Какие страны входят в Шос и Брикс?

Какие страны входят в Шос и Брикс?

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, созданная в июне 2001 г., когда главами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана была подписана соответствующая Декларация.

Организация сформировалась на основе действующего до этого политического объединения «Шанхайской пятерки»: Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана. Основными целями были определены: укрепление доверия между его участниками в военной области, обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В настоящее время организация состоит из 8 государств-членов, 4 государств-наблюдателей, 6 партнеров по диалогу.

Государства-члены ШОС: Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Государства-наблюдатели при ШОС: Афганистан, Иран, Монголия и Белоруссия (могут с согласия государств-членов ШОС присутствовать на заседаниях органов ШОС и участвовать в обсуждении вопросов повестки дня без права принятия решений).

Государства-партнеры по диалогу: Турция, Шри-Ланка, Армения, Азербайджан, Камбоджа и Непал (предоставляется государству или организации, взаимодействующим с ШОС по отдельным направлениям сотрудничества, предусмотренным Хартией ШОС).

Официальные и рабочие языки: русский и китайский.

Целями ШОС являются укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.

На Санкт-Петербургском саммите глав государств в июне 2002 г. была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества (вступила в силу 19 сентября 2003 г.). Хартия — базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

В соответствии со статьей 16 Хартии в рамках ШОС действует консенсусный принцип принятия решений, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

С января 2004 г. ШОС функционирует в качестве полноценной международной организации. Официально начали работать ее постоянно действующие органы: наделенный административно-техническими функциями Секретариат ШОС в Пекине во главе с Генеральным секретарем и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте.

С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Генеральным секретарем ШОС является Норов Владимир Имамович (занимавший пост директора Института стратегических и межрегиональных исследований – заместителя секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан), Директор Исполкома РАТС – Гиёсов Джумахон Файёзович (представитель Республики Таджикистан).

Основным органом, координирующим деятельность Организации, является Совет министров иностранных дел.

Координация текущей деятельности в рамках ШОС возложена на Совет национальных координаторов. Он же осуществляет взаимодействие министерств и ведомств государств-членов ШОС в рамках деятельности Организации.

Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 635 Хакимов Бахтиер Маруфович (МИД России) назначен специальным представителем Президента Российской Федерации по делам ШОС. Одновременно Б.М. Хакимов является национальным координатором Российской Федерации в ШОС.

Другие механизмы

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом ШОС. Согласно сложившейся практике председательство в СГГ осуществляется в течение годичного периода, начиная с даты завершения предшествующего очередного саммита, и завершается проведением заседания СГГ на территории государства-председателя.

13-14 июня 2019 года в г. Бишкеке (Киргизия) состоялось последнее заседание СГГ, в рамках которого были рассмотрены состояние и перспективы развития ШОС, актуальные региональные и международные вопросы. Первоочередные задачи практической деятельности ШОС по всем векторам сотрудничества отражены в Бишкекской декларации ШОС.

Принят ряд документов, в том числе

  • Регламент Форума глав регионов государств-членов ШОС
  • Программа развития межрегионального сотрудничества государств-членов ШОС
  • Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий

Совет глав правительств (премьер-министров). Ежегодно проводятся заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (далее — СГП).

Последнее заседание СГП состоялось 1-2 ноября 2019 года в г. Ташкенте (Узбекистан). Рассмотрены перспективы и меры по углублению торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества между государствами-членами ШОС, информация о деятельности Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС в 2018-2019 годах и др.

В рамках заседания СГП утверждены

  • Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств – членов ШОС
  • Регламент Консорциума экономических аналитических центров государств-членов ШОС

Принято решение о разработке

  • Концепции по сотрудничеству государств-членов ШОС в области развития удаленных территорий в цифровую эпоху,
  • Рамочного документа в области торговли услугами.

Сотрудничество по различным направлениям регулируется встречами министров и/или руководителей соответствующих ведомств (в том числе министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, транспорта, сельского хозяйства, финансов, образования, культуры, обороны и пр.).

Последнее Совещание министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность (Совещание министров экономики и торговли), состоялось 26 сентября 2019 года в г. Ташкенте (Узбекистан).

По итогам Совещания внесены на дальнейшее рассмотрение заседания СГП ШОС проекты Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, Регламента Консорциума экономических аналитических центров, Отчета Секретариата ШОС о ходе реализации действующей программы.

Одобрен также проект Концепции по сотрудничеству государств-членов ШОС в области развития удаленных территорий в цифровую эпоху. В ходе Совещания были обсуждены перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе ШОС, деятельность специальных рабочих групп при Совещании.

Основные направления сотрудничества по линии Совещания министров экономики и торговли

Многополярный мир ШОС и БРИКС

Саммиты в Уфе продемонстрировали Западу не только философию нового мирового порядка, но и практические шаги по достижению общих целей.

