Сколько стран входит в Единое экономическое пространство?

Единое экономическое пространство: общие правила развития экономики

Сосуществование (в том числе и экономическое) некоторых постсоветских республик в настоящее время определяется конкретными международными соглашениями. Однако человеку без специального образования порой непросто разобраться в том, чем же отличается Таможенный союз (ТС) от Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и какое отношение ко всему этому имеет Единое экономическое пространство (ЕЭП)?

  • История создания ЕЭП
  • Концепция ЕЭП
  • Государства-участники ЕЭП
  • Руководящие органы ЕЭП

На самом деле это все этапы на пути к формированию общих правил экономической деятельности на постсоветском пространстве бывшего СССР (по крайней мере, на его значительной части), которые способствовали бы налаживанию и укреплению экономических связей на благо национальных экономик каждого суверенного государства на месте бывших республик. И в некотором смысле – это эффективные инструменты для решения этой основной глобальной задачи.

История создания ЕЭП

Формирование ЕЭП – это процесс, естественным образом сопутствовавший созданию Таможенного союза и происходивший параллельно с ним. Решение о формировании вначале единого таможенного пространства и создании ТС было принято еще в октябре 2007 года.

Формально ТС, в который вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, начал действовать с 1 января 2010 года. Именно тогда начал действовать для этих трех государств Единый таможенный тариф, затем вступил в силу единый Таможенный кодекс, а с 1 июля 2011 года таможенный контроль стал осуществляться только по внешним границам этого конгломерата стран. На внутренних границах стран-участниц оставался только пограничный и миграционный контроль.

Но параллельно с этими процессами шло формирование и более глубокой экономической интеграции стран-участниц. Они посчитали недостаточным только единое таможенное пространство, речь уже зашла о формировании единого экономического пространства с применением общих для всех государств-участников механизмов регулирования экономики.

Соответствующее решение было принято главами России, Белоруссии и Казахстана на встрече 27 ноября 2009 года, еще до формального старта функционирования ТС. Предполагалось в результате указанного соглашения на территории трех данных постсоветских государств сформировать общий рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласовать правила валютной политики.

Чтобы сформировать правовую базу для функционирования ЕЭП, потребовалась даже более значительная работа, чем по созданию ТС, ведь необходимо было охватить гораздо более широкий круг проблем. Однако заинтересованность всех стран-участников была столь велика, что пакет документов был сформирован в рекордные сроки. Уже к декабрю 2010 года (то есть примерно через год) удалось подписать базовый комплект документов из 17-ти специальных соглашений, а с 1 января 2012 года они вступили в силу.

Эта дата и считается фактическим созданием ЕЭП, но работа над правовой базой его функционирования не останавливалась и после этого момента. Для полноформатного функционирования ЕЭП необходимо было подготовить и подписать множество международных договоров и межгосударственных документов, не говоря уже о соответствующих изменениях национального законодательства в странах-участниках.

Концепция ЕЭП

Основная концепция ЕЭП понятна уже из названия – это формирование единых правил и снятие ограничений для развития экономики стран-участниц с целью повышения ее эффективности. А главная задача – сформировать на территории ТС условия для реализации «четырех свобод»: неограниченного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

  • Принцип свободного движения капитала. Потребовалось выработать такие общие правила, которые, с одной стороны, снимали все ограничения, а с другой стороны, не подрывали макроэкономическую стабильность в странах-участниках. Это означало принятие согласованной политики в сфере развития рынка капиталов.
  • Принцип свободного движения товаров. В значительной степени был реализован путем создания ТС, в результате чего были унифицированы таможенные тарифы в трех государствах, разработаны общие для всех методики и инструменты регулирования торговли с третьими странами, за пределами ТС. Это позволило снять барьеры на внутренних границах для свободного передвижения товаров.
  • Принцип свободного движения услуг. Его реализация потребовала, помимо подписания соглашения о создании ТС, принятия и других документов. В итоге в рамках ЕЭП были также сформированы общие правила для поставщиков услуг и определена согласованная политика по доступу на рынок услуг третьих стран.
  • Принцип свободного движения рабочей силы. В рамках ЕЭП потребовалось разработать и принять правовые нормы, которые гарантировали отсутствие ограничений на передвижение физических лиц в поисках работы. К тому же в отношении рабочей силы из третьих стран необходимо было выработать согласованную миграционную политику, с оглядкой в том числе на требования ВТО.

