — это.

Унитарное государство — это одна из форм государственного устройства, в которой административно-территориальные образования не имеют выраженных признаков суверенности (независимости) и особых полномочий.

Они подчиняются решениям центральной власти и выступают проводниками ее политики на местах. Эта ФГУ считается более простой по сравнению с федерацией и принята в большинстве современных стран.

Унитарную ФГУ имеют в основном страны с небольшой территорией и относительно малым населением.

Это объясняется возможностью управления из единого центра — руководство государства может охватить своим вниманием широкий круг вопросов без предоставления самостоятельных полномочий регионам.

Подобное невозможно в России, где 85 субъектов отличаются своеобразием национального состава, культурными, природно-климатическими особенностями, имеют разную экономическую направленность и специфические социальные проблемы.

Унитарные государства считаются исторически первичными по отношению к другим ФГУ. Они доминировали на планете до начала XX века.

В Новое время сильные централизованные державы превратились в могущественные колониальные империи, которые длительное время определяли вектор мирового развития. Примеры унитарного государства такого типа — Британская империя, Нидерланды, Франция, в более ранний период Испания.

Признаки унитарной страны

В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:

  1. единое гражданство;
  2. общий для всех жителей государственный язык;
  3. единый бюджет;
  4. отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
  5. единая Конституция;
  6. общая система центральных органов госвласти;
  7. единое для всей страны правовое пространство;
  8. административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.

В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).

Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.

При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным.

Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.

Примеры унитарных государств

На самом деле, стран с такой формой управления большинство (они закрашены синим цветом на приведенной карте):

Их полный список получается очень большой, поэтому в качестве примера я приведу наиболее известные страны с таким государственным устройством:

  1. Албания
  2. Андорра
  3. Беларусь
  4. Болгария
  5. Ватикан
  6. Великобритания
  7. Венгрия
  8. Греция
  9. Дания
  10. Ирландия
  11. Исландия
  12. Испания
  13. Италия
  14. Латвия
  15. Литва
  16. Лихтенштейн
  17. Люксембург
  18. Македония
  19. Мальта
  20. Молдавия
  21. Монако
  22. Нидерланды
  23. Норвегия
  24. Польша
  25. Португалия
  26. Румыния
  27. Сан-Марино
  28. Сербия
  29. Словакия
  30. Словения
  31. Украина
  32. Финляндия
  33. Франция
  34. Хорватия
  35. Черногория
  36. Чехия
  37. Швеция
  38. Эстония

Факторы образования унитарного государства

На формирование унитарного государства оказывают влияние следующие факторы:

  1. проживание в границах государства этнически однородного населения, обладающего одним языком, общими культурными традициями, а также схожими ценностными ориентациями и установками;
  2. конфессиональное единство и общность исторического прошлого;
  3. выраженное внешнее давление, которое привело к образованию единого мнения населения в отношении врага;
  4. формирование особой политической культуры, основанной на добровольном подчинении элите для индивидуальной и общей пользы (Япония).

Виды унитарных стран

Характерная для унитарных государств централизация способна проявляться во множестве форм. Принято выделять унитарные государства по присутствию/отсутствию в их составе автономных образований:

  1. Простые — лишены административно-территориальных единиц по причине слишком маленькой территории (Мальта, Науру) или в них существует подобное деление, но нет в составе автономий (Франция, Польша).
  2. Сложные — в состав государства входят автономные образования (например, Дания — Фарерские острова или Грузия — Аджария).

Появление автономий в унитарных странах — это один из способов преодоления центробежных тенденций и сепаратизма (что это?).

Закрепляя за определенной территорией права автономии, власти наделяют ее самостоятельностью в решении проблем местного самоуправления. Чаще всего права автономии отражены в Конституции, однако иногда они сами разрабатывают статуты, опирающиеся на законодательство государства.

Во многих странах автономии формируются по национальному признаку (Каталония в Испании, Ольстер в Великобритании, Корсика во Франции).

Также существуют централизованные и децентрализованные унитарные страны.

  1. В первых во главе региональных органов власти стоят чиновники, которые получают назначение из центра. Подобный механизм закреплен в Конституции Узбекистана, Нидерландов или Казахстана.
  2. В децентрализованных странах региональная власть формируется самостоятельно, например, в Великобритании, Испании или Японии.

Подробнее о формах государства можно узнать в этом видео:

Заключение

Этимология термина «унитарный» (лат. «единство») точно отражает механизм организации управления, в котором все политические решения принимаются только центральными органами. Это обеспечивает единую социально-экономическую, политическую и духовную модель развития общества.

