Какие страны относятся к постсоветским странам?

Постсоветское пространство»: «независимые государства», «страны Балтии»

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГ и Прибалтики или ближнее зарубежье (в отличие от зарубежья дальнего — стран, никогда не входивших в СССР), — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза во время его распада в 1991 году.

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.

Прибалтика: Латвия, Литва и Эстония.

Восточная Европа: Украина, Белоруссия и Молдавия.

Закавказье: Грузия, Армения и Азербайджан.

Центральная Азия: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения.

После распада СССР в регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союз и НАТО).

Содружество Независимых Государств (СНГ)— межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009.

Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) — Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия. ГУАМ рассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) -Россия, Белоруссия, Казахстаном, Киргизия и Таджикистан на основе Таможенного союза СНГ. Армения, Молдавия, Украина имеют статус наблюдателей в этом сообществе.

Центрально-Азиатское Сотрудничество (ЦАС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан — было создано в 2002 г. 6 октября 2005 г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) — Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась «Шанхайская Пятёрка», и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Новые независимые государства (ННГ) с момента обретения суверенитета в 1991 г. стали двигаться по расходящимся траекториям развития, постепенно отдаляясь от советского наследия. Общим выбором стала рыночная трансформация. Но страны использовали разные модели реформирования экономик, имели разные структурные приоритеты, разными темпами вели преобразования, по-разному включались в международные экономические отношения.

В ходе становления государственности усиливались и различия в стратегических ориентирах. Усиление дивергенции стран было также обусловлено интересом к ним третьих государств, которые стремились расширить рынки сбыта своей продукции, обеспечить альтернативное энергоснабжение, укрепить геополитические позиции на постсоветском пространстве и т.д.

В начале и середине 90-х годов во всех ННГ произошел глубокий экономический спад.Наиболее сильно пострадали Молдавия, Грузия, Украина, Армения, Таджикистан и Азербайджан, сократившие физический объем ВВП по сравнению с 1989 г. более чем в два раза. С наименьшими потерями 90-е гг. прошли Узбекистан, Белоруссия и Эстония. Масштабы спада зависели от многих факторов. Среди них следует выделить характер проводимых реформ – страны, осуществлявшие трансформацию по шоковой модели, в среднем пострадали сильнее, чем страны, проводившие реформы по консервативному сценарию. Для многих ННГ весьма чувствительным оказался финансовый кризис 1998 г. в России – их главном торговом партнере.

В 2000-2007 гг. постсоветский регион – быстрорастущая часть мировой экономики. Но темпы роста у стран сильно различались. За 2000-2011 гг. ВВП Азербайджана и Туркменистана (в постоянных ценах) увеличился в 4 раза, Казахстана – в 2,4 раза, Таджикистана – в 2,3 раза. Более чем в два раза увеличился ВВП у Армении, Узбекистана и Белоруссии, почти в два раза – у Грузии. ВВП стран Балтии, Киргизии, Молдавии, Украины и России в это период вырос в 1,5 – 1,7 раза.

За последнее десятилетие лидерами роста на постсоветском пространстве стали страны, богатые энергоресурсами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан имели возможность существенно наращивать свой экспортный потенциал, прежде всего, в производстве углеводородов. Именно в этих странах отмечались и самые высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В России, Узбекистане и Украине рост экономики практически в равной степени поддерживался внутренним спросом, инвестициями в основной капитал и наращиванием экспортных поставок.

Страны СНГ значительно сильнее пострадали от глобального финансово-экономического кризиса по сравнению с другими регионами мира. Падение реального ВВП в регионе СНГ в 2009 г. составило – 6,4%, что в три раза превысило спад мировой экономики (на основе обменного курса). Но еще сильнее кризис ударил по странам Балтии, спад экономики у которых начался в 2008 г. Там в качестве «переносчиков кризиса» выступили зарубежные банки, составляющие основу национальных банковских систем.

В 2010-2011 гг. наиболее высокие темпы экономического роста показали центральноазиатские страны, что связано с восстановлением объемов переводов трудовых мигрантов после спада в 2009 г. и ростом внешней торговли с Китаем. Заметно медленнее выходили из кризиса страны Балтии. Белоруссию в первой половине 2011 г. охватил валютный кризис – отложенное проявление кризиса 2009.