Естественно, сделать это одномоментно просто невозможно – функционирование экономики любой страны представляет собой сложный комплекс, который невозможно перенастроить путем одного-двух формальных приказов. Повышение уровня экономической интеграции стран-участниц ЕЭП могло идти только поэтапно, через постепенную синхронизацию и унификацию национальных законодательств. При этом также учитывались мировой опыт подобных соглашений и требования международного права.

Государства-участники ЕЭП

Первоначальные переговоры о формировании ЕЭП вели сильнейшие в экономическом плане постсоветские республики, ставшие независимыми государствами. Так, в Ялте в сентябре 2003 года этот вопрос обсуждался главами России, Белоруссии, Казахстана и Украины, после чего даже было подписано соответствующее соглашение. Однако затем Украина отказалась от участия в ЕЭП и вышла из процесса его создания.

Предполагалось, что страны-основательницы подпишут сразу пакет первоочередных документов, которые вступят в силу одновременно во всех государствах. Но Украина с приходом к власти президента Виктора Ющенко увидела в указанных документах покушение на свой «фискальный, таможенный и бюджетный суверенитет». Тогдашний министр экономики Украины Сергей Терехин требовал, чтобы на территории четырех государств незамедлительно была создана «зона свободной торговли без ограничений и изъятий» с отменой любых пошлин. При этом Украина категорически отказалась подписывать документы, которые устанавливали единую тарифную политику и вели к созданию таможенного союза с наднациональными органами регулирования.

Окончательные документы о создании единого экономического пространства в итоге подписали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Как и в Таможенном союзе, в ЕЭП не предусмотрен статус государства-наблюдателя.

Руководящие органы ЕЭП

Высшим руководящим органом ЕЭП является Совет глав государств (СГГ), а всю текущую деятельность контролирует и регулирует Комиссия ЕЭП. Ей частично передаются полномочия национальных регулирующих органов, этот процесс идет постепенно и на базе межгосударственных соглашений. Предполагается, что значимость Комиссии ЕЭП в регулировании экономических процессов на территории стран-участниц будет постепенно повышаться.

Принцип формирования СГГ и принятия им решений достаточно прост: «одно государство – один голос». Этот орган призван решать глобальные вопросы экономический интеграции (например, проработку единой политики в отношениях с третьими странами, прием новых членов ЕЭП или унификация таможенно-тарифной политики).

В свою очередь Комиссия ЕЭП занимается практической реализацией подписанных соглашений, разрабатывает нормативные акты и методические рекомендации. Все ее решения являются обязательными для стран-участниц. Голоса в комиссии при принятии решения распределяются в зависимости от экономического потенциала страны, а следовательно, РФ неизбежно обладает большим количеством голосов. От количества голосов той или иной страны в комиссии зависит и ее доля финансирования работы общих органов.

Единое экономическое пространство

Зоны свободной торговли СНГ

  • Базовый принцип
    • Отменены экспортные и импортные пошлины
    • Отменены количественные ограничения
  • Действует с 2000 года
  • Участники

КазахстанРоссияБелоруссияКиргизияТаджикистан

  • Документы
    • Технические регламенты ЕврАзЭС
  • Структура
    • Межгосударственный совет
    • Интеграционный комитет
    • Секретариат
    • Межпарламентская ассамблея
    • Евразийский банк развития (2006)
    • Антикризисный фонд ЕврАзЭС (2009)
    • Суд Сообщества (2012)
  • Действует с 2010 года
  • Участники

КазахстанРоссияБелоруссия

  • Базовый принцип
    • Свобода передвижения товаров
  • Документы
    • Технические регламенты Таможенного союза
    • Таможенный кодекс Таможенного союза
    • Единый таможенный тариф Таможенного союза
    • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза
  • Действует с 2012 года
  • Участники

КазахстанРоссияБелоруссия

  • Базовый принцип
    • Свобода торговли товарами
    • Свобода торговли услугами
    • Свобода передвижения финансового капитала
    • Свобода передвижения человеческого капитала
  • Евразийская экономическая комиссия
    • Совет комиссии
    • Коллегия комиссии (председатель В. Б. Христенко)
  • Планируется создание к 2015 году
  • Планируется создание после 2015 года
  • Описание
    • Политическое устройство
    • Экономика
    • Единая валюта
    • Вооружённые силы

  • Виды торговых блоков:
  • Зона свободной торговли

  • Общий рынок
  • Экономический союз
  • Экономический и валютный союз
  • Сравнение политических и экономических блоков
  • Организация Договора о коллективной безопасности
  • Коллективные силы оперативного реагирования

  • Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ

  • СССР (1922—1991)

  • СНГ (с 1991)

  • Центрально-Азиатское сотрудничество (2002—2005)

  • Союзное государство России и Белоруссии (с 1996)

  • Европейско-Азиатский Союз (1989)
  • Союз Суверенных Государств (1991)

Еди́ное экономи́ческое простра́нство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский союз [4] . ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года.

