Сколько стран входит в состав снг?

Что такое СНГ — расшифровка, состав (какие страны входят) и суть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аббревиатура «СНГ» звучит в выступлениях государственных деятелей, упоминается в выпусках новостей.

У большинства она ассоциируется с объединением наподобие СССР, только непонятным и малоперспективным.

Знать, что такое СНГ – это значит понимать события, происходящие в мире, умело поддерживать интеллектуальные беседы, при желании – прокладывать нескучные туристические маршруты. Как раз тот случай, когда знания – сила.

СНГ — что это (расшифровка)

Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.

Несмотря на то что СНГ стало в некотором роде наследником Советского Союза, оно не является государством. Это межгосударственная организация, форма взаимодействия независимых стран в значимых областях международного общения.

Аббревиатура СНГ имеет и другую расшифровку: Содружество непризнанных государств, или СНГ-2. Это объединение сформировалось в 2000 году с подписанием в Тирасполе договора между Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорно-Карабахской республикой. Ранее (до 1995 года) в этот блок входили Республика Сербская и Сербская Краина.

Какие страны входят в СНГ (список на 2019 год)

Содружество не стало копией СССР, ибо не все республики вошли в его состав. Грузия и 3 Прибалтийские страны с самого начала не поддержали идею объединения. Ниже перечислены страны СНГ, список на 2019 год:

  1. Азербайджан
  2. Армения
  3. Белоруссия
  4. Казахстан
  5. Киргизия
  6. Молдавия
  7. Россия
  8. Таджикистан
  9. Туркмения
  10. Узбекистан

Ну а если если использовать полные названия государств, то этот список будет выглядеть так:

Карта СНГ не оставалась постоянной. Например, до 2009 года в числе прочих стран на ней была Грузия. В 2018-м закрыла свое представительство Украина.

Туркменистан, нератифицировавший Устав СНГ, является ассоциированным членом (подразумевается участие не во всех видах деятельности).

Украина в СНГ — это спорный статус

С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но выходить, по сути, было неоткуда. Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником.

В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил.

Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране.

Символика Содружества Независимых Государств

У Содружества имеется уникальная эмблема – круг синего цвета с белой и серой полосами по краям (см. рисунок ниже). Внутри него изображена белая фигура из вертикальных полос. В верхней части они трансформируются в концентрические элементы, расходясь вправо и влево. Сверху расположен небольшой круг золотого цвета.

Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина (см. на рисунке выше).

Как образовалось СНГ: шаг за шагом

Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России (Б.Ельцин), Украины (Л.Кравчук) и Беларуси (С.Шушкевич) подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. В нем говорилось о прекращении существования СССР и создании СНГ.

Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал.

Сторонники иного мнения рассматривают беловежские события как преступный заговор с целью получить власть, ведь по итогам всесоюзного референдума 1990 года 76,5% населения высказались за сохранение СССР.

Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так:

  1. В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Ратификации Верховным Советом РСФСР, состоявшейся 12 декабря, оказалось недостаточно: по Конституции для этого требовалось созвать Съезд народных депутатов РСФСР. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации.
  2. 21 декабря 1991 года руководители республик, в недалеком прошлом входивших в СССР (кроме 3-х Прибалтийских стран и Грузии), провели встречу в Алма-Ате. Они выработали декларацию, отразившую принципы и цели деятельности СНГ.
  3. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
  4. В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия (ее членство прекратилось в 2009 году), в 1994-м – Молдова.

Главной целью образования СНГ было преодоление республиками, переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР.

Органы управления Содружеством

Высший орган объединения – Совет глав государств СНГ. Он собирается 2 раза в год и решает важнейшие моменты, касающиеся деятельности союза.

Страны СНГ, список которых, если не считать ситуацию с Украиной, в последние годы не изменяется, в порядке очередности председательствуют в Содружестве. 2019-й – год председательства Туркменистана.

Деятельность СНГ координирует целый ряд советов, Межпарламентская ассамблея и Экономический суд. Есть еще около 70 органов, координирующих отраслевое сотрудничество.


*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На постоянной основе работает Исполнительный комитет СНГ. Его штаб-квартира располагается в г.Минске. С 2007 года исполком возглавляет Сергей Лебедев.

Деятельность СНГ

Сразу после образования Содружества его основная деятельность была направлена на организационные моменты и на интеграцию в отраслях, где распад СССР привел к особенно неблагоприятным последствиям (связь, транспорт, поставки энергоносителей и т.д.). Начиная с 1996 – 1997 годов, взаимодействие строилось с учетом новых реалий.

Взаимодействие в СНГ строится на основе гибких механизмов. Учитывается разный уровень готовности стран к сотрудничеству, они задействованы в интеграционных процессах исходя из национальных интересов.

База взаимодействия между участниками объединения – многосторонние и двусторонние соглашения в различных сферах. Один из наиболее значимых – договор о зоне свободной торговли, заключенный в 2011 году.

СНГ сегодня

Основные векторы развития СНГ в 2019 году – это улучшение демографической ситуации, борьба с нетерпимостью (национальной, религиозной), унификация (что это?) основ налоговой, финансовой систем, развитие товарооборота, активная внешняя политика.

В центре внимания остается экономическое сотрудничество, ведь и не все участники СНГ одинаково развиты в этом отношении.

По прогнозам МВФ, в 2019–2020 годах в СНГ ожидается рост экономики на 2,2 – 2,3 процента.

Серьезных масштабов достигла трудовая миграция в пределах СНГ, особенно в Россию. Для Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы денежные переводы их граждан, работающих в России, – важный источник материальной поддержки.

Поэтому актуальным направлением стало создание условий для приема и адаптации мигрантов, меры поддержания безопасности.

Резюме

Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

Однако есть и положительные результаты.

СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

Обучение в ВУЗах, туризм, трудовая миграция в пределах Содружества, равные права на охрану здоровья и пенсионного обеспечения – это преимущества, которыми пользуется сегодня население стран СНГ.

Интеграция в рамках СНГ происходит не так быстро, как хотелось бы, и преграды пока существуют. Однако маленький забор выглядит не так безнадежно, как высокая, неприступная стена, а диалог всегда лучше вражды.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (7)

СНГ это фикция, то есть пустышка, которая даже не стала бледной тенью могущества и значимости СССР. Не зря, возникшее в декабре 1991 года объединение — в народе иронично называли «С Новым Годом».

Да не нужно никуда интегрироваться, сейчас ни одна из бывших республик СССР не станет жертвовать своим государственным суверенитетом, ведь каждый вождь хочет править безраздельно на своей территории.

Для России вся эта интеграция, с заведомо более слабыми экономиками, приведет лишь к падению собственной экономики и обнищанию населения России.

Если и строить какие-то отношения, то только так, чтоб нам было выгодно, а не затем, чтобы кормить вчерашних отщепенцев.

А вот я не знал, что Украина вышла из СНГ. С Прибалтийскими странами понятное дело, они входят в Евросоюз и физически никак не смогли бы быть еще и в СНГ. А вот насчет Украины удивили, я был уверен в том, что она является одной из основных стран-участниц Союза.

Жалкая и нежизнеспособная пародия на Советский Союз — вот что это такое. Придуманная для создания впечатления былого величия, очередная из множества бутафорий ельцинского позорного периода.

Читайте также  Как получить инн в Казахстане?

СНГ — это был обман с самого начала. Если бы сразу распустили СССР, народы бы мог возмутиться, а так сидели и верили в какой-то СНГ.

Не думаю, что членство в СНГ дает в настоящее время какие-то преференции. Так, пустышка. Или я не прав?

Великую страну превратили в какое-то СНГ. Развалили державу, которой люди гордились. Ну что тут ещё скажешь? Печаль!

Страны СНГ

После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

Организационные аспекты Содружества

Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию.

А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

История создания СНГ

Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

Характеристики СНГ

Границы организации включают следующие государства:

  1. Россию.
  2. Беларусь.
  3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
  4. Молдову.
  5. Азербайджан.
  6. Армению.
  7. Казахстан.

Богатейшими странами являются Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан.

Характеристика стран СНГ

В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

Обзор стран СНГ по численности населения:

  • Россия — 146,8 млн человек.
  • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
  • Узбекистан — 32,2 млн чел.
  • Азербайджан — 9,6 млн чел.
  • Армения — почти 3 млн чел.
  • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
  • Казахстан — 18 млн чел.
  • Кыргызстан — 6 млн чел.
  • Молдова — 2,9 млн чел.
  • Туркменистан — около 5 млн человек.

Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

Рекомендуем посмотреть видео:

Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

  • Совет глав государств.
  • Совет глав правительств.
  • Межпарламентская ассамблея.
  • Экономический суд.
  • Исполнительный комитет.

Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

Этапы деятельности

Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

ВВП в странах бывшего СССР

В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

  1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
  2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
  3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2021, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

Рекомендуем посмотреть видео:

Направления деятельности

Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

Основные векторы работы стран Содружества на 2021 год:

  • Поддержка демографической ситуации в странах.
  • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
  • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
  • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
  • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
  • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
  • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
  • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
  • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

Внутренняя политика стран СНГ

Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

Рекомендуем посмотреть видео:

Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.

Организационная структура Содружества Независимых Государств

Основополагающими правовыми документами Содружества Независимых Государств являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 года, Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 года, Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли ещё восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

Читайте также  Как получить деньги из Китая в Украине?

22 января 1993 года главами государств был принят Устав Содружества, который подписали и ратифицировали все государства, кроме Туркменистана и Украины. В мае 1996 года Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в качестве международного соглашения. 19 января 1996 года были утверждены положения о флаге и эмблеме СНГ.

Высшие органы СНГ – Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия Совета глав государств, в частности, входит решение принципиальных вопросов Содружества, связанных с общими интересами государств-участников, в том числе внесение поправок в Устав СНГ, создание новых или упразднение существующих органов Содружества. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Порядок работы СГГ и СГП, так же как СМИД и Экономсовета СНГ, организация и проведение их заседаний, подготовка и принятие документов определены новыми Правилами процедуры, утвержденными Решением СГГ от 7 октября 2002 года. Отдельными решениями установлено, что Совет глав правительств проводит четыре заседания, а Совет глав государств – два заседания в год.

Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно каждым государством-участником «на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств-участников, на срок не более одного года, если иное не будет установлено соответствующим Советом» (Правило 8-е Правил процедуры). Предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего Председателя.

Председатель СГГ – Президент Украины (с января 2003 года).

Председатель СГП – Премьер-министр Киргизии (с апреля 2003 года).

В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере 24 сентября 1993 года учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД), который проходит, как правило, накануне заседаний СГГ и СГП СНГ. В контексте совершенствования деятельности органов СНГ 2 апреля 1999 года утверждено новое Положение о СМИД.

Председатель СМИД – Министр иностранных дел Украины (с апреля 2003 года).

Ключевая роль в деле формирования единого экономического пространства государств – участников СНГ отводилась созданному в октябре 1994 года Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК), аппарат которого по новой схеме органов СНГ в реорганизованном виде вошел в состав Исполнительного комитета Содружества (Решение СГГ, 2 апреля 1999 года).

В целях обеспечения реализации решений СГГ и СГП по вопросам социально-экономического сотрудничества создан Экономический совет СНГ, положение о котором было принято решением СГГ 25 января 2000 года в Москве.

Учрежденный 6 июля 1992 года Экономический суд призван обеспечивать единообразное применение соглашений в рамках Содружества, выполнение экономических обязательств путем разрешения возникающих споров, давать толкование договорных актов СНГ и его институтов.

В качестве органа Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства стран Содружества 14 февраля 1992 года учрежден Совет министров обороны (СМО).

Решением глав государств от 24 декабря 1993 года утверждено Положение о Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств – участников Содружества (в его состав входят представители всех государств – участников СНГ, за исключением Украины и Молдавии). Место нахождения Штаба – Москва.

В целях усиления взаимодействия пограничных войск стран Содружества 6 июля 1992 года создан Совет командующих пограничными войсками (СКПВ), в состав которого входят представители всех государств – участников СНГ. Постоянным рабочим органом СКПВ является Координационная служба.

Для более тесной координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма Решением СГГ 21 июня 2000 года был создан Антитеррористический центр СНГ (АТЦ), положение о котором было утверждено на заседании СГГ 1 декабря 2000 года. По решению СГТ от 7 октября 2002 года было создано отделение АТЦ по Центральноазиатскому региону в г. Бишкеке.

В интересах сближения национальных законодательств стран СНГ решением руководителей парламентов в Алма-Ате 27 марта 1992 года создана Межпарламентская ассамблея (МПА) государств – участников СНГ (штаб-квартира в Санкт-Петербурге). В апреле 1999 г. было оформлено членство Украины в МПА. Туркмения и Узбекистан не участвуют в работе Ассамблеи.

