Нужно ли уведомлять фмс о получении гражданства РФ?

Что делать работодателю, если иностранный гражданин получил гражданство РФ

Если иностранный гражданин получил гражданство РФ, действия работодателя сводятся к изменениям его данных, но есть некоторые нюансы и открытые вопросы. Требуется ли уведомление? Здесь есть несколько точек зрения и каждая из них имеет смысл. Но как поступить, решать только вам.

Итак, наверняка вы знаете, что работодатель, нанимая иностранного гражданина как работника, должен уведомить об этом территориальный орган МВД РФ по вопросам миграции в течение трех дней со дня подписания трудового договора. Тоже самое и в те же сроки нужно сделать, если трудовой договор с иностранным гражданином расторгается.

Но что делать работодателю, если его сотрудник получил российское гражданство и больше не является иностранным гражданином? Строгого алгоритма на данный момент не существует. В законе четко прописано, что делать с иностранными гражданами, да и шаблоны уведомления предусмотрены только для расторжения договора с иностранным гражданином. Однако люди боятся больших штрафов, поэтому и задаются таким вопросом.

Один из вариантов, который на самом деле логичнее всего использовать, чтобы в дальнейшем не переживать по этому поводу, это:

  • Будут ли жителям ДНР и ЛНР раздавать паспорта РФ
  • Упрощение получения гражданства РФ для украинцев для ЛНР и ДНР: как получить по упрощенной системе новый статус гражданину республик
  • Как получить гражданство РФ после РВП: все шаги и варианты
  • Как оформить ребенку гражданство РФ за границей: можно ли?
  • После получения ВНЖ: через сколько можно подавать на гражданство РФ
  • Ребенок родился в России: какое гражданство, если родители – иностранные граждане
  • Как написать автобиографию на гражданство РФ: примеры
  1. Расторгнуть трудовой договор с мигрантом по соглашению сторон.
  2. Уведомить отдел МВД по вопросам миграции в трехдневный срок об этом.
  3. Нанять работника заново через день уже как гражданина РФ.

Даже если инспектор посчитает, что этого делать не нужно, вы хотя бы об этом узнаете лично в своем территориальном отделении, потому что, повторюсь, тут нет четких инструкций.

Некоторые работодатели действительно лично приходят в отделение, чтобы инспектор подтвердил, нужно или не нужно уведомлять о бывшем-новом сотруднике. На всякий случай еще отправляют письмо в МВД в вольной форме о том, что трудовой договор с иностранным гражданином продолжает действовать, но теперь этот сотрудник получил гражданство РФ, следовательно, трудовой договор есть, но уже не с мигрантом.

Иногда работодатели без всяких уведомлений меняют данные по работнику (СНИЛС, ИНН, данные паспорта, счет в банке) по стандартной процедуре. И по сути это правомерно, ведь договор действует и уведомлять не о чем, меняются только персональные данные, а об этом работодатель и не должен никого уведомлять.

Почему вокруг этого вопроса ведутся споры? Потому что факт получения гражданства РФ – это не основание для того, чтобы расторгнуть трудовой договор. В трудовом законодательстве РФ такой нормы не предусмотрено. И раз уж нет оснований для расторжения договора, то уведомление по идее подавать не нужно, ведь трудовой договор все еще действует. Отсюда и разные мнения.

[su_service title=»Еще статьи для вас:» icon=»icon: graduation-cap» icon_color=»#e66212″]После получения гражданства РФ: что делать дальше? [/su_service]

Есть также мнение, что не нужно расторгать трудовой договор, а сделать к нему дополнительное соглашение, смысл которого в том, чтобы внести изменения по существующему договору. В этом случае тоже нет смысла подавать уведомление, ведь договор все еще действует.

Вот еще интересная информация. Как вы понимаете, со стороны уже не существующего ФМС были попытки штрафовать за несоблюдение требований об уведомлении. Но один индивидуальный предприниматель дошел до Верховного суда и выиграл дело как раз в этом вопросе. Согласно постановлению Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 81-АД17-17, в случаях получения иностранным гражданином гражданства РФ у работодателя нет обязанности подавать уведомление. Так что, прецедент есть.

