Почему у нас в стране дорогой бензин?

Почему растут цены на бензин: 5 причин

Каждую весну нам рассказывают, почему опять подорожал бензин. Вроде ненамного, на 50 копеек или рубль, но везде и «внезапно».

Причина 1

Первыми объяснения дают продавцы топлива: розничные цены выросли, потому что вырос спрос, вызвав повышение оптовых цен на биржах. Деваться некуда, в убыток торговать не можем.

Логично, но почему топливо не дешевеет «обратно», когда спрос падает, а оптовые цены понижаются? Кстати, они вообще когда-нибудь понижаются? На топливо — иногда и ненадолго. На нефть — даже до отрицательных значений. Так, в кризисном апреле прошлого года биржевая цена российской нефти Urals была минус 2 доллара за баррель. Но бензин нам даром и тогда не заливали.

Нам ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены [на бензин], это совершенно очевидно, они должны быть экономически обоснованными. Но искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно для экономики в целом в конечном итоге.
Владимир Путин, президент РФ, 14.07.2017

Причины 2, 3, 4

У чиновников — свои объяснения того, почему бензин всё время только дорожает, тогда как нефть то дорожает, то дешевеет.

Первое: бензин в России продается за рубли, а курс рубля не укрепился. Связь прослеживается плохо, поскольку практически весь бензин в стране сделан из отечественной нефти на отечественных НПЗ, и все расчеты в цепочке идут в рублях.

Второе: рост топливных цен — не что иное, как движение за инфляцией, естественным рыночным процессом. Если бы колебания цен на бензин всё время шли в ногу с колебанием цен на нефть, прыгали туда-сюда, это тоже вызвало бы негатив у населения, считает замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин. Поэтому в России работает демпферный механизм, удерживающий цену бензина сообразно инфляции.

Правительство будет контролировать всеми доступными ему методами… Но в любом случае не допустим стремительного роста цен на моторное топливо.
Дмитрий Козак, зампред Правительства РФ, 25.01.2019

Причина 5

Повышение топливных акцизов на 4% с 1 января дает неизбежную прибавку в 50–60 копеек. Индексация сообразно инфляции тарифов системы «Платон» для перевозчиков — плюс 14 копеек за километр.

Что в итоге?

Соглашение правительства и нефтяных компаний действительно работает. Вплоть до того, что власти эпизодически прямым указанием замораживают розничные цены на фиксированный срок. К примеру, в прошлом году заморозку включали с конца марта до начала июля.

По итогам 2020‑го бензин даже немного отстал от инфляции. По оценке Росстата, она составила 4,9%, при этом АИ‑95 в рознице поднялся всего на 2,4%, АИ‑92 — на 2,1%, дизтопливо — на 1,6%. А в начале апреля цена 95‑го бензина в Московском регионе добралась до психологической отметки в 50 рублей за литр.

И еще о том, что особенно беспокоит людей. Это цены на бензин. Надо сказать, что, каким бы тяжелым ни был прошлый год, стоимость топлива тогда не выросла выше инфляции. И мы продолжим держать ситуацию под контролем с использованием всех доступных инструментов, в том числе законодательных.
Михаил Мишустин, глава Правительства РФ, 12.05.2021

Для среднестатистического водителя (годовой пробег 17 500 км, средний расход 9 л на сотню) при годовом росте цен на бензин на 1,5 рубля расходы вырастут примерно на 2000 рублей. Но столь же «несущественно» дорожает практически всё, от еды до жилья. И доводы про инфляцию, демпферы и убытки НПЗ совершенно нас не греют.

Госрегулирование цен на топливо в других странах

Большинство развитых стран отказались от прямого регулирования топливного рынка в 1980-х и 1990-х годах. Контроль цен на бензин доказал неэффективность из-за неизбежного дефицита, очередей, нормирования потребления, ограничения стимулов к развитию сектора нефтепереработки. Сейчас механизмы верхнего предела роста цен или прямой фиксации используются, в основном, небогатыми африканскими и азиатскими странами, а также крупными производителями нефти из ОПЕК, и, прежде всего, по политическим, а не экономическим причинам.

Главный способ регулирования цен на автомобильное топливо — через налоги и акцизы. Там, где рынок полностью либерализован, как, например, в Европе, доля налогов в конечной стоимости топлива на АЗС может достигать 65%. Поэтому, в среднем, цены на бензин в странах с различными вариантами регулирования примерно на треть ниже.