Однако при возникновении стремления к самоопределению унитарное государство может стать препятствием в реализации подобных целей, как это произошло в испанской Каталонии.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

Здесь все достаточно условно, к примеру, Крым в составе Украины находился в статусе автономной республики со своей конституцией, плюс в конституции Украины есть положение об изменении границ этого государства, иными словами, будучи унитарным, оно имеет некоторые признаки свойственные федерации. В России же, напротив, существует полный запрет на выход из состава федерации, что свойственно унитарным государствам.

Да если народы захотят самоопределиться, то никакие унитарные системы этому не помешают, весь вопрос лишь в том, будет этот процесс мирным или перерастет в гражданскую войну, как в Югославии.

Относительно недавно проходил референдум о самостоятельности Шотландии, в отличии от Каталонии, шотландский референдум был одобрен самой королевой, так что, в этом случае всё прошло мирно, как и должно быть в демократической стране.

Что такое унитарное государство? Примеры и виды унитарного государства

Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.

Как распознать

Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.

Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.

У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Какие бывают варианты

Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:

  • сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
  • простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.

Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:

  • Централизованное — где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
  • Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
  • Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.

Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.

Привилегированное положение отдельных единиц управления

До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.

Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.

Читайте также  Как получить Тривалий побут в Чехии?

По какому принципу создаются

Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.

Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.

Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.

Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.

Как провозглашаются

Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

Некоторые ограничения в свободе

Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.

Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.

Добровольное сотрудничество

Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Как это выглядит на практике

Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.

Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

Унитарное государство — определение, виды и признаки, примеры стран

Теории возникновения государства

Существует множество теорий о причинах и процессе появления государственных образований. Их разнообразие обусловлено политическими и идеологическими взглядами людей, их выдвигавших, особенностями развития разных регионов, уровнем общественных отношений в конкретный исторический момент. До Средневековья были популярны мифологические и религиозные концепции, считавшие, что любая система власти вообще имеет божественное или космическое происхождение.

Патриархальные теоретики отводили в этом процессе главенствующую роль семье и роду, где структуры власти отдавались отцу, как родовому главе. Существует и органический взгляд на государство, как на живой организм — результат социальной эволюции. А психологические концепции видят главные причины появления государств в стремлении людей жить в коллективе.

Современная теория не выделяет одной причины возникновения государства, а рассматривает их в комплексе. Особое значение придается саморазвитию социума, которому для управления внутренними механизмами организации общества понадобился единый центр как координационный и направляющий фактор. Согласно этим потребностям, появились государства, как наиболее им отвечающие политические и экономические образования.

Общие понятия

Государство — это политическое устройство общества, действующее на ограниченной территории и отвечающее за соблюдение интересов всех слоев граждан. У этого образования обязательно должны быть работающие механизмы регулирования общества, институты управления и подавления. Такому союзу отдельных личностей обычно соответствуют общие интересы и единая цель, общая территория, образ жизни, языковые и культурные традиции.

Действия государства регулируются правом, которое осуществляет принцип принуждения в отношении каждого индивида и согласование интересов всех слоев общества. Признаки государства:

  • Определенная территория, имеющая границы и население, подлежащее его юрисдикции.
  • Суверенитет — другие страны не имеют права влиять на его внутренние дела и внешнюю политику.
  • Наличие институтов, через которые осуществляется государственная власть — армии, судов и прокуратуры, органов налогообложения и правопорядка.
  • Существование аппарата, наделенного полномочиями для выполнения государственных функций и совершения определенных принудительных действий в отношении своих граждан.

Например, фискальные органы составляют материальную основу государства, а законодательные осуществляют правотворчество. К главным характеристикам государства относятся форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Правление может быть монархическим, когда власть передается по наследству, и республиканским — органы управления формируются в результате выборов.

По форме своего устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Отличие конфедерации от федерации в том, что она является союзом суверенных государств, может образовываться для каких-либо целей как международно-политический союз и существовать, пока задачи не будут выполнены.

Унитарная форма

До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.

Читайте также  Можно ли получить инн в Мфц?

Определение унитарного государства (УГ) дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».

Причины формирования

Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию УГ, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.

Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда УГ образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.

Главные признаки

Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства:

  • единый государственный язык и Конституция;
  • общее гражданство;
  • отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
  • единая денежная единица;
  • распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
  • единое правовое пространство.

Территориальные образования УГ занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.

Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если УГ — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.

Основные виды

Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий УГ разделяют на такие виды:

  • простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
  • сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).

Минус крупных многонациональных УГ — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.

Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).

Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные УГ. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).