Теперь вы знаете, какими должны быть действия работодателя. Иностранный гражданин получил гражданство РФ и у вас есть выбор, как поступать. С одной стороны, вы можете не прекращать договор, а сделать так называемый допник и тогда не подавать уведомление. С другой стороны, вы можете расторгнуть договор с последующим уведомлением МВД и заново нанять сотрудника. Если у вас есть мнение на этот счет, поделитесь им в комментариях.

Новости миграции 2021

Читай новости миграции 2021. Если есть вопросы, звони!

Новости миграции 2021

15. 06. 2021 года стало известно, что Президент Российской Федерации подписал указ о продлении мер по урегулированию правового положения иностранных граждан. Указ № 364 необходим для урегулирования законного нахождения иностранцев в связи с тем, что коронавирусная инфекция внесла свои серьезные коррективы в жизнь людей. Также указ №364 поможет многим иностранным гражданам избежать наказания в административной форме за то, что нарушили закон о пребывании на территории Российской Федерации.

Данные изменения в миграционном законодательстве вступают в силу с 16.06.2021.

Новости миграции 2021 касаются таких вопросов, как:

продление РВП, ВНЖ;

амнистия иностранным гражданам;

информация о безвизовом режиме;

приостановление сроков РВП, ВНЖ.

Новости миграции 2021: дополненная редакция закона №364.

С 16.06. 2021 года и до 30.09. 2021 года в отношении иностранцев, которые находятся в РФ, санкции, а именно их выдворение с территории страны на административной основе, приниматься не будут. Дополнение говорит о том, что граждане других стран не будут выдворяться за территорию России в принудительной форме. Также иностранцам не придется совершать самостоятельный выезд на контролируемой основе. Кроме того, контролирующие органы власти в этот период не будут принимать решения о передаче иностранных граждан властям другого государства.

Если данный указ был проигнорирован контролирующими органами, и вас по какой-либо причине принуждают покинуть страну, вы имеете полное право обращаться в суд. Также стоит отметить, что решения о нежелательности или запрете въезда на территорию России также приниматься не будут.

Заметка! Данная поправка не касается граждан, которые были освобождены из мест лишения свободы или были замечены в нарушении государственных границ. Также под поправку не попадают граждане, которые открыто заявляют о том, что активно поддерживают свержение государственного строя.

Новости миграции 2021: продление РВП, ВНЖ.

Новости миграции 2021 говорят о том, что все иностранцы, со странами которых на 16 июня будут открыты границы до истечения 90 дней, имеют право на законной основе и без введения санкций жить в России.

Продление РВП, ВНЖ также распространяется и на тех граждан, которые на момент выхода указа находятся на территории другой страны. Их документы, которые разрешают жить в России не будут подвергнуты аннулированию.

Новости миграции 2021: амнистия иностранным гражданам.

Хорошие новости миграции 2021 года станут крайне важными для людей, которые в своем миграционном досье имеют такую информацию, как:

был(а) выдворен или депортирован из страны;

Новости миграции 2021

Теперь на основании указа №364 они могут направить заявление в суд, чтобы отметить решение о запрете.

Важно! Решение не отменяется автоматически. Амнистия иностранным гражданам требует обязательного обращения в суд. Амнистия иностранным гражданам обязана быть приведенной в исполнение.

Но, иностранный гражданин все еще должен будет оплатить обязательный штраф.

Новости миграции 2021: приостановление сроков РВП, ВНЖ.

Миграционные новости 2021 свидетельствуют о том, что с 16. 06. 2021 по 31. 12. 2021 года приостановлено действие сроков РВП и ВНЖ для иностранцев, которые живут в России.

Приостановлены будут сроки проживания по месту регистрации, а также действие документ беженцев.

Данная поправка говорит о том, что иностранцы, разрешение которых на РВП или ВНЖ закончилось в период с 16. 06. 2021 по 31.12. 2021 года, смогут жить России и не бояться введения в отношении них санкций. Для них достаточно связаться с контролирующими органы власти, чтобы подать документы на продление РВП, ВНЖ.