  • Почему дорожает топливо? У Федеральной антимонопольной службы есть своя версия.
  • В магазине «За рулем» можно подобрать аксессуары для любого автомобиля: автобоксы для внедорожников, цепи противоскольжения на кроссоверы и много полезных мелочей.
  • Рекомендуем взглянуть на водосток лобового стекла, упоры капота и багажника и защитные сетки радиатора. Монтаж их прост, польза неоспорима.

    Фото: Depositphotos

    Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

    Почему в России такой дорогой бензин

    Объявленный правительством «налоговый маневр» в нефтяной отрасли вызвал соревнование прогнозов по поводу того, на сколько в следующем году вырастут цены на бензин. Коридор велик – от 5-6%, по словам министра энергетики Александра Новака, до 10-15% в устах главы «Лукойла» Вагита Алекперова. Я склонен больше верить Алекперову, тем более что умеренные прогнозы роста цен на бензин от правительственных экономистов в последние годы не особо сбываются: только за последние 24 месяца цена на 95-й бензин, по данным Росстата, выросла примерно на 4,5 рубля за литр, а за три года, с октября 2010-го, – на 8 рублей! Ровно 3 года назад литр 95-го стоил в среднем по стране 24,7 рубля за литр, сегодня – 32,7.

    Все эти повышения цен нам традиционно красиво объясняют какими-то «объективными» факторами.

    Но давайте попробуем разобраться с ценовой арифметикой на базе отчетов самих нефтяных компаний. Вот, например, пояснения менеджмента «Роснефти» к финансовой отчетности компании по МСФО за 2012 год – там немного больше цифр, чем в обычной отчетности. Среди них можно найти такую, как, например, средняя цена реализации высокооктановых бензинов на внутреннем рынке в 2012 году – 30 000 рублей за тонну (стр. 24, первая таблица снизу).

    Из чего цена складывается? Доля налогов в ней составляет примерно 56%. Это, в основном, акциз (на высокооктановые бензины, соответствующие классам 4-5, он составлял в 2012 году 6800 рублей за тонну), НДПИ (5000 рублей за тонну), а также прочие налоги (НДС, соцналог, имущество), всего получается где-то около 17 000 рублей.

    Вопреки распространенному мнению, такой уровень налоговой нагрузки на топливный рынок не является аномалией. Если взглянуть на вот эту диаграмму, приводимую Управлением энергетической информации Министерства энергетики США, то вроде бы доля налогов в цене бензина здесь составляет всего 12% против наших 56%. Но речь идет о розничных налогах – у нас доля акциза на высокооктановые бензины в конечной цене сопоставима. Зато более 70% в структуре цены бензина в США занимает стоимость покупной нефти, большинство которой покупается на мировом рынке, и в цену которой входят… всевозможные налоги на добычу и экспорт нефти, взимаемые в странах-производителях (грубо говоря, те же самые наши НДПИ и экспортные пошлины). Если в этих 70% выделить налоговую составляющую, собираемую не в США, а в странах — экспортерах нефти, то получится, что доля налогов в цене бензина на американском рынке превысит стандартные 50%.

    Но вот дальше начинаются вопросы. Дело в том, что операционные расходы у «Роснефти», согласно отчету компании, вовсе не так велики. Средние расходы на геологоразведку и добычу около 600 рублей на тонну, средние расходы на переработку, маркетинг и сбыт – около 700 рублей за тонну. Еще 600 рублей на тонну – транспортировка нефти по трубопроводам. Еще примерно столько же – общеадминистративные расходы. У «Лукойла», согласно все той же отчетности по МСФО, цифры похожие – чуть более 2000 рублей за тонну все вместе.

    И вот здесь возникает вопрос: 17 000 рублей налогов и 2000-3000 рублей объективных операционных расходов – о’кей, 20 000 рублей за тонну.

    Но куда же девать разницу с ценой реализации в 30 000 рублей за тонну высокооктанового бензина, которую указывает в своем отчете «Роснефть».

    Ну, допустим, есть расходы розничных трейдеров – транспортировка, нефтебазы, АЗС. Но только не говорите мне, что они сопоставимы с затратами и налоговыми платежами по всей цепочке деятельности большой интегрированной нефтяной компании – это не может объяснить, откуда к налогам и операционным расходам добавляется еще треть цены.

    Это подтверждение того, что цены на бензин в России могли бы быть существенно ниже, если бы не бесконечно раздутая маржа, которая, в свою очередь, возможна благодаря сквозной олигополизации нефтяной отрасли в добыче, переработке и сбыте (подробнее об этом говорилось здесь). Поэтому мы вынуждены верить на слово рассуждениям нанятых участниками рынка «экспертов», которые все время разъясняют нам, что в повышении цен виноваты налоги, мировые котировки нефти и все кто угодно, но только не сами поставщики нефтепродуктов.