В целом же по итогам двадцатилетия наиболее высокую динамику экономики показали Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, более чем удвоившие объемы ВВП по сравнению с 1991 г. К неудачникам же следует отнести Молдавию и Украину, ВВП которых в 2011 г. был на четверть меньше, чем двадцать лет назад. Экономический рост в этих странах в нулевые годы был недостаточно высок из-за внутриполитической нестабильности, что не позволило «отыграть» потери 90-х годов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

— разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

— длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

— технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Сложность интеграционных процессов на постсоветском пространстве лежит в ее основе. Одними из наиболее важных факторов, препятствующих интеграционным тенденциям можно выделить следующие:

— Разбалансированное экономическое развитие среди постсоветских государств

— Рост культурно-религиозного отличия

— Политика определенных глав государств, идущая в разрез интеграционных процессов

— Ряд внешних факторов (воздействие внешних игроков).

Основные угрозы глобального порядка, исходящие из постсоветского пространства, сводятся к таким, как неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химичес­кого оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.

Читайте также  Можно ли лететь в Египет 2019?

За двадцать лет суверенного существования постсоветское пространство сильно изменилось по уровням и условиям социально-экономического развития. Наиболее высокие темпы роста были у нефте- и газодобывающих стран, которые нашли свои ниши в глобальной и региональной экономике. Но узкий профиль их участия в международной экономике, как показал кризис 2008 г., не гарантирует от экономических потрясений. Не уберегло от экономического провала страны Балтии и членство в ЕС.

Постсоветские страны по-прежнему сильно отстают от развитой части мира. Самые успешные из них находятся всего лишь на среднемировом уровне развития. Это результат беспрецедентной деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. Темпы деиндустриализации к концу двадцатилетия замедлились, но пока не оснований утверждать, что они остановились полностью.

Все постсоветские страны, независимо от модели развития, невелики по размерам внутреннего рынка (за исключением России) и представляют собой периферийную и полупериферийную часть мировой экономики. У всех стран проблемы роста прямо или косвенно зависят от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Среди них относительно независимую экономическую политику могут проводить только экспортеры углеводородов. Но ее реализация сдерживается нехваткой кадров, слабостью инновационной сферы, системой сложившегося государственного управления.

Постсоветский регион

Страны Закавказья

Регион расположен почти целиком южнее 43° с. ш. Горный рельеф влияет на все элементы природы: климат, режим рек, почвенно-растительный покров и т. д. Горы определяют высотную зональность ландшафтов. Различия в обеспеченности минеральными ресурсам и между странами Закавказья очень велики. Наиболее богат полезными ископаемыми Азербайджан, который располагает значительными запасами нефти и газа, самыми крупными на Кавказе месторождениями железной руды, запасами руд кобальта, молибдена, полиметаллов, сырьем для химической промышленности. Значительно беднее минеральная база Грузии (марганец, цветные металлы, каменный уголь) и Армении (медь и другие цветные металлы, молибден). Зато водными и лесными ресурсами лучше всех обеспечена Грузия. Гидропотенциал ее рек значителен.

Три самых крупных парода Закавказья относятся к индоевропейской (армяне), алтайской (азербайджанцы) и кавказской (грузины) языковым семьям. Азербайджан и Армения — однонациональные государства, титульная нация составляет соответственно 91 и 98% населения. В Грузии, где доля грузин чуть превышает 70%, довольно значительна численность армян, русских, азербайджанцев и др.

Дезинтеграция СССР разрушила прежнюю хозяйственную целостность региона. Война между Арменией и Азербайджаном (1988—1993 гг.) из-за Нагорного Карабаха обострила взаимоотношения между странами-соседями. В 2008 г. на политической карте Закавказья появились два новых суверенных государства — Абхазия и Южная Осетия.

Масштабы кризиса, который охватил все государства Закавказья, в каждом из них неодинаковы. Так, Азербайджан благодаря своим крупным топливно-энергетическим ресурсам оказался в ситуации намного лучшей, чем Грузия и Армения. Центральное место в промышленности Азербайджана занимает топливно-энергетический комплекс, на долю которого в отраслевой структуре приходится примерно 70%. На ТЭК работают черная металлургия (грубы для нефтедобычи), машиностроение (нефтяное и газовое оборудование). На нефтегазовом сырье работают химические предприятия.