Новости миграции 2021: изменения в законодательстве касающиеся членов Евразийского Экономического Союза.

С 16. 06. 2021 года по 31. 12. 2021 года имеют право на законных основаниях заключать трудовые и гражданские договоры. При этом не требуется обязательный учет требования для визита на территорию Российской Федерации.

Стоит напомнить, что с некоторыми странами открыто легальное сообщение еще с 2020 года.

Но, эта поправка позволяет на законных основаниях заключать трудовые договора, которые в итоге послужат основой для того, чтобы продление РВП, ВНЖ было оформлено.

Читайте также  Можно ли получить японское гражданство?

Информация для граждан, которые прибыли на территорию России в безвизовом режиме.

С 16. 06. 2021 года по 31. 12. 2021 года все иностранцы, которые приехали в Россию на основе безвизового режима, смогут переоформить патент. Официальная цель визита, которая указана в специализированном документе не будет учитываться при оформлении всех бумаг.

Новости миграции 2021: продление миграционного учета.

Также новости миграции 2021 года говорят о том, что иностранцы, которые прибыли в Российскую Федерацию до 15. 02. 2020 и находящиеся на территории незаконно, могут на основе указа № 364 обратиться в территориальный контролирующий орган для того, чтобы встать на учет и начать оформлять все документы. Встать на учет нужно не позже 30.09.2021 года. Продление миграционного учета позволит многим людям избежать неприятностей с документами. Эта поправка гарантирует, что иностранцы, которые находятся в России незаконно, смогут урегулировать свой правовой статус.

Продление миграционного учета также гарантирует, что иностранцы не будут преследоваться за то, что ранее нарушили закон.

Помощь «Столичный юрист»

Компания «Столичный юрист» поможет разобраться с миграционным учетом, продлением РВП, ВНЖ иностранным гражданам. Новости миграции 2021 помогут легализовать в России десятки тысяч иностранцев.

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами». Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г. – ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России.

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан». К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ.

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств. Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось.

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение. Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена. Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации. Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет.

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст. 42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013.

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г., действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства. В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности». Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Читайте также  Сколько лет нужно прожить в сша чтобы получить гражданство?

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г. гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России. Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили.

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания. В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению. И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г. Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают. Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ. Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта. А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер.

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Что делать после того, как иностранный работник получит гражданство РФ

Действия работодателя, если иностранный гражданин получил гражданство РФ:

  1. получить от работника новый паспорт;
  2. оформить дополнительное соглашение к трудовому договору;
  3. внести изменения во внутренние учетные документы организации;
  4. уведомить работника о необходимости встать на воинский учет (при необходимости).
  • Как ответить работодателю при приглашении на собеседование
  • Что такое ОГРН и как он расшифровывается
  • Как законно уволить пенсионера по инициативе работодателя
  • Обзор законодательства за период с 15 по 20 июня
  • Юридический адрес по месту жительства

С вопросом, что делать, когда иностранный работник получил гражданство РФ, рано или поздно сталкивается почти каждый кадровик, работающий с мигрантами. В помощь коллегам составили шпаргалку и ответили на часто возникающие вопросы.

Часто задаваемые вопросы

Нужно ли увольнять «бывшего» иностранного гражданина

Хотя на практике совет расторгать трудовой договор, когда сотрудник-иностранец получил гражданство РФ, и затем оформлять его заново встречается очень часто, поступать так нецелесообразно. Трудовой кодекс России содержит закрытый перечень оснований к увольнению работника, и смены гражданской принадлежности среди них нет. Уволить такого специалиста по «велению» работодателя не получится.

Иногда сотрудникам предлагают написать заявление по собственному желанию или оформить соглашение сторон о расторжении трудового договора. Но это невыгодно уже самому сотруднику: возможность уйти в очередной отпуск ему придется «зарабатывать» заново.

Если это не смущает, то увольнение по основаниям, предусмотренным п. 1 и 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ , допустимо.