Содержание

Базовый принцип

Базовый принцип включает четыре свободы [5] :

  • Свобода торговли товарами
  • Свобода торговли услугами
  • Свобода передвижения финансового капитала
  • Свобода передвижения человеческого капитала.

Базовые соглашения

Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы [6] :

  • Соглашение о согласованной макроэкономической политике
  • Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
  • Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования
Читайте также  Как получить вид на жительство в Испании пенсионеру?

История создания ЕЭП

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 15 сентября 2004 года на саммите в Астане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 года на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», — подчеркнул Лукашенко [7] [8] . 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали [9] [10] документы следующего этапа интеграции:

  • Декларация о Евразийской экономической интеграции
  • Договор о Евразийской экономической комиссии
  • Регламент работы Евразийской экономической комиссии .

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Возможное расширение

Заинтересованность в участии в ЕЭП высказывали Киргизия [11] , Абхазия [12] , Армения [13] .

Единое экономическое пространство: предпосылки создания и перспективы развития

Рубрика: География

Дата публикации: 17.01.2016 2016-01-17

Статья просмотрена: 1272 раза

Библиографическое описание:

Дмитриченко, В. Л. Единое экономическое пространство: предпосылки создания и перспективы развития / В. Л. Дмитриченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25338/ (дата обращения: 23.06.2021).

29 мая 2014 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании с 1 января 2015 года ЕАЭС (Евразийского экономического союза). Таким образом, завершается формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ в 170 миллионов человек, который станет новым мощным центром экономического развития.

Единое экономическое пространство, созданное 1 января 2012 года, представляет собой форму межгосударственной интеграции. Оно состоит из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями ЕЭП является эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, создание условий стабильного развития экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

Развитию межгосударственной экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так, интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы.

Другая, не менее важная предпосылка — географическая близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую границу.

Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Важно знать, что большое значение имеет общность экономических интересов и проблем, решение кᴏᴛᴏᴩых совместными усилиями может быть значительно эффективнее, чем порознь. Примером может служить наиболее развитая форма интеграции, сложившаяся в Европейском союзе. [1, c.69]

Цели создания Единого экономического пространства, как и круг основных его участников во многом совпадают с целями создания ЕврАзЭС. Причина объединения экономик именно России, Казахстана и Белоруссии? Ответ очевиден. На долю этих государств приходится около 90 % общего экономического потенциала стран СНГ. При этом доля России составляет 82 % совокупного ВВП, 78 % — промышленной продукции, 79 % инвестиций в основной капитал. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого рынка, в них проживает 170 млн. человек, и они располагают огромными природными ресурсами, практически полностью обеспечивающими свои основные потребности. [2, с.12]

Немаловажным фактором является наличие значительной части русскоязычного населения и сохраняющиеся кооперационные связи между предприятиями, входившими ранее в единый экономический комплекс Советского Союза.

Опыт функционирования Содружества Независимых Государств позволил запустить эту многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, позволил создать такие организации, как Организация Договора о коллективной безопасности, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

Тесная экономическая интеграция со странами СНГ по-прежнему отвечает стратегическим интересам России. Однако она должна носить более активный, и прагматичный характер. При реорганизации СНГ целесообразно сохранить ее как «политическую площадку», для обсуждения вопросов взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проблем безопасности, взаимодействие правоохранительных органов, гуманитарного и культурного сотрудничества. В этой связи, радикальная экономическая реформа СНГ не целесообразна, поскольку за последние годы были созданы новые интеграционные объединения, которые в отличие от Содружества имеют четкие цели, задачи и механизмы их реализации.

Страны ЕЭП пока ориентированы преимущественно на тактические цели своего участия в интеграции, чем стратегические, что так же служит риском. К таким тактическим целям относятся: получение российских энергоносителей по заниженным ценам, решение транзитных проблем, при этом с трудом подключаются к механизмам гарантии исполнения обязательств по причине опасения за экономический и политический суверенитет, что свидетельствует о сохраняющейся политической незрелости элит стран ЕЭП, принимающих решения. В отличие от остальных партнёров по ЕЭП, Россия ставит перед собой именно стратегические цели участия в процессах глубокой экономической интеграции, будучи заинтересованной, не только в собственном экономическом развитии, но и в создании пояса экономико-политической стабильности и благополучия по периметру своих границ и на всём постсоветском пространстве.