География стран

УГ можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями. Список стран — унитарных государств представлен в таблице:

Название Географические особенности
Индонезия, Кения, Эквадор, Конго, Перу Пересекаются экватором
Эстония, Финляндия, Албания, Швеция, Украина, Болгария, Беларусь Находятся в Европе
Афганистан, Северная Корея, Китай, Азербайджан, Вьетнам Азиатские страны
Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер Страны Африканского континента
Сальвадор, Уругвай, Никарагуа, Гайана, Белиз, Парагвай, Чили, Боливия Северная и Южная Америка
Филиппины, Новая Зеландия, Мадагаскар, Папуа — Новая Гвинея, Гаити Островные страны
Казахстан, Армения, Казахстан, Венгрия, Монголия, Словакия Не сообщающиеся с Мировым океаном
Камбоджа, Вьетнам, Южная Корея Омываются водами Тихого океана
Мозамбик, Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Бангладеш Имеют выход к Индийскому океану
Ангола, Сенегал, Гайана, Намибия, Либерия Лежат на побережье Атлантического океана
Никарагуа, Панама, Коста-Рика, Египет, Израиль Выходят на берега двух океанов

На политической карте мира всего насчитывается 171 унитарная страна.

Федеративное устройство

Некоторым странам свойственна многонациональность, различные климатические условия, разнонаправленность социальных проблем, значит, унитарное устройство им не подходит. Обычно это федерации или конфедерации. Федеративные государства (ФГ) являются союзами, в состав которых входят политически самостоятельные (суверенные) государственные образования. Для большинства ФГ характерны следующие общие признаки:

  • Территория ФГ состоит из территорий его субъектов.
  • Система законодательства и органы государственной власти имеет два уровня — общефедеральный и субъектов федерации (СФ).
  • СФ могут иметь конституции, принимать собственные законодательные акты, но не имеют права выхода (сецессии) из состава федерации.
  • Все федеральные законы имеют приоритет над законами СФ.
  • ФГ могут иметь некоторые элементы, присущие государству — гражданство, герб, столицу.
  • Финансовая зависимость СФ от федеральной власти — не имеют собственных денежных знаков, им не разрешается их эмиссия.
  • СФ не имеют возможности вступать в международные союзы или выступать на политической арене от своего имени.

Чаще всего ФГ имеют двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы СФ, например, земли, штаты Индии. Части унитарного государства имеют разные названия, которые обычно складываются исторически: в Украине — области, в Германии — земли, в Индии и США — штаты, в Польше — воеводства, в Англии — графства, в Италии — провинции. Даже мини-государства имеют административное деление — Люксембург на кантоны, а Сан-Марино на кастелли.

По особенностям правового статуса субъектов ФГ, закрепленного Конституцией страны, принята такая классификация:

  • симметричные;
  • асимметричные.

В первых у СФ одинаковый конституционно-правовой статус (Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), а в асимметричных он разный (Бразилия, Россия). На сегодняшний день не существует полностью симметричных федераций, у каждой наблюдаются те или иные признаки асимметричности. ФГ могут образовываться конституционно или согласно договору.

Первые, как правило, возникают вместо унитарных государств, когда новое федеративное устройство закрепляется в Основном законе. Вторые создаются из нескольких ранее суверенных государств, вступивших в договор. В зависимости от особенностей формирования, ФГ разделяют на территориальные, национальные и смешанные.

На сегодня унитаризм — самый распространенный вид государственного устройства. 85% всех стран в мире являются унитарными.

Государство унитарное

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (от лат. unitas — единство) — форма государственного устройства, характеризующаяся центральным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. В этом смысле государство унитарное принято называть простым государством. Унитарное государственное устройство характеризуется высокой степенью централизации политической власти, большей (в отличие от федеративного государства) целостностью и единством.

Это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки: единая конституция и единое законодательство; единая централизованная система органов исполнительной власти; единая судебная система; деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п. Государство унитарное имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма государства унитарного дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и быстро проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и территориальной автономией какой-либо части государства.

Территориальное деление в большинстве государств унитарных является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Административно-территориальное деление в государстве унитарном включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В государстве унитарном со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Государство унитарное с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные. В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Такие страны, как Италия и Испания называют «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Читайте также  Можно ли получить вид на жительство в Китае?

Некоторые государства унитарные являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными государствами унитарными являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время немного (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.

Государство унитарное может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство. Оно может также входить в состав другого государства на федеративных началах, т. е. сохраняя определенный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.

В бывшем составе СССР государствами унитарными считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики. В современной Российской Федерации государствами унитарными являются все республики в составе РФ. Государствами унитарными являются также большинство государств мира.