Саммиты глав государств и правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС, состоявшиеся 8–10 июля в Уфе, стали кульминацией председательства России в обеих структурах. Саммит группы БРИКС, куда входят Бразилия, РФ, Индия, Китай и ЮАР, прошел 9 июля. Саммит ШОС открылся на следующий день, 10 июля. Членами ШОС являются Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан и Узбекистан. До саммита в Уфе статус наблюдателей был у Афганистана, Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, в роли партнеров по диалогу выступали Белоруссия, Турция и Шри-Ланка. В этом году начался процесс расширения организации. ШОС и БРИКС на первый взгляд имеют совершенно разную природу, но их объединяют общие принципы равноправного сотрудничества и взаимного уважения. Прошедшие саммиты стали важными событиями как для стран, принявших в них участие, так и для России, и для Евразийского экономического союза.

Путин подвел итоги

В ходе итоговой пресс-конференции по завершении саммитов президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что в переговорах фактически участвовали три организации — ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз. По его словам, саммиты стали серьезным шагом в развитии многопланового сотрудничества стран, принявших в них участие. В их рамках состоялись заседания глав государств и правительств в узком и расширенном составах, а также неформальная встреча лидеров БРИКС и ШОС, к которой присоединились и руководители стран Евразийского экономического союза.

«В Уфе собрались главы 15 государств, представляющих несколько континентов: Евразию, Южную Америку, Африку. У каждой из этих стран свой путь развития, свои модели экономического роста, богатая история и культура. Именно в таком многообразии, в соединении традиций, безусловно, и кроется сила, огромный потенциал и БРИКС, и ШОС», — уверен Владимир Путин.

С 8 по 10 июля имело место множество двусторонних контактов, у президента России состоялось 11 таких бесед, а также переговоры с участием председателя КНР и президента Монголии, встречи с главами Афганистана и Пакистана.

Путин заявил, что ключевые документы саммитов — Уфимская декларация, План действий и Стратегия экономического партнерства — содержат конкретные договоренности по развитию объединения, укреплению его международного статуса, предусматривают комплексные меры по углублению внешнеполитической координации, расширению торговли и инвестиций, технологических обменов. Сообщил президент и о начале практической работы учрежденного банка БРИКС и пула условных валютных резервов с совокупным капиталом в $200 млрд. Кроме того, скоро в Интернете появится виртуальный секретариат БРИКС.

Российский президент подтвердил, что РФ после окончания председательства продолжит работу, направленную на наращивание сотрудничества в рамках объединения, а основные цели, поставленные в прошлом году, успешно достигнуты.

Благодаря присоединению Индии и Пакистана, по мнению Владимира Путина, расширятся возможности ШОС по противодействию современным вызовам и угрозам, увеличится политический и экономический потенциал организации.

«Желание присоединиться к нашей организации в качестве наблюдателей и партнеров по диалогу выразили еще несколько стран, причем их география весьма обширна, от Южной и Юго-Восточной Азии до Ближнего Востока», — добавил президент.

Владимир Путин призвал как можно скорее приступить к реализации одобренной на полях саммита ШОС Программы сотрудничества в борьбе с терроризмом и сепаратизмом на 2016–2018 годы и начать разработку конвенции ШОС по борьбе с экстремизмом.

В заключении президент отметил принятое на саммите заявление глав государств по случаю 70-й годовщины победы во Второй мировой войне. «Важно помнить о понесенных в борьбе с нацизмом жертвах, противодействовать попыткам искажения исторической правды, пропаганде радикальных идей», — подчеркнул он.

Укрепление БРИКС

По мнению как российской, так и других сторон, саммит БРИКС прошел успешно. Как заявил директор департамента международного экономического сотрудничества МИД КНР Чжан Цзюнь, итоги саммита говорят об укреплении сотрудничества между странами группы и о консолидации совместных усилий с государствами евразийского региона. Итоговым документом саммита группы БРИКС стала Уфимская декларация, подписи под которой поставили лидеры стран-членов. Декларация подтверждает единство взглядов БРИКС на мировые проблемы и готовность в большей мере принимать совместное участие в их решении. Объем декларации — 50 страниц, и в ней нашли отражение практически все вызовы, стоящие перед мировым сообществом.

Читайте также  Как получить сертификат на знание русского языка?

В самом начале документа лидеры БРИКС призвали к реформам ООН и МВФ, так как эти институты уже неспособны выполнять свои задачи, что наглядно показывают события последнего времени. «Заявляем о необходимости всеобъемлющей реформы Организации Объединенных Наций, в частности, ее Совета Безопасности в целях обеспечения его большей представительности и эффективности, с тем чтобы он мог наилучшим образом реагировать на глобальные вызовы. Китай и Россия вновь заявляют о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают их стремление играть более весомую роль в ООН» — говорится в тексте декларации.