Увольняя мигранта и принимая его обратно, не забудьте уведомить контролирующие органы:

  • При увольнении:
    • региональный ОВМ МВД о расторжении трудового договора с иностранным гражданином
    • ПФР об увольнении работника (по форме СЗВ-ТД)
  • При приеме:
    • ПФР о найме сотрудника (по форме СЗВ-ТД)

Нужно ли уведомлять МВД

На первый взгляд нелогично сообщать в структуру, занимающуюся в том числе и вопросами вступления в гражданство, о его присвоении. Но не всё так просто.

  • приеме и увольнении иностранных граждан;
  • предоставлении иностранным гражданам отпусков продолжительностью более 30 дней в год (только для студентов-очников).

А вот уведомление о получении гражданства РФ иностранным гражданином законом не предусмотрено.

В то же время закон № 109-ФЗ «О миграционном учете» и постановление от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан» предписывают принимающей стороне (иногда это работодатель) сообщать в органы по вопросам миграции об изменении установочных данных иностранного гражданина, в том числе реквизитов паспорта и гражданства.

Специальной формы для подачи таких сведений не установлено. Необходимо предоставить в ОВМ письмо с изложением всех обстоятельств, заполненный бланк уведомления о прибытии и подтверждающие документы.

И все же если иностранец получил гражданство РФ: что делать работодателю, сообщать или нет в ОВМ? Учитывая, что за нарушения в области миграционного учета предусмотрены немалые штрафы, рекомендуем не рисковать, и организациям, являющимся для своих иностранных работников принимающей стороной, о приобретении сотрудниками статуса гражданина России в ОВМ все-таки сообщить.

Читайте также  Какие страны открыты для отдыха сейчас?

А что с налогами?

Налоговые ставки для иностранцев определяются в зависимости от их статуса.

вычеты не применяются

вычеты не применяются

вычеты не применяются

вычеты не применяются

вычеты не применяются

Для высококвалифицированных специалистов особые правила.

Временно пребывающие Временно и постоянно проживающие
Из ЕАЭС Остальные Из ЕАЭС Остальные
НДФЛ резиденты 13 % вычеты применяются
нерезиденты 13 % вычеты не применяются
Взносы ПФР не начисляются не начисляются 22 % 22 %
ФСС 2,9 % 2,9 % 2,9 %
Медстрахование 5,1 % 5,1 % не начисляются

В большинстве случаев, прежде чем стать полноправным россиянином, мигрантам приходится оформить вид на жительство. Налоги и взносы за постоянно проживающих иностранцев (за исключением ВКС) удерживаются в том же порядке, что и у россиян, поэтому для них, после того как иностранный работник получил российское гражданство, ничего не меняется.

Если же мигрант получил гражданство РФ «особым» порядком, минуя ВНЖ, то с этого момента с него необходимо удерживать НДФЛ и уплачивать взносы, аналогично русским работникам.

Пошаговый алгоритм действий

Для облегчения работы составили алгоритм, что делать кадровику, когда работник сменил гражданство, с образцами документов.

Шаг 1. Запросить новый паспорт работника. Если практикой делопроизводства в организации для внесения изменений предусмотрено заявление работника, то оформляют и его. Но требования такого нет.

Шаг 2. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору. В нем отражают:

  • поменявшиеся сведения о сотруднике;
  • изменившиеся условия социального, медицинского страхования и другие в случае необходимости.

Заключение срочного трудового договора по причине ограниченного периода действия разрешения на работу иностранца изначально неправомерно (см. ст. 59 ТК РФ ). Но если такое случилось, самое время исправить ошибку, признав контракт бессрочным.

Шаг 3. Внести изменения в личную карточку, другие учетные документы работника и базу данных. Потребуется приказ.

Шаг 4. Этот шаг актуален для работодателей, являвшихся принимающей стороной для своих иностранных работников. Рекомендуем уведомить территориальный ОВМ о смене статуса мигранта. Для этого составляют письмо.

Шаг 5. Проверить корректность начисления налогов и взносов. Если процесс автоматизирован, не исключено, что потребуется перенастроить программу.

