Когда Россия вступила в Евросоюз?
Когда Россия вступила в Евросоюз?
— ВВП на душу населения (ППС), $тыс. 25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 года — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997 года).
Какие страны не входят в Европейский Союз?
Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
Сколько стран в ЕС 2020?
В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
Для чего был создан Европейский Союз?
ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств.
Какие страны кандидаты на вступление в ЕС?
- Албания
- Северная Македония
- Сербия
- Турция
- Черногория
- Босния и Герцеговина
- Косово
Какие из европейских государств предпочли не присоединяться к Евросоюзу?
Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры.
Почему Норвегия не хочет вступать в ЕС?
Норвегия была ассоциированным членом Западноевропейского союза, пока организация не прекратила существование в 2011 году. Основной проблемой для вступления Норвегии в ЕС являются её рыбные ресурсы, которые являются важной частью национальной экономики и попадают под общую рыбную политику ЕС.
Какие страны вышли из Евросоюза 2020?
До 2020 года ни одно государство никогда не выходило из ЕС, выходили только некоторые полуавтономные области (такие как Французский Алжир, Гренландия, Сен-Мартен).
Сколько стран на европейском континенте?
В общей сложности в Европе расположено 65 стран: из них 50 независимых государств, 9 зависимых территорий и 6 непризнанных республик. 14 стран являются островными, 19 — внутриконтинентальными, 32 имеют широкий выход в моря и океаны.
Сколько лет Европейскому Союзу?
Какие вопросы решает Европейский Союз?
Это вопросы налогообложения, социального обеспечения и социальной защиты, вступления новых стран в ЕС, внешней политики, общей оборонной политики и оперативного полицейского сотрудничества между странами ЕС. Европейский совет не принимает непосредственного участия в процессе европейского законотворчества.
Кто главный в Евросоюзе?
Председатель Европейского совета или Президент Европейского совета — один из высших чиновников Европейского союза, председательствующий на заседаниях Европейского совета, главный представитель ЕС на международной арене. Действующий председатель — Шарль Мишель.
В каком году был создан Европейский Союз?
Каким критериям должно соответствовать государство Чтобы иметь право на вступление в ЕС?
Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммита 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и …
Какая страна вошла последней в ЕС?
Последняя из стран, вступившая в объединение — Хорватия (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС.
В каком году Украина вступила в Евросоюз?
Украина — участник программы Евросоюза «Восточное партнёрство» (с 2009 года). В 2014 году Украина и Евросоюз подписали Соглашение об ассоциации, заменившее прежнее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной. Евросоюз является для Украины важным экономическим партнёром.
Россия и ЕС: почему все пошло не так?
Интервью с завотделом ИМЭМО РАН им. Примакова Надеждой Арбатовой о двусторонних отношениях России и Европейского союза
Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU — Из Брюсселя в очередной раз грозят санкциями. Визит Жозепа Борреля не принес улучшения отношений между ЕС и Россией. Создается впечатление, что наши отношения зашли в тупик. Так ли это и если так, то в чем подлинная причина такого положения? Ведь еще недавно была надежда на заключение Соглашения о стратегическом партнерстве. Об этом беседует наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов с доктором политических наук, заведующей Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН имени Е.М.Примакова Надеждой Арбатовой.
— Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза?
— Да, это так. Отношения России с Европейским союзом сегодня накалены до предела. Это со всей наглядностью продемонстрировал недавний визит в Москву главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля. Этот визит был признан в Брюсселе дипломатическим фиаско. Стороны не только не нашли общих точек соприкосновения, но с еще большей жесткостью застолбили неизменность своих позиций. Москва выступает против вмешательства Евросоюза во внутренние дела России, независимого суверенного государства и даже готова идти на разрыв отношений с ЕС, остающимся важным экономическим партнером. Брюссель грозит новыми санкциями в связи с делом Навального и подавлением политических протестов в его защиту, критикует позицию России по конфликту на востоке Украины. Но, тем не менее, проявляет готовность к избирательному сотрудничеству с Москвой по важнейшим международно-политическим проблемам. Ситуация – почти кафкианская, если учесть, что не так уж давно Россия и ЕС вели переговоры по новому соглашению о стратегическом партнерстве.
— В чем причины такого обвального ухудшения отношений России и Евросоюза?