На основе подписанных в рамках СНГ документов созданы и функционируют другие органы Содружества – Совет министров внутренних дел, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, а также отраслевые советы и комитеты по отдельным направлениям сотрудничества. В настоящее время проводится работа по оптимизации структуры и повышению эффективности деятельности отраслевых органов Содружества (в соответствии с Решением СГТ от 7 октября 2002 года).

Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ во главе с Председателем – Исполнительным секретарем СНГ (Решение СГГ, 2 апреля 1999 года). Совет глав государств утвердил Положение об Исполкоме СНГ 21 июня 2000 года.

4 июля 2001 года между Правительством Российской Федерации и Исполнительным комитетом СНГ подписано Соглашение об условиях пребывания Отделения Исполкома Содружества на территории Российской Федерации (Москва).

На заседании Совета глав правительств 19 сентября 2003 года были утверждены параметры единого бюджета на 2004 год органов Содружества, финансируемых за счет бюджетных средств государств-участников, и определены долевые взносы каждого государства, в том числе на содержание органов Содружества и проведение заседаний СГГ, СГП, СМИД, Экономсовета СНГ (общая сумма – 251,7 миллионов рублей). Самый крупный донор – Российская Федерация (44,5 %); наименьшая доля у Туркменистана – 1,8 % .

В рамках оптимизации структуры и повышения эффективности деятельности СНГ решением СГГ от 7 октября 2002 года было установлено сокращение численности персонала органов СНГ.

Страны СНГ

Страны СНГ

Страны СНГ – это республики бывшего СССР, пожелавшие создать новое объединение для совместного решения задач, возникших после создания самостоятельных государств. Аббревиатура СНГ означает Содружество Независимых Государств.

Рис. 1. Эмблема СНГ.

В СНГ отсутствуют наднациональные органы власти, в их работе участвуют все члены организации. Место председателя сроком на 1 год занимает поочередно каждый руководитель государства, входящего в объединение. Очередность устанавливается по алфавитному списку стран-членов СНГ.

Принцип принятия решений по экономическим, политическим и другим вопросам в обоих Советах базируется на принципе консенсуса.

При этом правом вето обладают в равной степени все страны. Страна-участница имеет право выхода из содружества по своему желанию, для этого прописана специальная процедура. В любом проекте могут принять участие только те государства, которые посчитают нужным.

Создание СНГ

Формирование организации происходило в декабре 1991 года.

  • Страны-основатели Содружества – Россия, Беларусь, Украина, чьи руководители в Беловежской пуще подписали соглашение о создании объединения.

Рис. 2. Вискули, Беловежская пуща. Место подписания договора об СНГ.

  • Вскоре выразили желание присоединиться азиатские республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.
  • В конце декабря в Алма-Ате соглашение о создании СНГ подписывают главы перечисленных республик и президенты Молдовы, Азербайджана, Армении.
  • В 1993 году присоединяется Грузия, но в 2009 году вышла из Содружества.
  • В 2005 году Туркмения пожелала сменить статус с участника на положение ассоциированного члена-наблюдателя.
  • В 2018 году начался процесс выхода Украины, которая больше не принимает участие в работе органов СНГ, объявив целью ассоциацию с Европой.

Состав СНГ

Рассмотрим состав СНГ, составив список на 2019 год.

Европейские республики: Россия, Беларусь, Молдова, Украина.

Азиатские республики: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан в роли наблюдателя.

Республики Кавказа: Азербайджан, Армения.

Встречи президентов республик происходят ежегодно в столицах государств, включая столицу Туркмении Ашхабад, а также в городах Сочи, Бурабай, Казань, Ялта; юбилейные встречи (10 и 20 лет с момента основания) прошли в Москве и Душанбе (столица Таджикистана).

Территория СНГ включает 11 республик из состава бывшего СССР, что составляет более 281 млн человек.

Развитие СНГ

С 1996 года опробуется взаимодействие в Таможенном союзе. В 2011 году начинает действовать Договор о зоне свободной торговли. В 2015 году завершено создание ЕАЭС (Евразийский экономический союз), куда вошли 5 стран-членов СНГ – Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан, Молдова (в качестве наблюдателя с 2018 года).

Направления деятельности

Основные направления деятельности касаются демографических проблем, преодоления конфессиональной нетерпимости, развития экономических взаимосвязей. В вопросах гуманитарной деятельности осуществляется обмен специалистами, организуются мероприятия по повышению квалификации при внедрении инновационных технологий. Миграционная политика облегчает перемещение граждан республик в поисках работы.

Армии СНГ проводят совместные учения, взаимодействуют в вопросах охраны границ. Разрабатываются планы по совместной защите территории СНГ, создана объединенная система ПРО.

Что мы узнали?

Мы узнали расшифровку СНГ, состав организации, этапы развития. Мы познакомились с историей создания союза, направлениями его деятельности. Взаимодействие в различных сферах создает благоприятные условия для развития стран-членов СНГ.

СНГ — список стран-участниц в составе, цели создания и задачи содружества

Краткая история

Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Документ, который был подписан главами стран, констатировал прекращение существования СССР как субъекта международного права.

Читайте также  Как получить цифровой пропуск?

10 декабря 1991 года соглашение было одобрено Верховными Советами Белоруссии и Украины, 12 декабря — Верховными органами России. Для обсуждения условий вхождения в организацию, а также с целью прояснить отдельные торговые и территориальные вопросы в конце декабря 1991 года в городе Алма-Ате (на тот момент — столица Казахстана) встретились лидеры 11 бывших союзных республик (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Украина).

Результатом встречи стало подписание так называемой Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы нового содружества союзных государств. Дата написания основополагающего документа (Устава СНГ, действующего до сих пор) — 22 января 1993 года в Минске.

Ратификация документа, несмотря на подавляющее количество голосов «за» (188 против 6 несогласных), происходила с нарушениями конституции РСФСР, а именно ст. 104, требующей создания высшего органа государственной власти для принятия окончательного решения. Впоследствии регулярные отказы Съезда ратифицировать соглашение послужило одной из причин противостояния с Борисом Ельциным.

В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия, впоследствии (14 августа 2008 года) грузинский парламент принял единогласное решение о выходе из состава содружества. Последним государством, вступившим в ряды содружества, стала Молдавия (8 апреля 1994 года); наблюдателями по сей день являются Монголия и Афганистан.

Характеристика и список

Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.

Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.

В список стран СНГ входят страны-участницы:

  • Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
  • Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
  • Узбекистан — свыше 30 млн.
  • Казахстан — 6,3 миллиона человек.
  • Таджикистан — около 9 млн человек.
  • Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
  • Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
  • Молдова — 3 млн.
  • Кыргызстан — 6 млн.
  • Туркменистан — почти 5 млн.

Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.

В разное время в состав СНГ хотели войти такие государственные формирования, как Чеченская Республика Ичкерия, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье.

Цели и задачи

В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:

  • Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
  • Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
  • Вопросы миграционной и социальной политики.
  • Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
  • Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
  • Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.

На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.

Гуманитарная и научная сфера деятельности включает в себя обмен инновационных технологий и разработок, развитие культуры, образования, повышение квалификации и помощь в реализации крупных проектов. Сюда же следует отнести борьбу с дискриминацией (как расовой, так и религиозной), а также возрождение института семьи и семейных ценностей.

В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.

Этапы деятельности

За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.

К этим этапам относятся:

  1. Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
  2. 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
  3. С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.

Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.

В будущем особое внимание уделяется развитию общего рынка или единого экономического пространства, которое должно обеспечить странам СНГ существенное повышение уровня жизни населения, а также экономическую независимость от глобального мирового рынка.

Органы управления СНГ

Главным органом управления в содружестве является Совет глав государств СНГ. В этот совет входят президенты всех стран-участниц, которые участвуют в ежегодных заседаниях (периодичность сборов — 2 раза в год). Помимо координирования деятельности органов исполнительной власти, совета министров и других представителей власти, Совет глав участвует в решении принципиальных политических и экономических вопросов. По состоянию на 2019 год, насчитывается свыше 50 различных органов, принимающих участие в управлении союзом государств.

Вот лишь некоторые из них:

  • Исполнительный комитет.
  • Лизинговая конфедерация.
  • Фонд гуманитарного сотрудничества между союзными государствами.
  • Международный агропромышленный союз.
  • Совет глав государств и совет глав правительств (ключевые органы управления).
  • Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ.
  • Совет миграционных органов.
  • ФБС (расшифровывается как Финансово-банковский совет).
  • Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения.
  • Экономический суд.
  • Электроэнергетический совет.

Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса (единогласия). Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств.

По состоянию на 2019 год председателем союза стран является президент Туркмении, Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич, носящий титул «Аркадаг» или «Покровитель».

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.