МВФ тоже, по мнению членов БРИКС, нуждается в реформе по причине недостаточного представительства в нем развивающихся государств и доминирующей роли США и их союзников при принятии решений.

Декларация затронула практически все географию мировых конфликтов и заявила о готовности стран противостоять террористическим угрозам и запрещенной в РФ организации «Исламское государство», единую стратегию борьбы с которой Запад так и не смог выработать. Другие важные проблемы — борьба с наркотиками и коррупцией. Как стало известно, в рамках БРИКС будет создана специальная антикоррупционная рабочая группа.

Среди других тем — мирное исследование космоса и механизмы управления Интернетом, осуждение лидерами БРИКС массовой электронной слежки, осуществляемой, в частности, Агентством по национальной безопасности США. Лидеры стран БРИКС также осудили санкции и военные интервенции, поддержав позицию России по украинскому вопросу и подчеркнув, что основой урегулирования конфликта в Донбассе являются Минские соглашения.

Наконец, РФ, Бразилия, Индия, Китай и ЮАР приняли План действий, регламентирующий работу БРИКС на предстоящий год.

Сухой остаток

Если оставить в стороне восторги от прогнозов о светлом будущем, экономические итоги саммита БРИКС трудно оценить однозначно. С одной стороны, выражаясь словами Владимира Путина, «программа мероприятий саммита была чрезвычайно насыщена и содержательна», но, с другой, основные соглашения, заключенные в рамках встречи, — это расплывчатые планы и декларации о намерениях. В Стратегии экономического партнерства, утвержденной в рамках саммита, нет никакой конкретики относительно будущих совместных усилий стран «пятерки», а цели и задачи обозначены слишком общими формулировками, чтобы получить хоть какое-то представление о реальном «выхлопе» от этих документов. Показательный пример — раздел стратегии о сотрудничестве в сфере финансов. Он почти целиком состоит из планов «по обсуждению» и «обмену мнениями» и ни слова не говорит о реальной работе. Зато в него не забыли включить пункт о продвижении реформ Международного валютного фонда и Всемирного банка, несмотря на то, что шансы на принятие этих реформ практически равны нулю.

Пока что единственный объективно измеримый результат саммита в Уфе — создание Нового банка развития и условного фонда валютных резервов стран БРИКС. По словам российского президента, буквально со дня на день они начнут функционировать в полную силу. «В частности, Новый банк займется кредитованием совместных крупномасштабных проектов в транспортной и энергетической инфраструктуре, в сфере индустриального развития, — сказал Владимир Путин на итоговой пресс-конференции. — Долгосрочный перечень конкретных проектов, так называемую дорожную карту инвестиционного сотрудничества планируем разработать до конца текущего года».

Новый банк развития должен стать инструментом совместных инвестиций в наиболее важные проекты в странах БРИКС. Пул резервов задуман как «страховочный» запас на случай, если одна из стран не сможет самостоятельно справиться с кризисом. По сути это копии Всемирного банка и МВФ в локальных масштабах. Хотя официально представители «пятерки» заявляют, что новые структуры не намерены оспаривать авторитет «старших братьев», вполне очевидно, что потенциал для этого у них имеется. Общими усилиями пять государств — членов БРИКС насобирали на их формирование $200 млрд, а это вполне серьезная претензия на конкуренцию с международными финансовыми институтами. «Банк БРИКС будет являться одним из крупнейших мировых финансовых институтов, — подтверждает аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. — По всем признакам БРИКС превратилась из неформального объединения в новую экономическую силу, способную координировать общие усилия по достижению стабильности и процветания».

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.

Какие страны входят в БРИКС — список 2020 года

Это список государственных или правительственных лидеров стран-участниц организации БРИКС, которые представляли свои страны на каждом саммите БРИКС с момента создания группы в 2009 году. Группа состоит из пяти стран: Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. БРИКС проводит ежегодно саммит, который посещают все государственные или правительственные лидеры. Каждый год главы правительств по очереди вступают на пост председателя, в чьи функции входит утверждать повестки дня. Также страна, которую представляет председатель, принимает в том же году саммит организации.

Группа изначально была создана как БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). На третьем году существования группы (в 2011 году) к ней присоединилась Южная Африка, тем самым образуя БРИКС.

Представленные в списке данные отсортированы в порядке проведения саммитов БРИКС.

Примечания

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 июля 2019 в 13:24.

Список стран БРИКС в 2015 году

БРИКС (BRICS) — группа, в состав которой входят пять стран с динамично растущими показателями ВВП. Страны БРИКС список 2015:

  • B —Бразилия (Brazil)
  • R—Российская Федерация (Russia)
  • I — Индия (India)
  • C — Китайская Народная Республика (China)
  • S — Южно-Африканская Республика (South Africa)

Расшифровка БРИКС проста: аббревиатура сложена из первых букв названий каждой страны. До февраля 2011 года, когда ЮАР еще не входила в состав группы, она имела название БРИК.