    Читайте также  Сколько нужно прожить в Чехии Чтобы получить пмж?

    Значит ли все это, что бензин в России должен стоить, скажем, 20 или 25 рублей вместо 30 с лишним? Не обязательно. Разумеется, нефтяники должны зарабатывать прибыль на своей деятельности. Цена каким-то образом будет коррелировать и с мировыми котировками, поскольку всегда есть возможность нефть или нефтепродукты экспортировать.

    Однако сегодня, в отсутствие конкуренции, размер прибыли, зарабатываемой нефтяными компаниями на реализации нефти на внутреннем российском рынке, явно чрезмерен, что видно из приведенных выше цифр. Только конкурентная среда могла бы «придавить» зарабатываемую сегодня излишнюю олигопольную маржу. Если и не снизить цены на бензин – то, например, создать пространство для дополнительного повышения акцизов с целью увеличить финансирование дорожных фондов (проблема неразвитости дорог волнует автомобилистов не меньше, чем рост цен на топливо).

    Что касается налоговых маневров правительства в нефтяной отрасли, то, честно говоря, автор этих строк уже потерял нить, какие цели этими маневрами преследуются. Пока мы видим, что нефтяные компании блестяще используют любые налоговые изменения для оправдания накрутки цен, которые растут космическими темпами. А структурные и фискальные выгоды от «налоговых маневров» неочевидны и в длинном горизонте не проявляются. Все стремятся стимулировать модернизацию НПЗ, но глубина переработки и выход светлых нефтепродуктов пока так и остаются на уровне начала 2000-х. Представляется, что конкуренция могла бы быть более серьезным стимулом строительства современных НПЗ по сравнению с мерами налоговой и таможенной политики, если допустить к добыче независимых игроков.

    Но в реальности, вспоминая про поглощение ТНК-ВР и объявленные дальнейшие экспансионистские аппетиты «Роснефти», о конкуренции остается только мечтать.

    Так что, уважаемые автолюбители, когда будете видеть на автозаправках растущие ценники, знайте: вы платите за усиление государственного контроля над нефтяной отраслью и ее консолидацию. Ничем другим рационально объяснить раздутые топливные ценники невозможно.

    Минэнерго объясняет: Почему бензин дорожает, когда дешевеет нефть

    29 марта 2021 20:10

    МАРТОВСКАЯ АНОМАЛИЯ

    — В начале марта на мировых рынках подорожала нефть, и следом выросла цена бензина на заправках. В конце марта цена нефти упала, но бензин продолжил дорожать. Павел Юрьевич, почему даже при снижении цены на нефть бензин только и делает, что дорожает?

    — Абсолютно логичный вопрос. Когда нефть падает, а бензин дорожает, это вызывает вопросы у любого нормального человека.

    Здесь есть несколько важных вещей, которые я хотел бы объяснить.

    Первый фактор: бензин в России продается в рублях. При этом обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот. Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках ее стоимость в рублях обычно меняется не сильно — как правило, она находится в диапазоне от 3000 до 3500 рублей за бочку. Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5000 рублей за бочку.

    Второй фактор: несмотря на скачки нефтяных цен, бензин на заправках с начала года подорожал чуть более чем на 2%. То есть темпы подорожания бензина практически не отличаются от инфляции. Представьте себе, что было бы, если бы бензин полностью повторял динамику цены на нефть: сначала дешевел на 30%, потом дорожал на 50%. И население, и бизнес воспринимали бы это негативно. Чтобы этого не происходило, в 2018 году было принято решение о сглаживании колебаний цен на бензин с помощью так называемого демпферного механизма (о нем чуть ниже, — Ред.). Он работает уже два года, позволяет удерживать цену бензина в рамках инфляции и дает рынку предсказуемость.

    И третий момент — бизнес всегда неохотно идет на снижение розничных цен. К сожалению, это свойственно коммерческому сектору. Поэтому и до демпфера при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел.

    — Расскажите поподробнее про этот демпферный механизм. Как он помогает сдерживать рост цен и по какому принципу работает?

    — В 2018 году было два скачка цен на нефть — весной и осенью. При первом скачке весной это привело к резкому росту цен на заправках. Правительству тогда удалось договориться с бизнесом, чтобы цены на бензин на АЗС не росли быстрее инфляции. Но у нас открытый рынок, нефть и нефтепродукты свободно экспортируются, поэтому оптовые цены (по которым АЗС закупаются на заводах) на внутреннем рынке зависят от мировых. И если нефть и бензин на мировом рынке дорожают, то закупочная цена для заправок тоже повышается. Поэтому, если ограничивать рост цен только на АЗС, этот бизнес становится убыточным и многие заправки рискуют закрыться. В этой ситуации был нужен механизм, который поможет сдерживать рост оптовых цен. Поэтому Минэнерго с Минфином и разработали демпфер, который действует у нас с 1 января 2019 года.