Читайте также  Как получить бесплатное образование в Германии?

Экономическая оценка Единого экономического пространства показала высокую эффективность создания данного интеграционного объединения, что в особенности затрагивает период 2010–2011 года. Временный спад во взаимной торговле стран ЕЭП, наблюдающийся после 2012 отнюдь не означает кризиса всего объединения или отсутствия у него перспектив развития. Преодолению кризиса в обрабатывающей промышленности может помочь ряд предлагаемых ЕЭК крупных межгосударственных проектов, таких, как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Астана–Москва–Минск, стимулирование использования отечественной металлопродукции при возведении монолитных зданий и других объектов, строительство объектов нефтедобычи, газодобычи и транспортной системы, развитие судостроения, производства кузовов и шасси. Более того, кооперация государств союза в различных отраслях экономики позволит усилить их конкурентные преимущества, став базой для экспансии на зарубежные рынки.

Страны ЕЭП видят в данном проекте инструмент по получению особых условий доступа на ёмкий российский рынок и упрощению торгово-экономических отношений с ведущими экономиками мира за счёт российского экономико-политического потенциала и влияния. Сторонники объединения предполагают, что участие в интеграционных проектах с участием России останется для Белоруссии, Казахстана и, тем более, Киргизии и Таджикистана, единственной возможностью войти в мировое интеграционное пространство, в мировую экономику.

В любом случае, финансово-экономические и политические ресурсы России, достаточные для форсирования интеграции на постсоветском пространстве, объективные потребности государств региона, осознавшие низкую конкурентоспособность своих экономических и политических систем, а также стратегическая обстановка в данных регионах, характеризующаяся снизившимся после мирового финансового кризиса уровнем активности внерегиональных акторов, в целом благоприятствуют дальнейшему формированию ЕЭП, вступлению в него новых членов и преобразованию в Евразийский экономический союз.

  1. Семенов К. А. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. — М.: Логос, 2006, С. 69.
  2. Андрианов В.Д Проблемы и перспективы формирования единого Экономического пространства СНГ // Экономист. — 2011. — № 12.
  3. Н. В. Каледин, В. В. Ятманова. «Политическая и экономическая география мира». Часть 3. Типология стран современного мира: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб, 2008 г. — 77–82 с.
  4. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А. Г. Гранберг. — М., 2000.
  5. Путин В. В., «Россия: национальный вопрос» // — М., 2012.
  6. Путин В. В., «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» // «Известия» — М., 2011 г.
  7. Д. Н. Назарбаева, «Содружество Евразия», // — Астана., 2000. с. 68–69.
  8. В. П. Максаковский, «Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В 2-х ч. Ч. 2: Учебник» // ВЛАДОС, — 2009 г. с. 71–81.

Евразийское экономическое сообщество

ЕврАзЭС

  • Страны участники Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан
  • Страны наблюдатели Армения
  • Молдова
  • Украина
  • ЕврАзЭС
  • Межгоссовет
  • Документы
  • Таможенный союз и ЕЭП
  • Новости

  • Таможенный союз ЕврАзЭС
  • Единое экономическое пространство ЕврАзЭС

Вызвать эвакуатор срочно

Когда нужно вызвать эвакуатор срочно обращайтесь на techneu.ru

Грузоперевозки из Санкт-Петербурга в Москву

  • Решение о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
  • Решение о Плане действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
  • Решение №158 об организации работы по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 гг.
  • Решение №171 об организации работы по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 гг.

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

  • эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
  • создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
  • создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

В целях своевременного выполнения этого Плана утверждён Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010-2011 годы, предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 года, и второго пакета из 6 документов по ЕЭП — до 1 января 2012 года.

Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, подписан в декабре 2010 года, ратифицирован сторонами и вступает в силу с 1 января 2012 года.

В целях обеспечения дальнейшей подготовки документов в развитие базовых соглашений по ЕЭП подготовлен План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств 15 марта 2011 года.

Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года, в том числе в 2011 году — 8 международных договоров и 17 иных документов.

Кроме того, правительствам сторон предстоит обепечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обепечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.