Шаг 6. Всем мужчинам и женщинам, имеющим военно-учетные специальности, необходимо выдать направление в военкомат для постановки на воинский учет. Такая обязанность предусмотрена законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинском учете». Формы направления для работодателя нет, но Минобороны рекомендует использовать приведенную в прил. 3 к Приказу Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10.09.2007 (см. письмо Минобороны от 01.03.2019 № 315/4/1023).

Нужно ли уведомлять фмс о получении гражданства РФ?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Работник (иностранный гражданин) получил гражданство РФ. Нужно ли расторгать с ним трудовой договор и заключать новый, уже как с гражданином РФ? Каким образом снять с учета в МВД (ФМС)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации расторгать трудовой договор с работником не требуется.
Ни работодатель, ни работник в этом случае не обязаны представлять в территориальный орган МВД России, осуществляющий миграционный учет, какие-либо сведения, необходимые для снятия работника с такого учета в связи с получением им гражданства РФ.

Обоснование позиции:
Общие основания прекращения трудового договора перечислены в части первой ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Помимо этих оснований, трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (часть вторая той же статьи). Так, особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, установлены ст. 327.6 ТК РФ.
Ни в ст. 327.6 ТК РФ, ни в иных нормах этого кодекса не указано, что заключенный с иностранным гражданином трудовой договор подлежит прекращению (расторжению) в случае приобретения работником гражданства РФ.
Поэтому мы полагаем, что приобретение работником, являвшимся иностранным гражданином, российского гражданства не является основанием для прекращения заключенного с ним трудового договора. Аналогичные разъяснения дают представители Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, ответ на вопрос 3, ответ на вопрос 4, ответ на вопрос 5, размещенные на информационном портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Отметим, что согласно требованиям части первой ст. 327.2 ТК РФ трудовой договор с иностранным гражданином помимо прочих сведений должен содержать:
— сведения о разрешении на работу (патенте) — для временно пребывающих в РФ лиц;
— сведения о разрешении на временное проживание в РФ — для временно проживающих лиц;
— сведения о виде на жительство — для постоянно проживающих в России иностранцев.
Очевидно, что после приема работника в гражданство РФ соответствующие сведения утрачивают актуальность. Данный факт сторонам целесообразно отразить в трудовом договоре, например, подписав дополнительное соглашение к нему (ст. 72 ТК РФ): в документе указываются новые паспортные данные работника, и исключаются устаревшие сведения.
Порядок миграционного учета иностранных граждан в РФ регламентирован Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, далее — Правила).
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 8 Закона N 109-ФЗ одним из оснований для снятия с миграционного учета является факт приобретения гражданства РФ иностранным гражданином, находящимся в РФ. При этом порядок снятия с миграционного учета в этом случае ни Законом N 109-ФЗ, ни Правилами не урегулирован.
Отметим, что принимающая сторона или, в отдельных случаях, иностранный гражданин обязаны сообщить в территориальный орган МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1-9 и 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 109-ФЗ (п. 42 Правил). К этим сведениям относится и гражданство (подданство) (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 109-ФЗ). Однако, с нашей точки зрения, обязанность сообщить об изменении сведений о гражданстве работника у работодателя возникает в ситуации, когда работник меняет гражданство, оставаясь при этом иностранным гражданином. Если он приобретает гражданство РФ, речь идет не об изменении сведений миграционного учета об иностранце, а о возникновении основания для снятия его с такого учета.
Поскольку Закон N 109-ФЗ и Правила не возлагают обязанность сообщать в территориальный орган МВД России о приобретении иностранцем российского гражданства, полагаем, что ни работодатель, ни работник в изложенной в вопросе ситуации не обязаны совершать какие-либо действия, направленные на снятие работника с миграционного учета.
Однако официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили. За получением таких разъяснений рекомендуем обратиться в Главное управление по вопросам миграции МВД России (пп. 2.3 п. 2, пп. 10.37 п. 10 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 15.04.2016 N 192).
Также работодатель не лишен права направить информацию об изменении гражданства работника в территориальный орган МВД России для «подстраховки», чтобы избежать самой возможности предъявления каких бы то ни было претензий со стороны контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter