Какие страны вышли из состава снг?

Содружество Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача — всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств — участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Уставные и другие органы СНГ

Совет глав государств, Совет глав правительств — высшие органы Содружества Независимых Государств

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ — высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия — консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Какие страны вышли из состава снг?

Если Вы ищете официальный сайт СНГ —
вам по направлению http://cis.minsk.by/.
Если неофициальный — Вам придётся немного подождать.
Заходите ещё!
САЙТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕРАДИОКАНАЛЫ СТРАН СНГ

АзербайджанПрезидентМилли МеджлисКабинет Министров
Портал ТВ: AzTV | Телеканалы | Радио: Радио Азербайджан | Day.Az
АрменияПремьер-министрПарламентПравительство
ТВ: Телеканалы ТВ-АРМ-РУ (рус.яз.) Радио: Национальное радио | Ереванские ночи | Радиостанции
БелоруссияКонституция ПрезидентСовет РеспубликиПалата представителейПравительство
Портал ТВ: Беларусь-ТВ Радио: 1 канал | Радио Беларусь | Культура
КазахстанЕлбасыПарламентПравительство
Портал Радио: Казах Радиосы
КыргызстанПрезидентЖогорку КенешПравительство
Радио: Радиостанции
МолдавияПрезидентПарламентПравительство
Портал ТВ: Молдова-1 Радио: Радио Молдова
РоссияКонституция ПрезидентСовет ФедерацииГосударственная ДумаПравительство
Официальная Россия ТВ: 1 канал | Россия | Россия-2 | Культура | Вести-24 | НТВ | 5 (СПб) | Госдума Live | Russia Today | Русия аль-Яум | Телеканалы
Радио: Радио России | Маяк | Культура | Вести-FM | Звезда | Эхо Москвы | Народное радио | Говорит Москва | Петербург | Радио России — СПб | Слово | Голос России | Радиостанции
ТаджикистанПрезидентМаджлиси МиллиПалата представителейПравительство
ТуркменистанПрезидентПарламентПравительство
Портал
УзбекистанПрезидентСенатЗаконодательная палатаПравительство
ТВ: Ёшлар | Телеканалы
УкраинаКонституция ПрезидентВерховная РадаПравительство
ТВ: Перший (УТ-1) | 1+1 | Интер | Украина | 5 канал | Рада | 24 новости | К1 | НТН | Укринформ | УНИАН | Телеканалы
Радио: 1 канал | Промiнь | УР-3 Культура | Львивска Рада | Радиостанции
ТВ Крыма: ГТРК «Крым» | ГТРК Севастополь | ТВ FM (быв. «Неаполь») | Черноморская ТРК | ИТВ | ТРК Бриз ВМС МО Украины | Видеостудия «Горожане»
БЫВШИЕ ЧЛЕНЫ СНГ
Грузия*ПрезидентПарламентПравительство
ТВ: Первый кавказский (рус.) |Телеканалы
* Примечание: Грузия 18 августа 2008 года подала официальное заявление о выходе из СНГ.
В соответствии с установленной процедурой членство Грузии в СНГ прекратилось 18 августа 2009 года.
СОДРУЖЕСТВО В ЦЕЛОМ
СНГУстав Органы СНГМежпарламентская ассамблеяИсполком
Портал ТВ: МГТРК «Мир» Радио: Мир

Содружество Независимых Государств провозглашено 8 декабря 1991 года руководителями России, Украины и Белоруссии, подписавшими соответствующее Соглашение. 21 декабря 1991 протокол о расширении состава Содружества подписали главы 11 государств (всех республик СССР, кроме Грузии, а также кроме Литвы, Латвии и Эстонии, независимость которых признана Советским Союзом в сентябре 1991 года). Членами СНГ считаются 9 стран (до выхода Грузии — 10), подписавших и ратифицировавших Устав Содружества от 22.01.1993. Участниками СНГ — также Украина и Туркменистан, к Уставу не присоединившиеся.