В структуре промышленности Армении преобладают отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, машиностроение, ориентированное на высококвалифицированные кадры. Работают предприятия цветной металлургии, прежде всего по выплавке меди. Электроэнергетика представлена ГЭС Разданского каскада и Армянской АЭС, которые не только покрывают потребности страны в электроэнергии, но и дают возможность поставлять ее в Грузию и Иран.

Наиболее тяжелое экономическое положение в Грузии, где вот уже много лет не работают крупные и средние предприятия из-за отсутствия сырья, топлива и др. На долю про мышленности приходится менее 20% ВВП. Единственно значимое производство — добыча марганца, который экспортируется.

В сельском хозяйстве страны Закавказья имеют специализацию на продукции субтропического земледелия — садоводства, виноградарства и т. д. Главной технической культурой в растениеводстве Азербайджана является хлопчатник.

Центральноазиатский регион

Регион в составе Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении имеет многие черты культурно-исторической общности.

Вместе с тем каждая из стран отличается спецификой. Так, уникальность Казахстана состоит в том, что он является своеобразным «тюркским мостом», звеном между христианским Севером и мусульманским Югом. Узбекистан (единственный имеющий общие границы со всеми остальными республиками региона) представляет собой основное ядро узбекско-таджикской цивилизации. Население Таджикистана, будучи частью исламского мира, в отличие от коренных народов других республик принадлежит не к тюркской, а к иранской группе народов индоевропейской языковой семьи. Жители Киргизии — мусульмане по вероисповеданию, но роль ислама, как и в Казахстане, в общественной жизни невелика. Ни в одной из стран региона так ярко не проявляются черты племенной организации общества, как в Туркмении. И т. д.

Существенны различия между этими странами в экономической сфере. Наиболее динамично развивается экономика Казахстана, опираясь на крупные запасы нефти, каменного угля, руд черных и цветных металлов. Лицо промышленности определяет прежде всего топливно-энергетический комплекс (рис. 76), который включает добычу и переработку нефти, добычу угля, выработку электроэнергии на крупных ГРЭС и ГЭС. К числу ведущих отраслей относятся также цветная (Балхаш, Джезказган, Павлодар и др.) и черная (Темиртау, Актюбинск и др.) металлургия. На отходах металлургии работают производства удобрений, серной кислоты и т. д. На нефтяном сырье базируется нефтехимия.

Нефтегазовый комплекс является основой хозяйственной специализации Туркмении, где на долю добычи газа приходится 60% ВВП. Газ поступает в Россию, Иран, Украину.

Газовая промышленность Узбекистана не только обеспечивает полностью потребности страны, но и поставляет газ на экспорт, в основном в Казахстан и Киргизию. Предприятия цветной металлургии ориентировалы на местное сырье (медно-молибденовые, вольфрамовые и другие руды). Узбекистан является крупным мировым производителем золота (до 100 т в год).

В промышленности Киргизии важное место занимают базирующиеся на крупных гидроэнергоресурсах электроэнергетика, добыча и переработка руд цветных металлов.

Специализация сельского хозяйства государств региона обусловлена их природными условиями. Так, в Казахстане преобладает зерновое хозяйство, в Узбекистане и Туркмении — хлопководство, в Киргизии — овцеводство.

1. По политической карте оцените геополитическое положение Армении.

2. С помощью карты населения дайте характеристику населения Центральноазиатского региона.

3. С помощью карты агроклиматических ресурсов дайте оценку природных условий для развития сельского хозяйства Украины.

4. Какие из стран постсоветского региона располагают наиболее богатыми природными ресурсами? Назовите их.

5. Какие из стран Закавказья являются фактически однонациональными?

6. Что составляет основу агропромышленного комплекса Белоруссии?

7. Какова минерально-сырьевая база промышленности Украины?

8. Какой межотраслевой комплекс прежде всего определяет специализацию Азербайджана?

9. Чем объясняется разнообразие минеральных ресурсов стран Центральноазиатского региона?

10. Какая отрасль является основой экономики Туркмении?

11. Каковы отрасли специализации сельского хозяйства стран Центральноазиатского региона? Какими природными условиями это обусловлено?

12. Нанесите на контурную карту страны постсоветского региона. Подпишите их столицы.

13. Проанализируйте приведенные в параграфе диаграммы, показывающие структуру промышленности отдельных стран. Какой вывод вы можете сделать?

14. Дайте экономико-географическую характеристику Казахстана по плану на с. 164—165 учебника в рубрике «Шаг за шагом».

Доходы постсоветских государств и численность населения в них

Со времени распада СССР прошло много лет. Бывшие советские республики «разошлись» в совершенно разные стороны, выбрав различные, порой противоположные векторы развития.

Многие из них имеют весьма противоречивые отношения, а в других общественная и экономическая жизнь настолько разнятся, что трудно поверить, что они осколки некогда единого государства.

Но несмотря на это, порой возникает желание сравнить, сопоставить жизнь в этих государствах.

В этой связи, у меня возникла мысль сопоставить размеры доходной части бюджета с количеством населения постсоветских государств.

Читайте также  Можно ли получить гражданство РФ без Рвп и Внж?

И вот, что из этого вышло.

Список стран постсоветского пространства, отсортированный по числу населения в порядке убывания

1. Россия – 143 228 300 человек (1 сентября 2012 года)

2. Украина – 45 559 235 человек (1 октября 2012)

3. Узбекистан 29 637 900 человек (1 апреля 2012 года)

4. Казахстан – 16 996 553 человек (1 июня 2012 года)

5. Белоруссия — 9457 500 человек (1 июля 2012 года)

6. Азербайджан — 9 235 100 человек (1 января 2012 года)

7. Таджикистан – 7 800 000 человек (1 января 2012 года)

8. Кыргызстан — 5 477 600 человек (1 января 2011 года)

9. Туркмения – 5 169 660 человек (1 июля 2012 года)

10. Грузия – 4 497 600 человек (1 января 2012 года)

11. Молдавия — 3 559 500 человек (1 января 2012 года)

12. Армения – 3 268 500 человек (1 сентября 2011 года)

13. Литва 2 988 400 человек (1 сентября 2012 года)

14. Латвия – 2 049 500 человек (1 февраля 2012 года)

15. Эстония – 1 316 194 человек (1 января 2011 года)

(данные из Википедии)

Ниже список из тех же государств, но отсортированный по размеру доходной части государственных (федерального или республиканского) бюджетов в порядке убывания (в долларах).

Размер доходной части государственных бюджетов на 2012 год государств постсоветского пространства

в национальной валюте

место по числу населения

378 378 061 511

11 779 855 000 000

373 960 236 200

4 854 120 178 000

92 771 972 225 000

17 000 000 000 000

911 600 000 000

*по Узбекистану данные за 2011 год

Таким образом, первая пятерка лидеров по численности населения практически совпадает с первой пятеркой лидеров по размерам доходной части бюджета, за исключением Узбекистана, которая с 3 места переместилась на 8-е место. И еще Азербайджан «поменялся» местом с Беларусью.

Со второй «пятеркой» по размерам доходной части бюджетов ситуация по интереснее. В ней оказались Беларусь и Узбекистан, которые по числу населения занимают 3 и 5 места и (что интересно) прибалтийские республики, занимающие по численности населения самые последние места.

В последней пятерке государств оказались страны, которых можно отнести к «середнячкам» по численности населения.

P.s. взаимосвязь относительная. При этом, следует помнить о следующем:

«Доходная часть бюджета» — это не вся планируемая прибыль государства за год.

1. У многих государств есть так называемые стабилизационные, кризисные, национальные фонды. Деньги в них поступают минуя бюджет, напрямую от всяких роялти, налогов и т.д. При необходимости государство может изымать деньги из этих фондов на какие-либо расходы. В таком случае эта изъятая из фондов сумма может отражаться в доходной части бюджета.

2. В ряде случаев могут существовать специальные внебюджетные фонды, которые формируются из специальных налогов, например: дорожные налоги или налоги на туризм. В эти внебюджетные специальные фонды деньги также поступают минуя бюджет. Но расходуются они целенаправленно.

Если деньги, находящиеся в бюджете, представляют собой как-бы «общий котел», из которого могут быть взяты деньги на любые расходы, то внебюджетные фонды, как правило, целенаправлено финансируют конкретный вид расходов и не могут быть использованы для других целей.

вот пример такого внебюджетного фонда:

3. Кроме республиканского (федерального) бюджета существуют местные бюджеты областей, городов, районов, республик, автономий (в РФ — бюджеты субъектов федераций). Эти деньги также не отражаются в госбюджете.

4). Bнебюджетные фонды областей, субъектов федераций — созданные по аналогии с общереспубликанскими (федеральными) внебюджетными фондами.

Информация о размерах доходной части бюджетов взята с этих ссылок:

Россия в глобальной политике

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» с момента его основания в 2002 году. Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России с 2012 года. Директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». Профессор-исследователь НИУ ВШЭ. Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник.

Психологически Россия пережила ту эпоху, когда восстановление общности в рамках СССР казалось необходимым. Как в новое время будут развиваться другие постсоветские страны? 26 марта наш главный редактор Фёдор Лукьянов провёл лекцию «Южный Кавказ после мирового порядка». Читайте ниже краткие тезисы его выступления, смотрите видео.

Пару лет назад ещё можно было спорить, живём ли мы в переломную эпоху. Сейчас в этом нет сомнений. Чтобы правильно расположить сегодняшние события в историческом контексте, придётся вернуться на тридцать лет назад, когда начались изменения, которые считались судьбоносными – и это, несомненно, так. Но спустя годы оказалось, что это был не финал процесса, а только начало. Сегодня распад Советского Союза видится несколько иначе, поэтому оценки его должны быть более стереоскопическими, чем раньше.

В 1991 г. было преставление, что самое главное уже случилось. Система, определявшая реальность на протяжении 45 лет и основывавшаяся на конкуренции между так называемым соцлагерем и так называемым свободным миром, закончилась.

Любопытно, что ещё за год до фактического роспуска СССР вряд ли кто-то мог предположить, что такое случится и случится так стремительно. Причём это касается и зарубежных оппонентов. Запад испытал чувство эйфории в том числе и потому, что победа в холодной войне досталась ему довольно легко. То, что такой страшный враг, как Советский Союз, взял и самоликвидировался, не только стало приятным сюрпризом, но и было воспринято как доказательство того, что Запад был во всём прав. Из этого чувства собственной правоты развились проблемы, приведшие к нынешней ситуации. США восприняли случившееся как карт-бланш на управление международными процессами, не обращая внимания на то, как к этому относятся другие.

Возможно, это было неизбежно: в годы после распада СССР Россия боролась за выживание, Китай только набирался сил и обретал уверенность в себе, не стремясь к конфронтации. А когда нет противовесов, конкурирующей идеи, то та идея, которая чествует себя не ограниченной, ведёт себя так, как хочет. И до нулевых годов эта идея была предопределённой и доминирующей.

Предопределённость отражена в метафоре Фрэнсиса Фукуямы о конце истории. Главная мысль понятна – одержав этическую, моральную, интеллектуальную победу, Запад привёл историю к некому оптимуму, и стало понятно, в каком направлении должен развиваться мир. Эта модель, несмотря на все эксцессы, действовала до Года Великой пандемии.

В политическом смысле линейность такого развития стала подвергаться сомнению ранее – ещё в 2000-е годы, когда США стали сталкиваться с препятствиями, которых они не ожидали: 11 сентября, трения с Россией, которая стремилась встроиться в западоцентричную систему, но в силу разных причин у неё не получилось. Тем не менее в экономическом смысле линейность глобализации казалась неизбежной. Была уверенность, что глобальная экономика, тотальная открытость и мобильность сохранятся в любой политической ситуации, поскольку это всем выгодно и удобно. Но оказалось, что это не так.

Именно эти общества стали задавать вопрос: а нам-то что от этого? К середине 2010-х годов это недовольство выплеснулось в Великобритании – в виде Брекзита – и в США – в виде прихода Дональда Трампа на пост президента. Оба явления сложные, не одинаковые по своей архитектуре, но подтверждающие кризис того, что было объявлено магистральным путём развития. Прошедший год поставил на прежней системе мира если не точку, то многоточие такой длины, что непонятно, что за этим последует. В пандемию выяснилось, что большинство глобальных связей может быть свёрнуто буквально в течение недели.

Читайте также  Можно ли получить белорусское гражданство украинцу?

В обозримый период внутренние дела государств будут в нарастающей степени диктовать всё остальное. Государства должны обеспечивать граждан рядом базовых вещей: прежде всего физического выживания и безопасности. Меньше всего речь будет идти о комфорте, хотя предыдущие годы комфорт был на первом месте. Эпоха великодержавного соперничества, которое в том числе выражалось в виде экспансий, сменяется на что-то другое, поскольку экспансии создают не меньше проблем, чем решают.

Созданные после Второй мировой войны международные институты брали на себя большую часть ответственности. После окончания холодной войны какие-то институты усилились, какие-то ослабли, но в целом эта ситуация сохранялась. Однако это был шлейф предшествующего периода. Та эпоха закончилась, и сейчас институты перестают функционировать. Институциональная структура мира переживает кризис, а значит – ответственность в ещё большей степени ложится на государства, с которых, в свою очередь, больше спрашивают общества. Хотя мир, в котором государства настолько повёрнуты в себя, – непривычен.

Начинается новый этап в развитии этой территории. Сегодня страны, возникшие в результате распада СССР (все, включая Россию), должны сдать экзамен на аттестат зрелости, доказать (прежде всего – себе), что они являются дееспособными.

Государства постсоветского пространства развивались в основном по двум сценариям: они либо играли на противоречиях крупных игроков, либо присоединялись к кому-то и жили за счёт этого присоединения. Сегодня даже те крупные страны, внешние державы, которые вели арьергардную борьбу за расширение территории, начинают переосмысливать себя, спрашивая – а надо ли им самим это. Соответственно, модель поведения тех, за кого соперничали, тоже должна меняться.

В последние годы мы наблюдаем, как постсоветские страны лихорадит. Бурные политические процессы – среди прочего результат смены поколений, но не только. Так что переход в другое качество должен произойти. Вопрос только в том, все ли получат аттестат зрелости.

Россия – тоже часть этого постсоветского пространства. Так получилось, что из-за огромной территории и имеющихся ресурсов ей не нужно доказывать самостоятельность, однако нужно доказывать другое: готовность к развитию и изменениям, поскольку помимо ресурсов, для развития нужны ещё какие-то другие качества.

Россия меняется, в том числе и её отношение к странам-соседям. Многие с интересом и изумлением наблюдали за тем, что происходило в Нагорном Карабахе осенью прошлого года. Многих удивило, как сдержанно и расчётливо повела себя Россия. Психологически Россия пережила ту эпоху, когда восстановление общности в рамках СССР казалось необходимым.

Страны ближайшего зарубежья для России: список. Государства Балтии

Распад Советского Союза в 1991 году – важнейшее геополитическое событие второй половины ХХ века. В один момент на карте Евразии появилось 15 молодых независимых государств. Именно тогда и возникло такое понятие, как «страны ближайшего зарубежья».

Развал СССР как крупнейшее переформатирование политической карты мира

В августе 1991 года Советский Союз, некогда мощная и огромная держава, окончательно прекратил свое существование. Развал СССР сломал все сложившиеся ранее хозяйственно-экономические связи между бывшими республиками. С целью хоть как-то сохранить эти связи было создание СНГ (Содружества Независимых Государств). Выдвигалась даже идея оставить рубль в качестве единой валюты в регионе. Однако о ведении общей экономической политики страны СНГ договориться так и не сумели.

Молодые постсоветские страны стали постепенно создавать свои собственные армии. Кстати, инициатором этого процесса была Украина. Контроль над ядерным оружием остался за Россией. Украина и Казахстан, под давлением США и РФ, все же были вынуждены отказаться от своего ядерного потенциала.

Советская власть не уделяла особого внимания историческим и этническим границам. Поэтому союзные республики часто разграничивались бездумно. Так, Крым в 1954 году был передан Украинской ССР, узкая полоса Приднестровья – Молдавской. Все это после распада единой державы не могло не привести к конфликтам и появлению многочисленных очагов геополитической и военной напряженности.

Ближнее или ближайшее зарубежье: сущность термина

Впервые термин «ближнее зарубежье» употребляли еще во второй половине 80-х советские диссиденты (по отношению к Польше, Чехословакии, Румынии и прочим «дружественным» к СССР странам Европы). Немного позже, уже после развала Советского Союза, его применял в своих речах Андрей Козырев, министр иностранных дел России.

В современной трактовке страны ближайшего зарубежья – это часть Евразии, охватывающая территории бывших советских республик. Данный термин, разумеется, применим лишь по отношению к России. Он носит скорее политический, но никак не географический характер.

В 2000-х понятие «страны ближайшего зарубежья» превратилось в устойчивое определение и стало довольно популярным в пределах России. Оно широко употребляется на бытовом уровне и в средствах массовой информации страны. Однако за рубежом этот термин часто классифицируется как «проявление имперских амбиций» России, и потому – пишется в кавычках.

Ближнее зарубежье России: список стран

Ближнее зарубежье России делится на четыре микрорегиона: Прибалтика (цифра 1 на карте), Закавказье (цифра 2), Восточная Европа (цифра 3) и Средняя Азия (цифра 4). В целом к странам ближайшего зарубежья причисляют 14 государств Европы и Азии. Это:

  • Эстония.
  • Литва.
  • Латвия.
  • Белоруссия.
  • Украина.
  • Молдова.
  • Армения.
  • Грузия.
  • Азербайджан.
  • Казахстан.
  • Узбекистан.
  • Туркменистан.
  • Таджикистан.
  • Киргизия.

Интересный факт: среди вышеперечисленных государств далеко не все имеют общие границы с Россией. В то же время некоторые другие страны, непосредственно граничащие с РФ, к так называемому ближнему зарубежью не относятся (Китай, Финляндия, Польша и другие).

Какие отношения со странами ближнего зарубежья у России?

Взаимоотношения с государствами ближнего зарубежья – один из самых трудных и злободневных вопросов российской внешней политики. По большому счету, это огромный букет нерешенных проблем и конфликтов.

В 1994 году Борис Ельцин по неосторожности своей заявил, что «все постсоветское пространство является сферой жизненных интересов России», и что Россия будет защищать эти свои интересы. Этот тезис, разумеется, не мог не повлечь за собой негативных реакций бывших советских республик.

Первыми от России дистанцировались Прибалтийские страны. Здесь сформировались такие понятия, как «граждане» и «неграждане». Не менее напряженная ситуация сложилась в далекой от российских границ Молдове, где немолдаване стали подвергаться довольно серьезному давлению. К слову, небезызвестная сегодня фраза «чемодан – вокзал – Россия» родилась именно в Кишиневе.

Отношения между Россией и Украиной были непростыми уже в начале 90-х годов. Камнем преткновения между этими двумя странами был и остается Крымский полуостров. После присоединения последнего к России в 2014 году все противоречия между двумя соседними государствами и народами еще более обострились.

В общем и целом отношения между Россией и странами ближнего зарубежья на современном этапе можно охарактеризовать как:

  • добрососедские и дружеские (с Белоруссией, Казахстаном, Арменией);
  • неопределенные и неоднозначные (с Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном);
  • натянутые и непростые (с Азербайджаном, Молдовой, Эстонией, Латвией, Литвой);
  • очень сложные, открыто враждебные (с Украиной, Грузией).

Страны Балтии: краткая социально-экономическая характеристика

Прибалтика – историческая область в Северной Европе, расположенная на восточном побережье Балтийского моря. Она охватывает три государства (Латвию, Литву, Эстонию), а также Калининградскую область РФ.

Государства Балтии (или прибалтийские страны) возникли на карте Европы в начале 90-х годов в результате распада СССР. Их географическое положение отличается исключительной выгодностью. Этим моментом, во многом, компенсируется скудность минерально-сырьевой базы этих стран. Социально-экономическую характеристику стран Балтии лучше всего подать в виде следующей таблицы.