Последовательность букв в аббревиатуре не только благозвучна, но и несёт определённый смысл: в английском слове bricks (кирпичи) последовательность букв очень похожа на BRICS. Это имеет и символический характер: «Кирпичи для новой экономики», то есть, термин был использован как название группы стран, рост которых будет способствовать будущему росту мировой экономики.

Организация была создана летом 2006 года в ходе проведения Петербургского экономического форума, в котором принимали участие министры экономики всех названных стран, за исключением ЮАР. Кроме саммитов, встречи проводятся на уровне глав МИД, руководителей центральных банков, министров финансов.

Начиная с 2009 года, группой ежегодно проводятся саммиты, участниками которых являются те государства, какие страны входят в БРИКС. Проведение первого официального саммита БРИК состоялось в Екатеринбурге 16.06.2009 года.

О Банке БРИКС

Политическое решение о создании НБР БРИКС приняли в 2013 году лидеры стран на V саммите организации в Дурбане. В 2014 году на следующем саммите в бразильском городе Форталеза было подписано соглашение о Новом банке развития. Официальный старт работе НБР был дан на инаугурационном заседании Совета управляющих банка 7 июля 2015 года в Москве. Разрешенный к выпуску капитал банка составляет $100 млрд.

Основная задача банка заключается в финансировании инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в странах — членах БРИКС и в развивающихся странах. С 2016 года, когда банк начал свою операционную деятельность, было одобрено 42 проекта на общую сумму около $11,6 млрд. В утвержденной банком стратегии развития на 2017-2021 годы указывается, что общий объем одобренных советом директоров НБР кредитов к 2021 году может составить от $32 млрд до 44 млрд.

Цели и задачи БРИКС

Основные задачи стран-участниц — решение финансовых, научно-технических, культурных, политических, а также экологических проблем. Несмотря на значительную разницу в развитии названных сфер каждого государства, их объединяет один общий аспект — их развивающаяся экономика. Также к задачам БРИКС относятся решение вопросов по преодолению экономико-финансового кризиса, улучшение показателей уровня жизни людей и переход к использованию высоких технологий в производстве.

Видео о том, что такое БРИКС

Страны-участницы имеют огромный потенциал для решения поставленных задач и для своего экономического развития благодаря наличию больших запасов природных ресурсов, что оказывает значительное влияние на мировые рынки. Страны БРИКС в мировой экономике занимают следующие позиции:

  • Бразилия отличается хорошо развитой сельскохозяйственной отраслью, которая составляет 30 % ВВП.
  • Россия обладает большими запасами энергоресурсов, составляющих 60 % мировой торговли.
  • Индия в больших объемах производит чай и специи.
  • Китай активно развивается за счет трудовых ресурсов. Рабочая сила страны составляет 83,2 %.
  • ЮАР обладает значительными запасами полезных ископаемых (марганец — 91% мирового запаса, хром — 58%, золото — 53%, алмазы — до 20%).

Таким образом, неплохие перспективы развития есть у каждой из стран БРИКС. Цели и задачи, которые планируется осуществить в будущем — основание банка развития БРИКС, учреждение энергетического союза БРИКС.

Преимущества БРИКС

Те, кто знают, как расшифровать БРИКС, понимают, что данное объединение твердо намерено строить новую экономику, а также имеет прочную, как кирпич, основу.

Успешное функционирование этого молодого объединения обусловлено их выгодным дополнением друг друга.

Так, например, Россия богата энергетическими ресурсами и полезными ископаемыми, в которых так нуждаются Индия и Китай. Бразилия поставляет многие фрукты и овощи, которых нет в других странах, а Индия снабжает весь мир своими разнообразными сортами чая. Южная Африка обладает богатейшими драгоценными залежами, которых нет или крайне мало в других государствах.

Саммиты БРИКС

Первый саммит БРИК

Первый в истории группы БРИК саммит был проведён с участием президента Д. Медведева, президента Бразилии Луиса Лула да Силва, индийского премьер-министра Манмохана Синха и председателя КНР Ху Цзиньтао.

Читайте также  Какие страны входят в состав Великобритании?

В ходе проведения саммита главами государств было принято совместное заявление и составлен документ, в котором была рассмотрена глобальная продовольственная безопасность.

Одним из важных вопросов, обсуждаемых на саммите, стало стремление Бразилии и России создать резервную валютную систему. Однако Китай, являющийся крупнейшим кредитором экономики Америки, и Индия выразили неготовность к созданию резервной валюты. Также на состоявшемся саммите был рассмотрен вопрос о проблемах международной безопасности. По итоговым документам саммита каждая из сторон высказала заинтересованность в дальнейшем взаимодействии.

Второй саммит БРИК

На втором саммите, состоявшемся 16.04.2010 года в Бразилии, были рассмотрены вопросы о преодолении глобального экономико-финансового кризиса, а также развития стран в посткризисный период.

Кроме этого, были рассмотрены проблемы возникновения новых вызовов и угроз, касающихся международного терроризма и ядерной безопасности, а также стороны обсудили проблемы, связанные с изменением климата, новых перспективных направлений взаимодействия в формате БРИК.

Среди вопросов регионального уровня стороны обсудили проблему иранской ядерной программы, ближневосточного урегулирования и ситуацию на Гаити.

По итогам встречи лидерами группы было принято совместное заявление, отражавшее общее видение этапа современного мирового развития. Также ведущими банками каждой из стран-участниц был подписан Меморандум о сотрудничестве.

Видео о влиянии БРИКС

Таким образом, страны-участники БРИКС ежегодно проводят саммиты поочередно в следующем порядке:

  • Первый саммит — в России, в 2009 году
  • Второй саммит — в Бразилии, в 2010 году
  • Третий саммит — в Китае, в 2011 году
  • Четвертый саммит — в Индии, в 2012 году
  • Пятый саммит — в ЮАР, в 2013 году
  • Шестой саммит – в Бразилии, в 2014 году

Седьмой саммит БРИКС в Уфе

Чтобы не брать кредиты во Всемирном Банке и МВФ, страны-участницы БРИКС подписали в ходе прошедшего в УФЕ в 2015 году саммита соглашение об открытии Банка развития. Капитал банка — $100 млрд. Россия настояла на подписании соглашения о сотрудничестве стран до 2020 года, где идёт речь о расширении взаимодействия между странами как в социально-экономической сфере, так и во внешнеполитической.

Саммит прошел с участием лидеров стран БРИКС:

  • Президента РФ — Владимира Путина
  • Президента Бразилии — Дилмы Русеф
  • Председателя Китайской Республики — СИ Цзиньпин
  • Премьер-министра Индии — Нарендра Моди
  • Президента ЮАР — Джейкоба Зумы

Кроме перечисленных лидеров государств в саммите участвовали и главы других стран, часть из которых участвовала в саммите ШОС, и в неформальных встречах.

Согласно подписанной на саммите Уфинской декларации, страны-участницы взяли курс на ведение торговли в национальных валютах.

Также были рассмотрены вопросы, касающиеся ускорения реформ МВФ и ООН, ситуации, сложившейся с ядерной программой Ирана, кризиса в Греции, международного терроризма и конфликта на востоке Украины.

По мнению одного из американских изданий, саммит в Уфе — переломный момент, который уменьшит в значительной мере влияние США на другие страны.

Предполагаемые новые кандидаты в БРИКС, по мнению экспертов — Мексика и Южная Корея, а также Турция, Индонезия и Иран.

Состояние кризиса и критика некоторых аналитиков группы БРИКС не мешают ей действовать в выбранном направлении и влиять на расстановку мировых сил. Благодаря уникальному положению стран-участниц, объединяя усилия и продолжая сотрудничать, те, кто входит в БРИКС имеют все шансы обрести достойное место в изменяющейся мировой системе.

Как Вы относитесь к организации БРИКС? Считаете ли её цели верными? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Клуб «Валдай»

Тройка в составе Москвы, Нью-Дели и Пекина, несомненно, сыграет свою роль в определении очертаний будущего мирового порядка. Однако организации, в которых они находятся на первых ролях, столкнутся с множеством трудностей на этом пути. О побочном эффекте перестройки глобальной системы для РИК, БРИКС и ШОС пишет Ниведита Капур, младший научный сотрудник программы стратегических исследований фонда Observer Research Foundation. Статья публикуется в рамках валдайского проекта Think Tank в продолжение онлайн-сотрудничества между индийским аналитическим центром Observer Research Foundation и клубом «Валдай».

ШОС существует с 2001 года, когда была подписана декларация о создании этой евразийской межправительственной организации. В 2005 году Индия получила статус наблюдателя при ШОС, а в 2017 году стала её полноправным членом. Первое заседание министров иностранных дел в формате РИК (Россия, Индия, Китай) прошло в 2002 году, а с 2007 года эти встречи стали проводиться ежегодно. Идею БРИК впервые озвучил экономист Джим О’Нил ещё в 2001 году, но первый саммит этого объединения состоялся лишь в 2009 году, а Южная Африка присоединилась к Бразилии, России, Индии и Китаю в 2010 году.

Хронология имеет в данном случае особое значение, ведь появление этих механизмов было обусловлено обстоятельствами, сложившимися на определённый момент времени во внутренней политике России, Индии и Китая, а также на региональном и глобальном уровне. Эти факторы не могли не влиять на процесс принятия решений в странах, которые играют ключевую роль во всех трёх форматах взаимодействия: ШОС, РИК и БРИКС. Предвкушая становление многополярного миропорядка, эти новые мировые державы стремились поддерживать хорошие отношения с США и другими странами Запада. В свою очередь, США понимали, как скажется на системе международных отношений появление нового центра притяжения, но не выказывали намерения вести в отношении Китая политику сдерживания. При этом Китай настаивал на том, что в своём развитии преследует лишь мирные цели на благо своего населения. Такой расклад давал возможность другим странам подстраховываться и вести диверсифицированную внешнюю политику, не ограничивая себя рамками блокового мышления.

Однако в последние годы эти тенденции были поставлены под сомнение на фоне соперничества между США и Китаем, размолвки в отношениях между Россией и Западом, недовольства глобализацией, растущего неравенства и снижения интереса к многостороннему сотрудничеству. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 ещё больше акцентировала эти противоречия, как минимум в краткосрочной перспективе, показав, насколько либеральный международный порядок пришёл в упадок. Подтверждением этому стала неспособность международных учреждений обеспечить согласованное реагирование на сложившуюся ситуацию совместными усилиями всего международного сообщества. Эти тенденции не могли не затронуть Россию, Индию и Китай, а значит, они скажутся и на РИК, БРИКС и ШОС в том, что касается роли этих объединений в международных делах, определения их повестки и будущего.

Мир стоит на пороге новой холодной войны. Её уместно будет назвать «Второй холодной войной», чтобы не спутать с Первой, которая велась между СССР и США. Новая война будет происходить между США и Китаем. Первая холодная война в значительной мере была войной идей: социализма и капитализма, войной за выбор пути мирового развития. СССР окончательно проиграл, как только отказался от социалистической идеи. Нынешняя война – сугубо империалистическая: нет особой разницы между США и КНР – обе стороны заинтересованы в распространении своего влияния, получении доступа к ресурсам, продвижении своих товаров на рынки зависимых стран и статусе мирового гегемона в мировой рыночной системе.

Россия – Индия – Китай

Вопросы к деятельности формата РИК появились ещё несколько лет назад в связи с перестройкой внешнеполитического курса его участников. Ежегодные встречи министров иностранных дел трёх стран завершаются принятием совместных коммюнике, но при этом никак не способствуют снижению напряжения в двухсторонних отношениях, институциональному строительству или принятию «конкретных программ по сотрудничеству». Считается, что главным препятствием выступают неразрешённые противоречия в двухсторонних отношениях между Китаем и Индией, тогда как Россия стремится поддерживать уравновешенные отношениях с обоими стратегическими партнёрами.

Кроме того, внутри этой группы изменилось соотношение сил. Взятый Индией курс на сближение с США в Индо-Тихоокеанском регионе повысил значимость других групповых объединений, включая форматы «Япония – США – Индия» и четырёхугольник «США – Япония – Австралия – Индия». При этом Китай стал вести более напористую политику по отношению к своим соседям. По мнению исследователей, подъём Китая сделал его «главной угрозой» для Индии, а антагонизм между двумя странами растёт как в их двухсторонних отношениях, так и на региональном уровне.

В этой ситуации формату РИК всё сложнее служить площадкой для проведения консультаций и координации действий по вопросам региональной и глобальной повестки, представляющим взаимный интерес, учитывая расхождения в трактовке этих принципов со стороны Индии и Китая. Как отметил министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар в ходе состоявшейся недавно видеоконференции министров иностранных дел РИК, проблему представляют не только «концепции и нормы», но и «практика». Поддерживать диалог важно, даже когда речь идёт о враждебно настроенных по отношению друг к другу державах. При этом по некоторым вопросам они продолжают координировать свои позиции. В целом функционирование формата РИК следует считать не столько «стратегическим сотрудничеством», сколько проявлением «доброй воли» его участников. Кроме того, эффективность такого трёхстороннего сотрудничества ограничивается расхождениями во взглядах на будущее мирового порядка.

В отличие от РИК объединению БРИКС за годы своего существования удалось добиться институционального оформления отношений между своими участниками, включая Новый банк развития БРИКС, Пул условных валютных резервов, проведение регулярных министерских встреч по различным отраслям и заседаний рабочих групп. Это сделало такой формат взаимодействия более стабильным. Однако на современном этапе перед БРИКС стоит непростая задача определить свою повестку на будущее. Растущее соперничество между Китаем и Индией может сузить спектр вопросов, по которым возможен компромисс между участниками БРИКС.

Читайте также  Куда лучше лететь в Тайланд в январе?

Вопросы, связанные с определением будущей повестки организации и её стратегии, витали в воздухе ещё до пандемии. Стремление России «уделять особое внимание расширению внешнеполитической координации» в рамках своего председательства в БРИКС представляется всё менее реализуемым. Как и в других случаях, такие намерения упираются в ограничения, связанные со спецификой отношений между Китаем и Индией. При этом БРИКС ещё не утвердилось в качестве самостоятельного субъекта международной политики, учитывая существенные расхождения между участниками объединения по различным вопросам. На внешней политике стран БРИКС сказываются их внутренние противоречия и проблемы в двухсторонних отношениях, вкупе с соперничеством великих держав и с разногласиями между США и Китаем. Это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на формировании повестки и обернуться «внутренним расколом».

В свете изложенных выше причин после пандемии странам БРИКС будет сложнее выйти за рамки сотрудничества по экономическим и финансовым вопросам, в особенности для достижения высоких целей, сформулированных в декларации, принятой в Бразилиа: реформировать многостороннюю систему и продвигать сотрудничество в региональном контексте. Хотя существующие на данный момент механизмы, бесспорно, полезны, а во времена неопределённости определённая гибкость в сотрудничестве представляется несомненным преимуществом, те факторы, которые некогда составляли преимущество этого объединения, теперь представляют угрозу для будущего развития БРИКС, что может лишить этот формат возможности влиять на формирование многополярного мирового порядка.

Шанхайская организация сотрудничества

ШОС традиционно уделяет приоритетное внимание вопросам безопасности, в частности борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В 2017 году полноценное членство в этой организации оформили Индия и Пакистан. Существует мнение, что своим вступлением в эту евразийскую организацию Индия попыталась подстраховаться от геополитических рисков, а также более активно сотрудничать со странами Центральной Азии. Однако вступление в ШОС Пакистана заставляет задуматься о том, что проблемы в отношениях между этими двумя странами могут сказаться на организации деятельности внутри этой структуры, сделав «достижение консенсуса» по различным вопросам невозможным. Соперничество между Китаем и Индией также представляет проблему, как и в случае с РИК и БРИКС.

Привлекательность ШОС объясняется её работой по афганской тематике, вопросам повышения взаимосвязанности и контртеррористической деятельностью. В то же время ещё до вступления Индии организация подвергалась критике за угасание «авторитета по практическому приложению усилий на разных направлениях жизнедеятельности организации». Между Россией и Китаем также возникали разногласия в рамках ШОС: Россия хотела больше взаимодействия в военной области, Китай – в экономической. Столкнувшись с нежеланием ШОС следовать китайской повестке, Пекин решил сконцентрироваться на развитии двухсторонних отношений в регионе в рамках инициативы «Пояс и путь». Готовность России способствовать расширению состава организации за счёт вступления в неё Индии была обусловлена стремлением продвигать «многостороннее сотрудничество», одновременно «ослабляя» господство Китая. Однако обострение отношений между Китаем и Индией препятствует достижению этой цели, что ещё больше усложняет функционирование ШОС. Хотя работа в рамках ШОС остаётся актуальной для решения вопросов, представляющих взаимный интерес, организация оказалась на перепутье из-за трудностей с выработкой конкретных планов действий и организационных проблем.

Как было отмечено выше, за последние годы внешняя политика России, Индии и Китая стремительно менялась, что могло быть вызвано как разрывом связей между Россией и Западом, так и сближением между Индией и США и переходом Китая к более агрессивной политике. В любом случае в нестабильной системе международных отношений постоянно что-то менялось. Эти изменения привели к появлению различных проектов, от построения Большой Евразии до укрепления отношений в Индо-Тихоокеанском регионе и инициативы «Пояс и путь». Все они призваны способствовать преодолению неопределённости и укреплению позиций предложивших их стран. Кроме того, конфронтация между Китаем и США, а также между США и Россией приобрела «системный» и, вероятно, долгосрочный характер.

Эти двухсторонние конфронтации и их влияние на позиции новых держав по стратегическим вопросам показали ограниченность рассмотренных в этой статье форматов сотрудничества, а пандемия коронавирусной инфекции лишь акцентировала эти противоречия. Не ставя под сомнение важность многостороннего подхода, участвующие в этих объединениях страны стали задумываться об их значимости. По мере нарастания системных изменений можно ожидать, что «природа и масштаб» этих отношений будут меняться, что не может не сказаться на функционировании многосторонних институтов.

В итоге РИК, БРИКС и ШОС придётся заняться непростой задачей преодоления своих двухсторонних противоречий, определения повестки на будущее и обеспечения её актуальности на фоне усилий по пересмотру устройства мирового порядка. Сейчас легитимность традиционных институтов многостороннего сотрудничества ставится под сомнение из-за неспособности решить проблемы, вызванные пандемией, однако, рассмотренные в данной статье альтернативные институты глобального управления также не смогли добиться убедительных результатов.