Единое экономическое пространство и зона свободной торговли в рамках СНГ

1. Единое экономическое пространство (ЕЭП). В середине 1990-х гг. фрагментация территории СНГ вышла на качественно иной уровень. Стало проблематичным реализовывать первоначальные всеобъемлющие интеграционные модели. Первостепенное значение приобрели вопросы более конструктивного подхода к ускорению экономической интеграции. Наиболее приемлемая и прагматичная схема достижения этой цели сложилась в рамках четырех государств: Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Был утвержден проект договора о создании единого экономического пространства. Участники вплотную подошли к запуску собственной модели формирования ЕЭП. Была утверждена программа «Несколько простых шагов навстречу простым людям».

Впоследствии свое намерение присоединиться к ЕЭП выразили также Таджикистан и Узбекистан. Поэтому Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. подписывался уже шестью государствами.

По Договору 1999 г. ЕЭП — пространство, состоящее из территорий государств, в котором: функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм; существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования ЕЭП являются: а) эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда; б) создание условий стабильного развития экономики; в) проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; г) развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; д) создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, научно-технологической кооперации.

Формирование ЕЭП обеспечивается следующими органами управления: Межгоссоветом, Советом глав правительств, Интеграционным комитетом, Межпарламентским комитетом. Каждый орган управления интеграцией действует в рамках полномочий, определенных соответствующим Положением. По решению Межгоссовета могут создаваться и другие органы управления.

Читайте также  Какие страны открыты для отдыха?

Межгоссовет вправе принимать: а) решения, устанавливающие единые для государств ЕЭП Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами; б) резолюции, являющиеся обязательными для государств ЕЭП, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы выбора форм и методов действий; в) рекомендации, не являющиеся обязательными.

ЕЭП формируется поэтапно. Продолжительность этапов, мероприятия на каждом этапе и их реализация определяются Межгоссоветом. Первый этан имеет целью завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории. Второй этап предполагает создание ЕЭП, включающего формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации национального законодательства. Далее предполагается согласование параметров основных макроэкономических показателей.

В 2003 г. было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Стороны приступили к практическому процессу осуществления ЕЭП.

С этого момента согласовываются основные направления и этапы структурной перестройки экономики, формирующие благоприятный инвестиционный климат, поддержку эффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции.

С принципами ЕЭП несовместимы различные формы субсидий, предоставляемые государствами в виде дотаций или за счет государственных ресурсов, которые нарушают или грозят нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству отдельных видов товаров.

Государства применяют единую систему взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения, для чего заключат соответствующее соглашение. При этом ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. В целях проведения согласованной акцизной политики Стороны будут придерживаться базового перечня подакцизных товаров, производимых и ввозимых на таможенные территории государств-участников.

В целях обеспечения полноты собираемости налогов, а также обмена информацией между налоговыми органами государств стороны реализуют положения Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства 1998 г.

В ЕЭП не допускается злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов с тем, чтобы воспрепятствовать использованию методов недобросовестной конкуренции; ограничению производства, рынков или технического развития в ущерб потребителям; применению неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами.

Участники ЕЭП создают Транспортный союз. В соответствии с Соглашением 1998 г. Транспортный союз — это интегрированная система транспортных комплексов государств, функционирующих на основе взаимосогласованных технологий и параметров и унифицированной нормативно-правовой базы. Союз создается поэтапно.

Государства ЕЭП также проводят согласованную аграрную политику, осуществляют совместное финансирование проектов но развитию сельскохозяйственного производства по согласованному перечню.

Участники ЕЭП предоставляют друг другу национальный режим доступа на рынок услуг. Они устраняют имеющиеся ограничения доступа на рынки услуг для юридических и физических лиц государств — членов ЕЭП.

В отношении третьих стран проводится согласованная политика торговли услугами. При установлении режима торговли услугами с третьими странами Стороны предоставляют друг другу преференциальный режим путем изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу государств — членов Таможенного союза.

Государства обеспечивают свободное передвижение своих граждан внутри ЕЭП. Это предполагает возможность: а) свободно передвигаться, занимаясь трудовой деятельностью, по территории сторон; б) максимально упрощать процедуры принятия и выхода из гражданства; в) предоставления гражданам, постоянно проживающим на территории любой из сторон, правового статуса, максимально приближенного к статусу граждан страны проживания; г) свободно пересекать границы и находиться на территории сторон по паспорту гражданина; д) устанавливать единые нормы по провозу через границы иностранной валюты и беспошлинного провоза багажа; е) применять национальные режимы в отношении граждан государств ЕЭП при пересечении их границ; ж) находиться в одном из государств ЕЭП, занимаясь трудовой деятельностью в соответствии с законодательством, регулирующим занятость граждан данного государства; оставаться на территории одного из государств после завершения трудовой деятельности. Реализация указанных положений обеспечивается специальными соглашениями.