    Работает он так. Когда нефть дорожает, добывающие компании получают сверхдоход и платят с него более высокие налоги в виде экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. И часть денег из этих дополнительных налогов государство отдает нефтеперерабатывающим заводам. Это позволяет заводам сдерживать отпускные цены на топливо внутри страны.

    А когда нефть дешевеет, этот механизм работает в обратную сторону: у нефтеперерабатывающих заводов образуется сверхприбыль и бюджет получает от них выплаты. Таким образом, получается нейтральный эффект и поддержка бюджета в условиях низких цен на нефть.

    НАЛОГ НА НЕФТЯНИКОВ ПОКУПАТЕЛИ НЕ ЧУВСТВУЮТ

    — Кстати, о налогах. В России на налоги уходит от 60 до 68 процентов выручки нефтедобывающих компаний. Это больше, чем в США, Канаде, Саудовской Аравии и других нефтедобывающих странах. Может, уменьшить налоговое давление на отрасль, тогда и цена снизится?

    — Налог, который платят предприятия нефтедобычи — не фиксированный, он привязан к цене нефти на мировом рынке. И на цену топлива на заправках этот налог никак не влияет.

    Объясню. Допустим, нефть стоит 50 долларов за баррель. Продав этот баррель за границу, нефтедобывающая компания заплатит государству чуть больше 60% в виде экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Но напомню, что цена нефти на внутреннем рынке привязана к мировой. Поэтому добывающая компания продаст ее российским заводам, которые делают бензин, за те же самые 50 долларов (минус экспортная пошлина и расходы на транспорт) — независимо от того, какой налог на добычу она с него заплатила. Это означает, что переложить рост налогов нефтедобычи в цену невозможно.

    А вот бензин, который попадает с этих заводов на внутренний рынок, уже облагается акцизом и НДС. Именно эти налоги и видит потребитель в цене топлива на заправках. Но акциз и НДС в России составляют меньше 40% от стоимости бензина. Это намного ниже, чем в большинстве развитых стран — например, во многих государствах Европы он доходит до 60%. При этом акциз используется для финансирования дорожных фондов строительства дорог.

    — Но ведь нефти у нас очень много, некоторые недружественные государства даже дразнят нас «страной-бензоколонкой». Почему тогда мы не можем сдержать рост цен на бензин без дополнительных ухищрений? Почему они всегда растут для населения? Вот в Иране и Венесуэле тоже много бензина, там правительство регулирует цены и бензин стоит копейки.

    — В Иране и Венесуэле цену на бензин устанавливает государство, и она не оправданна экономически – она намного ниже. Из-за этого у них нефтепереработка в тяжелом состоянии, регулярно возникает дефицит бензина и другие проблемы. Это неудивительно: жесткое регулирование отраслей, ориентированных на экспорт, обычно приводит к появлению серьезных сложностей. Та же Саудовская Аравия тоже раньше регулировала цены на топливо. Но постепенно отказывается от этого, наращивая цены на АЗС до мирового уровня.

    Представьте себе, что правительство просто прикажет снизить цены без компенсационных мер. В результате частные компании закроются, а государственным придется тянуть убыточные заводы. Из-за этого у НПЗ станет меньше денег на ремонты, модернизацию, зарплаты и это приведет к нарастающему кому проблем. Итог один – уменьшение производства моторных топлив.

    — Но можно же не просто приказать. Вот с недавних пор в России регулируют цены на сахар и подсолнечное масло. Правительство установило планку, выше которой цены не должны подниматься, а взамен производители получают субсидии и льготы. Если так же действовать на рынке бензина, то люди будут точно знать, какая цена их ждет на заправках.

    — С сахаром и маслом другая ситуация, они подорожали очень резко. А если вы посмотрите на темпы роста цены бензина, то они уже давно не превышают инфляцию. По данным Росстата, в 2019 году бензин на заправках подорожал на 1,9% (при сравнении декабрьских цен), то есть ниже инфляции, которая составила 3%. В 2020-м — на 2,5% при общей инфляции в 4,9%. Так зачем устанавливать цены в приказном порядке и раздавать субсидии напрямую, когда есть демпфер, который эффективно сдерживает рост цен на заправках и делает это автоматически? При этом потребитель получает предсказуемую динамику цен.

    Читайте также  Как получить гражданство Румынии русскому?

    — А зачем вообще платить нефтяникам за сдерживание цен на внутреннем рынке? За последние 2 года цена на нефть оставалась стабильной, около $50-60. При таких ценах нефтяники и так неплохо живут.

    — Неправильно говорить о нефтяниках как о некоем собирательном образе. Есть добыча нефти и есть переработка, это два совершенно разных сегмента. И если добыча при 50-60 долларах за бочку чувствует себя хорошо, то у переработки, особенно в нынешних условиях, доходность при таких ценах находится в лучшем случае около нуля. Объясню: завод закупает нефть по мировой цене, которая выросла в полтора раза с прошлого года. При этом цена на АЗС выросла на 2%, а в опте на 13-14%. Цифры показывают, что на внутреннем рынке экономика заводов отрицательная. И это проблема. Потому что когда у тебя убыточный завод, а рынку нужен дополнительный объем топлива, то у завода нет стимула наращивать производство бензина, ведь каждая дополнительная тонна увеличивает его убыток. Именно поэтому демпферный механизм работает так: забрали часть дополнительных доходов у добычи — отдали переработке. Так государство создает стимул, чтобы цена бензина не росла, а заводы могли продавать продукт на оптовом рынке дешевле, чем он стоит.

    ЖДАТЬ ЛИ ДЕФИЦИТА?

    — В этом году запасы бензина в России снизились до 1,2 млн тонн, это минимальный уровень за пять лет. А весной нефтеперерабатывающие заводы обычно проводят плановый ремонт. Грозит ли нам дефицит бензина?

    — Эта цифра на конец января — начало февраля. После этого у заместителя председателя Правительства Александра Новака прошло совещание. Там была поставлена цель: нарастить запасы до 1,6-1,7 млн тонн к маю. И запасы уже выросли до 1,66 млн тонн. Поэтому рисков дефицита сейчас нет, период ремонтов и обслуживания нефтеперерабатывающих заводов пройдем без перебоев.

    — Павел Юрьевич, а как вообще пандемия отразилась на российском топливно-энергетическом комплексе и рынке нефтепродуктов? И какова нынешняя ситуация?

    — Пандемия повлияла на все сферы экономики, включая топливно-энергетический комплекс. Во всем мире снизилась мобильность людей и резко сократился спрос на нефть и нефтепродукты.

    В периоды полных локдаунов снижение спроса на бензин и дизельное топливо на заправках Европы доходило до 80-90 процентов. Постепенно в одних странах потребление восстановилось и даже выросло, поскольку перелетов стало меньше и люди больше ездят за рулем; в других – до сих пор на 10-20% ниже доковидного.

    Что касается перелетов, то они во всем мире до сих пор находятся на уровне 50-60 процентов от допандемических времен. Поэтому спрос на керосин и его цена остаются низкими.

    Из-за низкого спроса доходность продажи дизельного топлива, бензина и керосина находится на очень низком уровне. Поэтому нефтеперерабатывающие заводы во всем мире несут убытки.

    Что касается России, то у нас тоже был период локдауна, из-за этого в апреле-мае прошлого года потребление нефтепродуктов упало почти в два раза. Нефтяные компании среагировали грамотно: сначала приглушили заводы, чтобы снизить ущерб, а потом быстро нарастили переработку, чтобы удовлетворить спрос, который летом быстро вырос после отмены ограничений. В некоторые моменты он даже превышал допандемический уровень, потому что люди стали активно путешествовать по стране на автомобилях. Так что у нас отрасль достойно прошла тяжелый период и сейчас она работает в штатном режиме.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    Почему продукты в России дорожают в пять раз быстрее, чем в Европе

    Сильнее всего за месяц подскочила цена овощей – на 7,6% (подробности)

    Почему в России такой дорогой бензин? Разбираемся с ценообразованием

    Цены на бензин — больная тема для российских автомобилистов. Постоянный рост цен на фоне добычи нефти смущает людей. Ещё больше в ступор вводят цены других стран, многие из которых экспортируют нефть. При этом не все понимают, как устроено ценообразование в этой отрасли, а оно действительно странное.

    Журнал Reconomica изучает цены на бензин на российских заправках, подсчитывает прибыль продавцов и сравнивает стоимость нефтепродуктов в разных странах.

    Сколько стоит бензин в России

    По данным Яндекса, средняя стоимость бензина АИ-95 составляет 46 рублей 37 копеек — это на 40 копеек больше, чем в самом начале года. Начиная с мая 2009 года, цены постоянно растут. В тот момент литр АИ-95 стоил 19,77 рублей — за 11 лет цены выросли более, чем в два раза. Самый большой скачок случился в первой половине 2018 года, когда с марта по май цены подскочили на 4 рубля.

    Себестоимость бензина

    Во-первых, для производства бензина нужна нефть. Её цена зависит не только от месторождения, но и от транспортировки. Эксперты считают, что на производство одного литра бензина затрачивается около 10 процентов от его розничной цены. Однако большую часть затрат берут на себя следующие налоги:

    • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 16,9 %;
    • акцизы на нефтепродукты — 12 %;
    • налог на добавленную стоимость — 15,3 %;
    • налоги на прибыль — 4,8 %.

    Это самые минимальные цифры. Если учитывать минимальные значения, то стоимость бензина на 49 процентов состоит из отчислений в налоговую. Если добавить к этому затраты на производство и транспортировку, то получится 59 процентов.

    Отдельные статьи расходов связаны с более привычными для любого бизнеса затратами: зарплаты работникам, реклама, покупка и ремонт оборудования. Если брать для расчёта стоимость литра бензина в 45 рублей, то 27-30 рублей составят затраты продавца, всё остальное — его прибыль.

    Содержание автозаправки — затратное и рискованное дело. Никто не будет заниматься этим бизнесом ради маленькой прибыли — следовательно, делать “накрутку” в размере 3-5 рублей с литра никто не собирается.

    Подорожание бензина беспокоит россиян не первый год.

    Из-за чего могут уменьшиться цены

    1. Снижение налогов. Учитывая то, что их несколько, какой-либо из них в определенный момент могут убрать. Очевидно, что это сильно ударит по отчислениям государству, так что особой выгоды в этом решении нет.
    2. Вмешательство государства в рынок и ограничение цен. Вряд ли это поможет автовладельцам, скорее всего, это повлияет на качество продукта, а небольшие автозаправки просто закроются из-за слишком низкой прибыли.

    Сколько стоит бензин в других странах

    В США бензин продаётся в галлонах (3,7 литра). Совсем недавно в штате Кентукки была зафиксирована рекордная для страны цена — 99 центов за галлон. В пересчёте на рубли, выходит стоимость менее 20 рублей за литр.

    Средняя цена в США составляет 2,14 долларов за галлон (0,57 доллара за литр). В каждом штате свои цены, в некоторых бензин стоит дороже, чем в России.

    Цены на нефть влияют на экономику России.

    Самые высокие цены в Гонконге — там литр бензина стоит более 2 долларов. В Нидерландах стоимость литра составляет 1,8 доллара, во многих европейских странах цены держатся на уровне 1,6 доллара за литр. Иран, Судан и Ангола продают бензин по ценам в районе 10-20 центов за литр.

    Российский бензин и доллары

    Конечно, цены на бензин в России тяжело переводить в доллары. Если средний класс (по словам Путина) зарабатывает в районе 200 долларов в месяц, то придётся забыть про бензин — 55 центов за литр сильно бьёт по карману. Зато сравнения с другими странами выглядят так, словно в России дешевый бензин.

    Условно говоря, средняя зарплата в США составляет 3 900 долларов в месяц. В России она явно меньше 1000 долларов, зато бензин в России на пару центов дешевле.

    Если показывать статистику без учёта зарплат, то российские цены будут более привлекательными. Это один из классических способов манипуляций с цифрами.

    В США бензин продается галлонами.

    Почему цены везде снижаются

    Из-за эпидемии коронавируса снизилось мировое потребление нефтепродуктов. Это вызвано изоляцией людей и снижением туристических поездок. Следовательно, бензин расходуется меньше, стоимость нефти падает — в конечном счёте цены на разницу тоже снижаются. Многие эксперты считают, что этот процесс может надолго закрепить нефть на низком уровне, что негативно скажется на экономике России. Снизится ли стоимость бензина в России — сложная тема, хотя депутаты Госдумы уже поднимали этот вопрос.

    Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

    Пока стоимость одного барреля «черного золота» уже несколько месяцев стабильно стремится вниз, многие оптимисты продолжают надеяться на снижение цен не только на бензин, но и на все продукты на отечественных прилавках в целом. Но в реальности получается парадокс – вот уже продолжительное время никто не может ответить на вопрос, почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая. А ведь действительно, почему углеводороды дешевеют, тогда как цена на бензин стоит на одном месте, а чаще всего ещё и растёт. Подводные камни рыночной экономики на этот раз проявили себя в форме эдакого необъяснимого дисбаланса. Очень ярко о проблеме говорит статистика: за последний год мировая цена на нефть опустилась на 38%, а за последние пару лет и того больше – на целых шестьдесят, в то время как на автозаправочных станциях цены изменились на 8%. Наверное, Вы подумали, что топливо подешевело на восемь процентов. Однако, всё с точностью да наоборот. Самое простое объяснение этому – излишняя монополизированность российской экономики и ценовой произвол, который никак не сдерживается со стороны Правительства. Манипулирование ценами для своей выгоды – отличный вариант «навариться», раз уж никаких препятствий этому государство не ставит.

    Читайте также  Где быстрее всего получить гражданство в Европе?

    Почему в России дорогой бензин, хотя нефть стоит недорого

    Федеральная Антимонопольная Служба России уже в который раз доказывает свою фактическую неэффективность. Ситуация с одними из самых высоких в мире цен на бензин в сочетании с «ничтожной» ценой за баррель нефти удерживается на российском рынке уже довольно давно. Конкретных мер противодействия этому не было разработано ни со стороны Правительства, ни со стороны Антимонопольного комитета. Почему власти предпочитают отмалчиваться? Во-первых, существует мнение о том, что подобный диссонанс в какой-то степени выгоден представителям российских политических элит и позволяет им неплохо «навариться». Во-вторых, в речах некоторых чиновников проскальзывает удивление по поводу того, что вопрос о бензине так интересует россиян. Но это уже, скорее, игра на публику и затягивание с решением проблемы.

    А как поступают более развитые страны, что творится у них?

    Если внутри страны возникают какие-то серьезные проблемы, первое, что следует сделать – посмотреть на опыт других стран и оценить его «живучесть» для российских реалий, а также плюсы и минусы реализации. На крайний случай, такая схема действий иногда может быть применима к механизму принятия решений Правительством. Это не всегда эффективно, но в этот раз оценить масштабы катастрофы таким образом было бы совсем не лишним. Для начала, обратимся к ближайшим нашим соседям и выясним, как с монополиями борются страны Старого Света. В этом смысле Европейский Союз всегда руководствовался несколькими приоритетами:

    • Работа над улучшением инвестиционного климата;
    • Развитие технологий и информационной безопасности;
    • Посильная поддержка государством малого и среднего бизнеса;
    • Стремление диверсифицировать процесс производства;

    Такие нехитрые принципы обеспечивают довольно успешную антимонопольную политику во многих Европейских странах. Рассмотрим хотя бы пример Германии и Италии:

    Германия. Как только уровень цен внутри экономики перестает быть стабильным и начинает скачкообразные движения, немецким Правительством тут же принимаются меры по его корректировке. И чтобы ни говорили противники концепции вмешательства государства в экономику, такой подход успешно «работает» на протяжении многих лет.

    Италия. Уникальная, но поражающая своей простотой схема: чтобы избежать монополии супермаркетов на рынке, теперь им нельзя граничить с небольшими магазинами, а одно из обязательных условий открытия – присутствие в ассортименте товаров отечественного производства.

    Недаром говорят, что лучший способ всегда лежит на поверхности.

    Ценовой парадокс

    Казалось бы, Россия, как один из крупных экспортеров нефти и других энергоносителей, не должна переживать подобные проблемы. Однако, тот факт, что в странах, которые закупают нефть, цена бензина на заправках вдвое ниже, чем в России, повергает обычных граждан в шок. Ситуация, когда нефть дешевеет, а бензин дорожает сохраняется при том, что уровень цен в России уже достиг американского. Американцы закупают нефть преимущественно в России, которая ее производит, а за литр бензина платят смешные по российским меркам 23 рубля. Для российских граждан не остается больше никакого выхода кроме того, как приспособиться к подобной несправедливости. Но последовательный рост цены горючего сначала на 8%, а совсем недавно на все 14%, вызвал возмущение всех без исключения слоев российского населения. В 2016 же году намечается ещё один скачок – по слухам, стоимость вырастет ещё на двадцать процентов.

    Экспертное мнение

    При том, что рост цен на бензин сохраняется и при низкой стоимости за баррель нефти, в случае увеличения последней, бензин подскочит в цене еще на несколько пунктов. Такой прогноз заставляет усомниться в существовании знаменитой «невидимой руки рынка». Либо механизмы рыночной экономики дали сбой, либо внутренняя экономическая политика России настолько неэффективна, что не может справиться с этой проблемой. Российские экономисты объясняют причины сочетания дешевой нефти и дорого бензина высоким уровнем инфляции в стране, которой в последнее время достиг отметки почти в 17%. Однако во всей этой ситуации удивляет подход чиновников: учитывая, что дорогих машин и в принципе автомобилистов в России становится все больше, было бы неправильно полагать, что высокие цены на горючее вводят россиян в растраты. Пока они готовы платить – такой расклад на рынке бензина допустим, и он сохранится. Значит, потребности в решительных мерах пока нет.

    Цепная реакция

    Еще большую серьезность этой проблеме придает тот факт, что от цен на бензин зависит не только степень возмущения автомобилистов и «навар» монополистов, но еще и цены на многие другие товары внутри российского потребительского рынка. Причина такой взаимозависимости в том, что на доставку любого продукта с прилавок магазина требуется потратить определенное количество денег, иными словами, покрыть транспортные издержки. То же самое надо сделать и в ситуации с доставкой сырья на место производства конечного товара. В условиях высоких цен на бензин, они также значительно повышаются. Отсюда – и неконтролируемый рост цен. Все это в какой-то степени напоминает карточный домик – проблема в одной области влечет за собой увеличение давления на все другие.

    Сколько стоит бензин за границей?

    Для того чтобы рассуждать о ценах на бензин в других странах и сравнивать ситуацию там с российской, нужно разобраться, из чего складывается цена за один литр горючего топлива, которое в России, кажется, скоро станет на вес золота. На ценообразование в этой отрасли влияют:

    • Себестоимость бензина;
    • Налоговая политика;
    • Накрутки, связанные с реализацией (опт или розница);
    • Наценка конкретного производителя;

    Самым влиятельным фактором из вышеперечисленных является налоговая политика государства по отношению к энергетическому сектору экономики. С этой точки зрения все страны мира можно разделить на три категории:

    1. Страны, где Правительство устанавливает налоги на высоком уровне, что ведет к высокой стоимости бензина (Европейский страны, Россия);
    2. Страны, где налог не превышает 20% от розничной цены бензина. Самый яркий пример такой довольно успешной политики – США;
    3. Страны, где налоги на топливо установлены на очень низком уровне, притом, что отрасль не финансируется достаточно, и это вызывает ее коллапс или торможение (некоторые латиноамериканские государства и страны Ближнего Востока);

    Возможны ли изменения?

    Осознав, чем в реальности грозит такое положение на российском рынке топлива и абсолютное бездействие в отношении этого вопроса властных структур, эксперты взялись за разработку потенциальных стратегий по выходу из энергетического кризиса. Выяснилось, что все осложняется двумя важными факторами:

    • Во-первых, изменить ситуацию способно только государство, так как основная цель частных компаний – получение наибольшей возможной прибыли, и вопросы повышения цен и ухудшения экономической обстановки в стране волнуют их руководство не в первую очередь. Пока официальных мер нет – ситуация не изменится.
    • Во-вторых, завязанность российской экономики на энергетическом секторе. Это, в свою очередь, делает проблематичным понижение налоговой ставки на горючее, а значит и снижение цен на него.

    Таким образом, изменить ситуацию в корне и в одночасье вряд ли получится. Однако, первые шаги к решению вопроса «нефть дешевеет – бензин дорожает», которые через какое-то время принесут свои результаты, Правительству можно сделать уже сейчас.

    Почему не принимаются никакие меры?

    Существенное понижение налога на горючее (сейчас он находится на уровне 55% от розничной цены) для российского Правительства сродни самоубийству, потому что в этом случае бюджет лишится самой большой статьи доходов – от энергетической отрасли. А в условиях обесценивания рубля по отношению к Западным валютам и нестабильной внешнеполитической обстановки, которая тоже является фактором влияния, это сделать еще сложнее. Кроме того, на мировом рынке энергоносителей появляются все новые игроки, что тоже создает свежие вызовы российской экономике.

    Цены на российских заправках

    Самые высокие цены на бензин можно найти на заправках Ульяновской области. Почему именно там – нет внятного объяснения, но общий тренд на повышение цен заметен по всей территории государства. По идее, уровень роста соизмерим с уровнем инфляции. Например, в 2014 году цены выросли более, чем на 9%, притом, что официальная инфляция составила 7,7 %. Для сравнения, средняя цена литра бензина на заправках Ульяновска за год выросла почти на 12%.

    Таким образом, начинать реформирование энергетической отрасли в стране, несомненно, стоит в комплексе с другими экономическими мерами, которые сгладят последствия от снижения налога на энергоносители. Пока долги российских компаний остаются заоблачными, а главным мотивом – извлечение выгоды любыми способами, вопрос «почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая?» останется актуальным еще долгое время.