Совет глав государств СНГ был учреждён 11 странами СНГ в Алма-Ате 21 декабря 1991. Статус СГГ определён в Минске 30 декабря 1991. После перехода Армении в 2018 году к парламентской форме правления эту страну в СГГ, как и в СГП, представляет премьер-министр. Временным соглашением о Совете глав государств и Совете глав правительств от 30 декабря 1991 года, Соглашением от 15 мая 1992 года и Уставом СНГ от 22 января 1993 было установлено поочерёдное председательство в СГГ глав государств СНГ «в порядке русского алфавита названий государств-участников Содружества», решением СГГ от 24 декабря 1993 — избрание председателя решением СГГ на каждое календарное полугодие, решением от 2 апреля 1999 — ежегодная ротация с институтом сопредседателей в лице предшествующего и последующего председателей Совета, решением от 7 октября 2002 — снова ротация в порядке русского алфавита названий государств-участников «если иное не будет установлено Советом». Фактически в 1993-2002 гг. председателем СГГ неизменно избирался Президент России. Председателем СГГ СНГ по решению СГГ от 24 декабря 1993 на полугодичный срок с 1 января 1994 был избран Президент Российской Федерации ЕЛЬЦИН Борис Николаевич. Полномочия его продлялись несколько раз, в том числе решением от 15 апреля 1994 (Москва) — до 31 декабря 1994; решением от 19 января 1996 — до 31 декабря 1996; решением от 28 марта 1997 — до 31 декабря 1997; решением от 29 апреля 1998 года (Москва) — до 1 января 2000 года. 2 апреля 1999 года в Москве СГГ решил, что «Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. (. ) Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.» 25 января 2000 в Москве Совет глав государств избрал своим председателем с января 2000 года и. о. Президента РФ Владимира Владимировича ПУТИНА. 1 июня 2001 в Минске Совет глав государств решил продолжить председательство России в лице В.В.Путина. Решением от 29 января 2003 года, принятым в Киеве, СГГ установил, «что председательство в Совете глав государств Содружества с января 2003 года осуществляется Украиной в лице Президента Украины Кучмы Леонида Даниловича.» 16 сентября 2004 в Астане СГГ, «принимая во внимание особую роль России» , признал целесообразным избрать Российскую Федерацию в лице Президента РФ Владимира Владимировича ПУТИНА государством, председательствующим в СГГ СНГ «на предстоящий период до 2006 года» , а «В последующем ввести жесткий порядок председательства в СНГ.» 26 августа 2005 года в Казани был составлен документ о переходе председательства в СГГ с января 2006 года к Республике Казахстан в лице её Президента Нурсултана Абишевича НАЗАРБАЕВА. Однако подписание его главами государств длилось с 7 ноября 2005 года, когда первым поставил подпись И.Г.Алиев, до 20 мая 2006, когда его подписали В.В.Путин и сам Н.А.Назарбаев; в этот день и произошла смена председателя СГГ. Решением СГГ от 5 октября 2007 года, вступившим в силу в день подписания, председательство в СГГ передано Кыргызской Республике «в лице Президента» (фамилия не указана). Президентом на тот момент был Курманбек Салиевич БАКИЕВ. 10 октября 2008 года Совет глав государств утвердил Положение о председательстве в СНГ, по которому «Председательство в течение одного календарного года осуществляется государством – участником СНГ в лице его представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств. (. ) Государство – участник СНГ может отказаться от своей очередности на председательство. В этом случае очередность передается следующему за ним государству в порядке русского алфавита, если Совет глав государств СНГ не примет иного решения. (. ) Предшествующее и последующее председательства в СНГ являются сопредседательствами и оказывают содействие текущему председательству в его деятельности.» При этом Азербайджан, Молдова и Украина сделали оговорки о непризнании международной правосубъектности СНГ, а Азербайджан — также о том, что считает невозможным своё и Армении председательство в СНГ и проведение на их территории заседаний уставных органов СНГ «до освобождения Республикой Армения оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полной ликвидации последствий агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики» . На это прилагается возражение Армении, которая готова председательствовать в СНГ и утверждает, что Особое мнение Азербайджана «искажает суть проблемы Нагорного Карабаха в вопросе истинных причин и последствий конфликта, возникших вследствие применения Азербайджанской Республикой военной силы против свободно изъявленной воли народа и агрессии в отношении НКР.» В тот же день, 10 октября 2008 года, принято решение о председательстве в 2009 календарном году Республики Молдова. Председателем Совета глав государств с 1 января 2009 года стал Президент Республики Молдова Владимир Николаевич ВОРОНИН. После его отставки 11 сентября 2009 года председательские функции перешли к и.о. Президента Молдовы — председателю Парламента Михаю Фёдоровичу ГИМПУ. На 2010 год председателем СГГ и других важнейших коллегиальных органов СНГ избрана Россия в лице (для СГГ) Дмитрия Анатольевича МЕДВЕДЕВА (решение от 9 октября 2009). В 2011 году председательствовала Республика Таджикистан (решение от 10 декабря 2010), председатель СГГ — Эмомали РАХМОН ; в 2012 — Туркменистан (решение от 3 сентября 2011), председатель СГГ — Гурбангулы БЕРДЫМУХАМЕДОВ. Узбекистан, Украина, Азербайджан и Армения пропустили свою очередь, и в 2013 страной-председателем стала Белоруссия (решение от 5 декабря 2012, председатель СГГ — Александр Григорьевич ЛУКАШЕНКО. С 1 января 2014 председательство перешло к Украине (решение от 25 октября 2013, председателем СГГ стал Виктор Федорович ЯНУКОВИЧ; после его свержения новые власти Украины заявили о прекращении председательства Украины в СНГ, 4 апреля положение обсуждал Совет министров иностранных дел Содружества, итогом стало заочное решение СГГ от 30.05.2014 о переходе председательства к Белоруссии (подписано 9 президентами в интервале 21 апреля — 5 июня 2014, представлена также нота МИД Туркмении об отсутствии возражений, Украина не подписала документ). В 2015 году в СНГ председательствовал Казахстан (решение СГГ от 10 октября 2014), председатель СГГ — Н.А.Назарбаев; в 2016 — Кыргызстан (решение от 16 октября 2015), председатель — Алмазбек АТАМБАЕВ; в 2017 — Россия (решение от 16 сентября 2016), предедатель — В.В.Путин; в 2018 — Таджикистан (решение от 11 октября 2017), председатель СГГ — Э.Рахмон; в 2019 — Туркменистан (решение от 28 сентября 2018, председатель СГГ — Г.Бердымухамедов. В 2020 году в СНГ впервые председательствует Узбекистан (решение от 11 октября 2019), председатель СГГ — Шавкат МИРЗИЁЕВ. Судя по составу сопредседателей (Туркменистан и Беларусь) в 2021 году предполагается председательство Белоруссии.

Читайте также  Можно ли получить гражданство в другом городе?

Координатором СНГ 16 января 1992 назначен Иван Михайлович КОРОТЧЕНЯ (Белоруссия, сопредседатель Партии коммунистов). В 1993 году он назначен на новосозданную должность исполнительного секретаря СНГ. В 1998 году его сменил на этом посту Борис Абрамович БЕРЕЗОВСКИЙ, со 2 апреля 1999 в этой должности — Юрий Фёдорович ЯРОВ, с 2004 — Владимир Борисович РУШАЙЛО, с 5 октября 2007 — Сергей Николаевич ЛЕБЕДЕВ (решением от 5 декабря 2012 утвержден на новый срок до 31.12.2016; решением от 16 сентября 2016 срок продлен до 31.12.2017; решением от 11 октября 2017 — до 31.12.2019; решением от 11 октября 2019 — до 31.12.2022).

Подробные справки об истории и институтах СНГ:
На сайте «Кругосвет»
В Википедии (есть ошибки!)

Пожелания и предложения относительно этого сайта шлите по электронной почте diogen#peshehod.org

СНГ — список стран-участниц в составе, цели создания и задачи содружества

Краткая история

Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Документ, который был подписан главами стран, констатировал прекращение существования СССР как субъекта международного права.

10 декабря 1991 года соглашение было одобрено Верховными Советами Белоруссии и Украины, 12 декабря — Верховными органами России. Для обсуждения условий вхождения в организацию, а также с целью прояснить отдельные торговые и территориальные вопросы в конце декабря 1991 года в городе Алма-Ате (на тот момент — столица Казахстана) встретились лидеры 11 бывших союзных республик (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Украина).

Результатом встречи стало подписание так называемой Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы нового содружества союзных государств. Дата написания основополагающего документа (Устава СНГ, действующего до сих пор) — 22 января 1993 года в Минске.

Ратификация документа, несмотря на подавляющее количество голосов «за» (188 против 6 несогласных), происходила с нарушениями конституции РСФСР, а именно ст. 104, требующей создания высшего органа государственной власти для принятия окончательного решения. Впоследствии регулярные отказы Съезда ратифицировать соглашение послужило одной из причин противостояния с Борисом Ельциным.

В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия, впоследствии (14 августа 2008 года) грузинский парламент принял единогласное решение о выходе из состава содружества. Последним государством, вступившим в ряды содружества, стала Молдавия (8 апреля 1994 года); наблюдателями по сей день являются Монголия и Афганистан.

Характеристика и список

Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.

Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.

В список стран СНГ входят страны-участницы:

  • Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
  • Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
  • Узбекистан — свыше 30 млн.
  • Казахстан — 6,3 миллиона человек.
  • Таджикистан — около 9 млн человек.
  • Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
  • Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
  • Молдова — 3 млн.
  • Кыргызстан — 6 млн.
  • Туркменистан — почти 5 млн.

Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.

В разное время в состав СНГ хотели войти такие государственные формирования, как Чеченская Республика Ичкерия, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье.

Цели и задачи

В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:

  • Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
  • Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
  • Вопросы миграционной и социальной политики.
  • Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
  • Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
  • Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.

На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.

Гуманитарная и научная сфера деятельности включает в себя обмен инновационных технологий и разработок, развитие культуры, образования, повышение квалификации и помощь в реализации крупных проектов. Сюда же следует отнести борьбу с дискриминацией (как расовой, так и религиозной), а также возрождение института семьи и семейных ценностей.

В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.

Этапы деятельности

За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.

К этим этапам относятся:

  1. Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
  2. 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
  3. С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.
Читайте также  Какие страны могут войти в ЕС?

Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.

В будущем особое внимание уделяется развитию общего рынка или единого экономического пространства, которое должно обеспечить странам СНГ существенное повышение уровня жизни населения, а также экономическую независимость от глобального мирового рынка.

Органы управления СНГ

Главным органом управления в содружестве является Совет глав государств СНГ. В этот совет входят президенты всех стран-участниц, которые участвуют в ежегодных заседаниях (периодичность сборов — 2 раза в год). Помимо координирования деятельности органов исполнительной власти, совета министров и других представителей власти, Совет глав участвует в решении принципиальных политических и экономических вопросов. По состоянию на 2019 год, насчитывается свыше 50 различных органов, принимающих участие в управлении союзом государств.

Вот лишь некоторые из них:

  • Исполнительный комитет.
  • Лизинговая конфедерация.
  • Фонд гуманитарного сотрудничества между союзными государствами.
  • Международный агропромышленный союз.
  • Совет глав государств и совет глав правительств (ключевые органы управления).
  • Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ.
  • Совет миграционных органов.
  • ФБС (расшифровывается как Финансово-банковский совет).
  • Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения.
  • Экономический суд.
  • Электроэнергетический совет.

Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса (единогласия). Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств.

По состоянию на 2019 год председателем союза стран является президент Туркмении, Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич, носящий титул «Аркадаг» или «Покровитель».

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

СНГ — Содружество Независимых Государств

После окончания Холодной войны в 1990 году в дышавшем на ладан Советском Союзе произошли революционные изменения в обществе, включая реформу и открытие рынка, которые произошли уже после распада Союза. В частности, позитивным итогом стало превращение России и Казахстана в мост для экономического расширения в части Центральной Азии.