Стороны ЕЭП проводят единую визовую политику в отношении третьих стран, в том числе в целях предупреждения неконтролируемой миграции. В этих целях заключаются соответствующие договоры.

Государства либерализуют валютную политику. Речь идет об отмене ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям; введении единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса; допуске банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки; отмене ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

Стороны ЕЭП формируют платежную систему государств для обслуживания расчетов по товарообороту в межгосударственной и предпринимательской сферах, неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным валютным операциям.

Вместе с тем государства вправе принимать в области движения капитала временные защитные меры с немедленным уведомлением других участников Договора, если существующее движение капитала вызывает нарушения в функционировании внутреннего рынка капитала.

Стороны принимают согласованные меры по унификации нормативных актов. Они включают в себя: а) координацию деятельности по подготовке проектов законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты; б) заключение международных договоров; в) принятие модельных актов;

  • г) принятие соответствующих решений Межгоссоветом (сейчас Высшим Евразийским экономическим советом);
  • д) иные меры.

ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Переход от одного этапа к другому осуществляют те государства, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе. Однако не все даже первоначальные государства — участники проекта ЕЭП смогли выполнить свои обязательства в срок. В силу разных причин Киргизия, Таджикистан и Узбекистан не выдержали темпа интеграции. Поэтому лишь три государства (Беларусь, Казахстан и Россия) с 1 января 2012 г. вступили во второй этап интеграции. «Отставшие» пока выполняют различные мероприятия первого этапа.

2. Зона свободной торговли в рамках СНГ. 15 апреля 1994 г. в целях формирования условий для свободного движения товаров и услуг 10 государств СНГ1 подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли. Стороны стремились к упрощению и унификации административных формальностей, включая: количественные ограничения, лицензирование, валютный контроль, статистический учет, документы, документацию, анализы и осмотры, карантин, санитарную службу, фумигацию и др. В 1999 г. Соглашение было изложено в новой редакции.

Стремясь к более тесному сотрудничеству, 18 октября 2011 г. восемь государств СНГ (кроме Азербайджана и Грузии2) подписали Договор о зоне свободной торговли3.

Договор регулирует применение таможенных пошлин и платежей, эквивалентных таможенным пошлинам (ст. 2). Стороны обязались не применять таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и (или) импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к Договору. Стороны не повышают уровень ставок таможенных пошлин во взаимной торговле в отношении товаров, указанных в приложении 1.

Статья 3 регламентировала отмену количественных ограничений во взаимной торговле. Запрещались запреты или ограничения, кроме дозволенных ст. XI ГАТТ 1994, в том числе Пояснительными замечаниями к этой статье, а также ст. 8 и 9 Договора 2011 г.

Для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны руководствуются Правилами определения страны происхождения товаров1.

На основании ст. 5 Договора стороны предоставляют друг другу национальный режим в соответствии со ст. III ГАТТ 1994.

Регулирование транзита товаров и транспортных средств в рамках Договора осуществляется Сторонами в соответствии с положениями ст. V ГАТТ 1994.

Статья 8 Договора разрешает государствам применять специальные защитные меры2. В отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров эти меры должны применяться в соответствии со ст. XIX ГАТТ 1994, Соглашением ВТО по защитным мерам. На основании ст. 9 Договора государства вправе применять в отношении импорта товара, происходящего из другой Стороны, антидемпинговые или компенсационные меры. Такие меры в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров должны применяться только в соответствии со ст. VI, XVI ГАТТ 1994, Соглашением ВТО по применению статьи VI ГАТТ 1994, Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам и Договором.

Предоставлять субсидии можно лишь согласно правилам ст. VI, XVI ГАТТ 1994, Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. Исключение составляют меры, указанные в приложении 3 к Договору 2011 г.

Государства-участники во взаимной торговле применяют: а) технические меры, включая технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, руководствуясь правилами и принципами Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле; б) правила и принципы Соглашения ВТО о применении санитарных и фитосанитарных мер, а также международные договоры в соответствующих областях, в которых они участвуют.

Стороны снимают ограничения на международные переводы и платежи за поставки товаров в рамках осуществления взаимной торговли товарами, кроме случаев, предусмотренных в ст. 14 Договора.

Таким образом, с момента вступления в силу Договора 2011 г. на территории восьми стран бывшего СССР наступит новая фаза интеграции. Договор планируется ввести в действие в середине 2012 г. Сейчас Договор ратифицирован парламентом России.