Тройка в составе Москвы, Нью-Дели и Пекина, несомненно, сыграет свою роль в определении очертаний будущего мирового порядка. Однако организации, в которых они находятся на первых ролях, столкнутся с множеством трудностей на этом пути. Хотя нынешняя неопределённость – побочный эффект перестройки глобальной системы, будущее РИК, БРИКС и ШОС представляется как никогда противоречивым.

Что такое БРИКС и чем занимается эта организация?

Последнее обновление — 08.07.2015 г.

АиФ.ru объясняет, что представляет собой объединение БРИКС и какие задачи решают его участники.

Что такое БРИКС?

БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. До присоединения ЮАР организация называлась БРИК.

Организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Помимо саммитов, встречи проходят на уровне глав МИД, министров финансов и др.

Первый саммит БРИК состоялся в июне 2009 года в Екатеринбурге. С тех пор встречи проводятся ежегодно, поочерёдно в странах-членах:

На встречах обсуждались вопросы финансового сотрудничества, предоставлении кредитов, сотрудничества в сфере экологической безопасности и инфраструктурных проектов.

Страны охватывают более 25 % суши и 40 % населения Земли. Их объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) — 15,435 трлн долларов. По состоянию на 2013 год, общий ВВП стран БРИКС составляет 16,039 трлн долларов (21,5 % от общемирового), а величина золотовалютных резервов — 4,4 трлн долларов. Помимо этого, страны БРИКС обладают огромными запасами природных ресурсов и оказывают влияние на мировые рынки:

— Бразилия — хорошо развита сельскохозяйственная отрасль (30 % ВВП страны);
— Россия — большие запасы энергоресурсов (16 % мировой торговли);
— Индия — производство чая (470 млн тонн в год) и специй (30 % мирового рынка);
— Китай — трудовые ресурсы (доля рабочей силы 83,2 % от общего числа трудоспособного населения);
— ЮАР — запасы полезных ископаемых (91 % мировых запасов марганца, 58 % хрома, 53 % золота, до 20 % алмазов).

Какие задачи решает БРИКС?

Во время саммитов станы-участницы обсуждают разные проблемы — финансовые, научно-технические, культурные, политические. Разница в уровнях экономического, социального и научно-образовательньго развития БРИКС слишком велика. Однако всех участников этого союза объединяет одно — это страны с развивающейся экономикой. Задача БРИКС — решать вопросы преодоления глобального финансово-экономического кризиса, повышения жизненного уровня населения и перехода к высокотехнологичному производству.

Что планируют обсудить на нынешнем саммите?

Банк развития БРИКС

Чтобы не обращаться за кредитами во Всемирынй Банк и МВФ, страны БРИКС в ходе саммита подпишут соглашение о создании Банка развития БРИКС, который будет финансировать инфраструктурные проекты («Банк БРИКС»). Объём разрешённого капитала банка составит 100 млрд долларов. Участники договорились, что доля стран БРИКС в капитале не будет опускаться ниже 55 % в случае принятия новых членов.

В рамках организации уже действует ряд финансовых структур, в том числе Альянс бирж, который включает Московскую биржу, бразильскую БОВЕСПА (крупнейшую фондовую биржу в Латинской Америке), Корпорацию бирж и клиринговых организаций Гонконга, Фондовую биржу Йоханнесбурга (ЮАР), Национальную и Бомбейскую фондовые биржи (Индия).

Пул валютных резервов

На саммите странами БРИКС будет подписано рамочное соглашение о создании пула валютных резервов для взаимной помощи в случае резкого сокращения золотовалютных резервов какой-либо из стран-участниц. Это будет своего рода «касса взаимопомощи». Развивающиеся страны больше не хотят зависеть от США и ЕС.

«Сама международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства», — заявил президент России Владимир Путин накануне саммита. По его словам, страны БРИКС хотят изменить это положение.

Объём пула составит 100 миллиардов долларов. Распределится он между странами следующим образом:

— 41 млрд — Китай;
— 18 млрд — Бразилия;
— 18 млрд — Индия;
— 18 млрд — Россия;
— 5 млрд — ЮАР.

Предполагается, что доля страны будет входить в состав её золотовалютных резервов.

Страна, решившая обратиться за помощью, должна обосновать свою заявку, указав, что она имеет проблемы с оттоком капитала, давлением на валютных рынках и резким снижением курса национальной валюты.

Энергетический союз БРИКС

Россия на саммите выдвинет ряд предложений о сотрудничестве, в том числе идею об учреждении «Энергетического союза БРИКС». В рамках этого союза РФ предлагает создать «Энергетический резервный банк БРИКС» и «Институт исследования энергетической политики БРИКС» — структуры, которые будут анализировать мировой рынок энергетики.

Информационная безопасность

На саммите участники обсудят правила поведения в глобальном информационном пространстве, которые основываются на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.