— Точкой отсчета в стремительной деградации отношений партнеров считается украинский конфликт, который привел к присоединению Россией Крыма, санкционной войне и замораживанию двустороннего сотрудничества. Однако, если начать разматывать этот клубок противоречий, то нельзя не увидеть, что украинский конфликт был спровоцирован столкновением двух региональных стратегий России и ЕС – Евразийского экономического проекта (ЕАЭС) Москвы и Восточного партнерства (ВП) Брюсселя с шестью странами Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной. В обоих проектах Украине отводилось центральное место, что и обусловило, образно говоря, битву за Украину. Но и это далеко не все.
Если пойти дальше вглубь этого клубка непримиримых расхождений, то нельзя не увидеть, что перспектива подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривающего создание зоны свободной торговли, вызвала негативную реакцию Кремля не только из-за столкновения двух региональных проектов России и ЕС. Если Кавказский кризис был напрямую вызван перспективой вступления Грузии в НАТО, то Восточное партнерство стало восприниматься Москвой как дымовая завеса для расширения НАТО на пространство СНГ, поскольку лидеры НАТО и ЕС неоднократно подчеркивали взаимодополняемость процессов их расширения. Иными словами, и кавказский кризис, и украинский конфликт, которые называются европейскими лидерами главной причиной ухудшения отношений с Россией, в действительности являются не причиной, а следствием более глубоких проблем. Эти проблемы проистекают из разных представлений России и Запада об основах постбиполярной безопасности в Европе и соперничества на пространстве бывшего Советского Союза. Однако и эти разногласия являются следствием более фундаментальных причин.
Все было предопределено
— Каковы же эти глубинные причины?
— Тридцать лет прошло со времени распада СССР, который ознаменовал конец биполярной эпохи, а споры о том, кто проиграл холодную войну, не утихают ни в России, ни на Западе. Есть определенная путаница в понятиях. Окончание холодной войны между горбачевским Советским Союзом и Западом ознаменовалось принятием Парижской хартии для новой Европы в ноябре 1990 г. Однако оно не означало окончание биполярности, которое произошло спустя год с распадом СССР. Близость по времени этих двух событий воспринимается многими как одно явление. Во всяком случае, сложилось мнение, что проиграв холодную войну, Советский Союз был обречен, то есть, если СССР распался, то он и есть проигравшая сторона, а потому Западу – ЕС, НАТО/США — ничего не надо менять в их политике на российском направлении. Представляется, что Советский Союз проиграл не холодную войну, которая была его естественной средой обитания, а разрядку, показавшую неэффективность советской экономической и политической модели в нормальных, невоенных и неконфронтационных условиях. Что же говорить о постсоветской России, которая была главным бенефициаром распада СССР?!
Вопрос о том, кто проиграл холодную войну, а кто ее выиграл, имеет не только теоретическое и философское значение, но напрямую связан с эволюцией постбиполярных международных отношений, прежде всего отношений России с основными центрами силы Запада – ЕС, НАТО/США. История свидетельствует, что обычно мировые войны, а холодная война была мировой войной двух систем, заканчивались мирными конгрессами, на которых страны-победительницы устанавливали новый мировой порядок. Страны Западной Европы и США считали себя по умолчанию победившей стороной в холодной войне, а Россию проигравшей. Идея необходимости нового мирового порядка после крушения двусторонней конфронтации не значилась в повестке дня ни ЕС, ни НАТО, ни США. Более того, Хельсинский деколог, десять знаменитых принципов Хельсинского заключительного акта, стали восприниматься в Европе и США как анахронизм. То есть, не стало общих правил международно-политического поведения держав, соблюдение которых в годы двустороннего противостояния являлось гарантией предотвращения конфликтов в Европе.
Таким образом, сегодняшний конфликт был в большой степени предопределен, несмотря на почти двадцатилетнее кажущееся благополучие.
Впереди – ни войны, ни мира
— Что же будет дальше?
— Разрыва отношений не будет. Ни Россия, ни ЕС не заинтересованы в этом. Последние санкции Евросоюза, принятые в связи с делом Навального, ограничиваются узким кругом чиновников и не затрагивают интересы бизнеса. Однако при всем оптимизме относительно невозможности полного разрыва отношений России с Европейским союзом следует признать, что перезагрузка этих отношений в сегодняшних обстоятельствах не представляется возможной. Максимум, на что можно надеяться – это избирательное взаимодействие в очень узком коридоре возможностей. В целом эти отношения будут сочетать как прагматичное точечное сотрудничество, так и очевидное соперничество на региональном и глобальном уровнях.
КАКИЕ СТРАНЫ ВХОДЯТ В ЕВРОСОЮЗ
Европейский Союз (ЕС) – это уникальное экономическое и политическое объединение 27 европейских стран, которые сформировали «общий рынок», в первую очередь, обеспечивающий свободное передвижение товаров и людей.
В рамках ЕС действует единая валюта – евро, которую по состоянию на 2021 год используют 19 стран-участниц, и функционирует собственный парламент, уполномоченный принимать решения в широком диапазоне областей – от вопросов, связанных с защитой окружающей среды до установки тарифов на мобильную связь.
КАРТА СТРАН ЕС
СОДЕРЖАНИЕ
Страны, входящие в ЕС
Актуальный список стран, входящих в Евросоюз в 2021 году (на сегодняшний день), выглядит следующим образом.
СТРАНЫ ЕВРОСОЮЗА 2021
В четверг 23 июня 2016 года в Великобритании был проведен референдум, известный всему миру, как Brexit. В голосовании приняло участие более 30 миллионов человек. Итоговая явка составила 71,8%. В результате 51,9% британцев изъявили желание выйти из состава Европейского Союза. При этом большинство граждан Англии и Уэльса поддержали выход из ЕС, а жители Шотландии и Северной Ирландии были против.
Согласно статье 50 Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009 году, любая страна Евросоюза имеет право покинуть это объединение. Данная статья регламентирует порядок выхода из ЕС, в частности, на окончательное согласование условий предусмотрено максимум 2 года. Официальный старт процесса отделения Великобритании от Европейского союза был запланирован на 29 марта 2019 года. После чего последовало шестимесячное продление до 31 октября 2019 года.
Важно. В полночь с 31 января на 1 февраля 2020 года по центральноевропейскому времени Великобритания формально вышла из Европейского союза. Страна потеряла представительство и право голоса в органах власти ЕС, но при этом осталась частью единого экономического пространства вплоть до конца 2020 года. В течение 11 месяцев Великобритания и Евросоюз должны были договориться о новых условиях торговли и сотрудничества. В настоящее время переговоры продолжаются.
Список стран, входящих в ЕС в 2021 году включает 27 государств.
Создание Европейского союза
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
В результате в 1951 году шесть государств – Франция, Западня Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписали Парижский договор и создали Европейское объединение угля и стали. Стремительный рост торговых отношений на протяжении 6 лет привел к заключению Римских соглашений 1957 года, которые обусловили формирование Европейского экономического сообщества – основу современного ЕС.
Европейский союз в нынешнем виде был создан на основе Маастрихтского договора, действующего с 1 ноября 1993 года, который привел к возникновению единой европейской валюты – евро. Впоследствии в основные соглашения ЕС вносились изменения в соответствии с договорами, подписанными в Амстердаме (1997), Ницце (2001) и Лиссабоне (2009).
Вступление стран в Евросоюз
Первая волна расширения ЕС произошла в 1973 году, после вступления в объединение Великобритании, Ирландии и Дании. В 1981 году присоединилась Греция, а через 5 лет (1986 год) – Португалия и Испания. В 1995 году в состав Евросоюза вошли Австрия, Финляндия и Швеция.
Самое крупное расширение состоялось в 2004 году, когда ЕС получил 10 новых членов – Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию. В 2007 году присоединились Румыния и Болгария, а последней страной, вступившей в ЕС в 2013 году, стала Хорватия.
Функционирование ЕС
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
Совет Европейского союза.
Суд Европейского союза.
Европейская счетная палата.
Европейский центральный банк.
Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны занимают доминирующее положение в этом объединении. Например, до 2021 года более половины взносов в общий бюджет Евросоюза приходилось на 4 государства – Германию, Францию, Италию и Великобританию. Для сравнения совокупная доля Прибалтийских стран – Литвы, Латвии, Эстонии – не превышает 1%. После Brexit ситуация начинает меняться.
Многие страны-участницы ЕС получают немалые средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые существенно превышают размеры первоначальных вкладов. Тем самым частично теряется суверенитет и возможность существенно влиять на важные решения, принимаемые внутри Евросоюза. Политическим и экономическим лидером ЕС на протяжении многих лет считается Германия.
Кандидаты на членство в ЕС
Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.
Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.
По состоянию на 2021 год существует 5 кандидатов на вступление в ЕС:
Турция – заявка от 1987 года
Македония – заявка от 2004 года
Черногория – заявка от 2008 года
Албания – заявка от 2009 года
Сербия – заявка от 2009 года
Переговоры о присоединении к ЕС ведут все страны, кроме Албании и Македонии. Потенциальными кандидатами считаются Босния и Герцеговина и Косово. В 2014 году Европейский союз подписал соглашения об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой, что не является основанием для подачи заявки на вступление в ЕС, но в перспективе членство возможно. По заявлениям высокопоставленных европейских чиновников можно сделать вывод, что в ближайшие годы пополнения Евросоюза новыми странами ожидать не стоит.
Евросоюз и Россия
Евросоюз и Россия
Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.
Содержание
История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.
Документальная основа отношений России и ЕС
Россия и ЕС в силу географической близости, наличия общих экономических интересов, интересов в области безопасности заинтересованы в поддержании и развитии контактов друг с другом. Этим во многом и объясняется заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве («СПС») между РФ и ЕС, которое было подписано в июне 1994 г. на о. Корфу. Оно вступило в силу лишь 1 декабря 1997 г. по причине того, что процесс ратификации этого документа затягивался ЕС в связи с событиями в Чечне. Соглашение охватывает обширный комплекс торгово-экономических отношений и направлено на установление тесных контактов в различных областях между двумя партнерами. Соглашение предусматривает создание Совета сотрудничества на уровне министров, Комитета сотрудничества (на официальном уровне) и Комитета парламентского сотрудничества. Совет сотрудничества РФ и ЕС проводит периодические встречи для оценки состояния и планирования совместной деятельности на очередной отрезок времени.
27 января 1998 г. прошла первая встреча образованного в соответствии с вышеуказанным соглашением Совета Сотрудничества ЕС и РФ. В заключительном коммюнике было отмечено, что ЕС и РФ являются стратегическими партнерами в деле мира, стабильности, свободы и процветания в Европе, и что они разделяют ответственность за будущее континента и за его пределами. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве дополнено долгосрочными программными документами.
На саммите ЕС в Кельне 4 июня 1999 г. была утверждена «Коллективная стратегия ЕС в отношении России». В этом документе, в частности отмечается, что стратегическая цель ЕС в отношении РФ — стабильная, открытая и плюралистическая демократия, основанная на принципах правового государства, процветающая экономика в интересах всех граждан РФ и населения ЕС; содействие глобальной безопасности и совместный поиск ответов на общие вызовы на континенте.
В России была подготовлена Стратегия развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.), которая была представлена на саммите в Хельсинки 22 ноября 1999 г. В этом документе отмечается, что партнерство будет строиться на взаимовыгодной основе. Задача присоединения РФ к ЕС не ставится. РФ должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики. В указанный период партнерство РФ с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию коллективной системы безопасности в Европе, в деятельности по созданию зоны свободной торговли, в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества.
Согласно программным документам, в военно-политической области партнерство должно быть направлено на достижение следующих целей: 1. обеспечение европейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без монополизма последних на континенте. 2. практическое сотрудничество с Россией в сфере безопасности (миротворчество), урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений. 3. военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания европейской «оборонной идентичности», предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и преступности в Европе.
Анализ обоих документов позволяет сделать вывод о том, что они представляют собой солидную базу для развития сотрудничества в различных областях. Что же касается реального взаимодействия, то оно пока не может считаться по-настоящему полноценным и взаимовыгодным.
На саммите Россия-ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года впервые была объявлена идея создания «четырех общих пространств» между Россией и ЕС:
— общее экономическое пространство;
— общее пространство свободы, безопасности и правосудия;
— пространство сотрудничества в области внешней безопасности;
— пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
10 мая 2005 г. состоялся саммит Россия-ЕС, который прошел в Москве. На нем были приняты «дорожные карты» по четырем общим пространствам. Эти документы являются совместными планами действия по созданию общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства внешней безопасности общего пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
«Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия: Реализация этой «карты» преследует цель содействовать контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы и пребывание на территориях РФ и ЕС. Общие принципы: 1) равенство между партнерами и взаимное уважение интересов; 2) приверженность общим ценностям, демократии и верховенству права, их применению судебными системами; 3) уважение прав человека; 4) уважение и соблюдение принципов и норм МП, включая гуманитарные положения; 5) уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации. В сфере безопасности ставится задача совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. В области правосудия ставится задача содействовать повышению эффективности судебной системы России и членов ЕС и независимости суда, развивать судебное сотрудничество.