См.: Государство, Государство федеративное, Конфедерация.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 76-78.

Что такое унитарное государство: примеры стран

Карта мира неоднократно менялась, возводились или рушились империи. Но что заставило эгоистичных разумных существ объединится? Ответом на этот и другие вопросы станет сегодняшняя статья….

  1. Основополагающие понятия
  2. Популярные теории происхождения
  3. Виды государственного строя
  4. Унитарное
  5. Факторы, формирующие УГ
  6. Наиболее развитые УГ
  7. Федеративная форма устройства
  8. Конфедерация редкое явление
  9. Вывод

Основополагающие понятия

Государство – одна из форм организации общества, располагающее инструментарием для принуждения и управления. Установка правовых порядков в пределах территории – неотъемлемая часть суверенитета.

Примечательно, что международное право до сих пор не дало единой трактовки унитарного государства, лишь примеры таких образований.

Важно! В политологии этот термин один из важнейших, ведь вся история человечества делится на «до» и «после» создания управляющих/ принуждающих механизмов.

Популярные теории происхождения

Наиболее популярные точки зрения представлены ниже:

  • Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
  • Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
  • Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
  • Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
  • Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.

Это интересно! Изучение роли личности в делах державы: в чем сущность правового государства

Виды государственного строя

Унитарное

Унитарное государство – это вид государственного устройства, подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:

  1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
  2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
  3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

Примеры разнообразия унитарных стран:

  • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
  • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
  • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.

Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства. Виды государственного устройства

Факторы, формирующие УГ

Признаки унитарного государства:

  • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
  • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
  • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

Наиболее развитые УГ

Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.

В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.

Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.

Великобританияквази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.

Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.

Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.

Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

  • единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний,
  • структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций,
  • более справедливые условия труда, внутреннего рынка.
  • различия в менталитете и культуре населения,
  • экономическая «зависимость» регионов друг от друга,
  • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»,
  • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

Это интересно! Что такое традиционная экономическая система – это: признаки и характеристика

Федеративная форма устройства

Страна управляется властями на нескольких уровнях. Федеративные субъекты пользуются собственными правами и свободами.

Смешанные формы находятся, как правило, в переходной стадии развития. В дальнейшем наблюдается либо расширение автономии, либо ее ограничение.

Федеративное устройство, основополагающие характеристики:

  1. Множественность самостоятельных административных частей.
  2. Субъекты не суверенны, не могут выйти из состава федерации.
  3. Деление государственной власти на субъектную и федеральную.
  4. Регулирование функций между институциями осуществляет Конституция.
  5. Федерация задает внешнеполитический курс страны, сохраняет ее целостность, единые вооруженные силы и гражданство.
  6. Субъекты берут на себя управление природными ресурсами, образовательной, экономической и социальной сферами.

Также существует деление по другим признакам.

  1. Конституционно-правовая – переходная форма превращается в федерацию за счет принятия соответствующей Конституции.
  2. Договорно-правовая – создается благодаря соглашению ряда стран объединится в единое государство с сохранением широкой автономии (Российская Федерация).

Степени однородности субъектов:

  1. Симметричная – составные части едины, одинаковы и обладают равными правовыми статусами. Идеальной симметрии на политической карте мира не существует.
  2. Асимметричная – характеризуется нарушением баланса между статусом и природой образования.

Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства. Федеративная форма устройства

Конфедерация редкое явление

В современном мире не встретить подобного устройства. Главным принципом является добровольная интеграция ряда стран для совместных решений на время острых военных или политических катаклизмов.

Некоторые политологи считают, что данной государственной формы не существует в природе. Как не утихают и споры насчет Япония – унитарное или федеративное устройство.

Как правило, конфедеративное устройство слабо, поскольку:

  • наблюдается отсутствие юрисдикции над гражданами,
  • органы «совместного» управления лишены возможности немедленного действия,
  • длительное обсуждение и согласование каждого вопроса с каждым органом власти государств-членов конфедерации,
  • в такой стране нет законодательного рычага политической власти,
  • каждый участник оставляет право выйти из озвученного государственного устройства.

ТГП: Унитарное государство: понятия, признаки, виды

Унитарное государство как форма территориального устройства государства

Вывод

Государство – сложная структура взаимодействия между населением (французское УГ), органам управления и административно-территориальными единицами. Государственное устройство формирует уровень жизни и экономическую мощь отдельно взятого объекта. Тогда как централизованное унитарное государство стремится повысить благосостояние каждого гражданина.

Это интересно! Традиционная и рыночная экономика: плюсы и минусы разных подходов