Компании начинают строительство своих дочерних предприятий на территории бывшего СССР и союзных республик, внедряя долгосрочный и устойчивый культурный маркетинг, чтобы преодолеть антикапиталистические настроения, которые преобладали в обществе того времени, с целью роста в ведущие бренды как в России, так и в странах СНГ, которые образовались после распада огромной державы.

Состав СНГ

В первую очередь, Россия, Беларусь, Казахстан (как организаторы создания СНГ). Затем список расширился – вошли Армения, Молдавия, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Грузия, Киргизия. Содружество Независимых государств (СНГ) было основано в 1991 году почти сразу после распада Советского Союза. Стоит отметить, что данная организация не является надгосударственной и обязательной для всех членов – быть участником можно добровольно. В 1991 году три страны – Беларусь, Россия и Украина – подписали соглашение о создании СНГ. Дело проходило в знаменитой Беловежской пуще, поэтому и название соглашений – Беловежские. Зимой, в декабре 1991 года, в столице Туркмении, Ашхабаде, прошла встреча еще пяти стран — бывших республик СССР. Это Киргизия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан.

Там также было подписано соглашение, но с некоторыми оговорками – так, другие страны должны признать эти пять участников полноправными и равными себе членами организации. И первая встреча стран прошла в Алма-Ате. Правда, там к уже упомянутым государствам присоединились еще Азербайджан, Армения и Молдавия. Совещания вообще периодически проводятся поочередно в столицах стран СНГ. На основе первой встречи члены содружества приняли Алма-Атинскую декларацию, в которой подтверждается обещание бывших республик сотрудничать в различных областях внешней и внутренней политики, а также объявляются гарантии выполнения международных обязательств бывшего Советского Союза.

Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через его координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, советы министров иностранных дел, министров обороны, командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, исполнительный комитет (правопреемник Исполнительного секретариата), Межгосударственный экономический комитет экономического союза.

Присутствует еще такой орган, как Совет коллективной безопасности, который принял такие документы, как концепция коллективной безопасности, декларация государств Договора о ней и основные руководящие принципы углубления военного сотрудничества между государствами. В соответствии с этими документами национальные контингенты организованы в три сектора (Западный, Закавказский и Центральноазиатский) и участвуют в совместных учениях в рамках своего сектора.

В ноябре 1995 года три основных члена СНГ: Россия, Казахстан и Беларусь договорились о создании Таможенного союза, который откроет двери единой экономической зоны. Этот союз впоследствии был преобразован в Евро-азиатское экономическое сообщество.

Цели СНГ

Основными можно назвать несколько пунктов, по которым определяется сама суть создания данной организации. В первую очередь, это экономическое, культурное и политическое взаимодействие между участниками (но ни в коем случае не вмешательство во внутренние дела страны), второе – вопросы миграции и социализации населения. Третье – разрешение конфликтов между государствами, входящими в состав организации, а также соблюдение норм международной безопасности.

Россия и страны СНГ

Россия, как преемница СССР, всегда находилась в тесном сотрудничестве с участниками организации. Товарооборот между ними превышал 50 миллиардов долларов, что намного выше, чем торговля России с той же Европой.

Также стоит учитывать, что в военной доктрине СНГ особая роль принадлежит именно России – она единственная и всех участниц, обладающая ядерным потенциалом (Беларусь, Украина и Казахстан, также создававшие ядерное оружие, передали это право России). Конечно, нельзя не упомянуть и культурные связи стран (учитывая наличие русского языка на всех территориях стран СНГ, как одного из государственных. По крайней мере, так было до недавнего времени).

Читайте также  Сколько лететь до Саньи?

Несмотря на последние годы непрерывных конфликтов и проблем (ухудшение отношений с Грузией из-за осетинского и абхазского конфликта и ее последующий выход из СНГ, прекращение Украиной своего членства в СНГ по причине евроинтеграции, охлаждение отношений с Азербайджаном) страны-участницы все-таки продолжают активно взаимодействовать между собой, чтобы повысить свой экономический и политический потенциал.

Страны СНГ

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию.

А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 18 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2021, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2021 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.