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности: Россия и ЕС активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе. Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности.
«Дорожная карта» по общему пространству науки и образования: Россия и ЕС договорились содействовать упрощению государствами ЕС визовых процедур в отношении граждан России. Стороны намерены содействовать принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом. В сфере культуры Россия и ЕС изъявили желание продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовать повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы.
Сферы сотрудничества
Соглашением 2003 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
- экономического,
- внутренней безопасности и правосудия,
- внешней безопасности,
- науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, т.к. между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учетом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд. евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25%. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44% от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.
Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. п.
С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
- предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
- неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
- ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
- попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния(?) России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
- нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
- заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
- взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута.
Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.
Какие страны входят в Евросоюз в 2021 году — список
Что представляет собой Евросоюз сегодня?
Евросоюз является объединением 28 европейских государств. Они создали общее экономическое и политическое пространство. Девиз Евросоюза «Согласие в многообразии», что подразумевает общую работу на общеевропейское благо и процветание. При этом большое разнообразие культурных традиций, языков позитивно влияет на этот процесс.
История создания
Идею создания «Соединенных штатов Европы» в послевоенное время озвучивал еще Уинстон Черчилль. Отцами-основателями Европейского союза также считают первого канцлер ФРГ Конрада Аденауэра, люксембургского политика Джозефа Беха, премьер-министра Италии Алсиде Де Гаспери и других известных европейских политиков.
Годом создания прообраза Евросоюза считают 1951, когда по плану Шумана (министра иностранных дел Франции) было создано «Европейское объединение угля и стали». Соглашение подписали Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды. Положительный опыт совместного регулирования двух отраслей привел к созданию в 1957 году «Европейского экономического союза». Название «Европейский союз» (сокращенно Евросоюз или ЕС) появилось после подписания в 1992 году Маастрихтского договора 12 странами. Постепенно к нему присоединились другие государства западной, а позже восточной Европы.
Карта стран Евросоюза
Что такое Еврозона? Кто в нее входит?
В 1999 году ЕС перешла к четвертой стадии экономической интеграции. После зоны свободной торговли, общего рынка, таможенного союза начал действовать валютный союз. В него вошли 19 стран ЕС, которые и образовали зону с единой валютой евро.
К Еврозоне официально по договору присоединились не входящие в ЕС Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино. Без договора евро используют Косово и Черногория. В то же время Великобритания и Дания пока отказались от евро, а 7 стран Евросоюза (Чехия, Болгария, Хорватия, Венгрия, Польша, Румыния, Швеция) обещали ввести общую валюту в будущем.
Какие страны входят в Евросоюз в 2021 году?
По состоянию на конец 2021 года в ЕС входят (сортировка по году вступления):
- C 1958 года — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург;
- С 1973 года — Дания, Ирландия, Великобритания;
- С 1981 года — Греция;
- С 1986 года — Португалия и Испания;
- С 1995 года — Австрия, Финляндия, Швеция;
- С 2004 года — Кипр, Чешская Республика, Польша, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Словения, Мальта, Словакия;
- С 2007 года — Болгария и Румыния;
- С 2013 — Хорватия.
Флаги стран, входящих в Евросоюз
Справедливости ради стоит отметить, что Великобритания готовит процедуру выхода из Евросоюза.
Что нужно для вступления в Евросоюз? Основные требования
Вступление в ЕС достаточно сложная процедура. Страна-претендент должна удовлетворять «копенгагенским критериям», а именно иметь рыночную экономику, верховенство законов, стабильную демократию. Одним из важных условий является также принятие всего законодательства Евросоюза, в том числе переход на евро.
Каждая страна, подавшая заявку на членство в ЕС, подвергается изучению специальной Комиссией. Если претендент удовлетворяет «копенгагенским критериям», начинаются переговоры об интеграции. В противном случае даются рекомендации о проведении реформ.
Какие страны могут войти в состав Евросоюза в будущем?
На финальном этапе вхождения в ЕС (интеграции евронорм в национальное законодательство) находятся:
К потенциальным кандидатам, пока не выполнившим рекомендации Евросоюза, относятся Босния и Герцеговина, Косово.