Можно ли выезжать за границу работникам прокуратуры?

Правила и ограничения выезда госслужащих за границу в 2020 году: объясняем обстоятельно

Отпуск в иностранном государстве доступен далеко не для любого гражданина. И не во всех случаях речь ведется о наличии больших задолженностей. Законодательством ограничивается выезд за границу сотрудникам МВД и остальных правоохранительных органов. Но посетить другое государство можно при соблюдении ряда условий.

Кто не сможет выехать

На основе ст. 24 ФЗ № 5485-1 «О государственной тайне» появилось запрещение на перемещение по миру сотрудниками госструктур. Во многих случаях оно связано с предоставленным допуском к тайне. На промежуток, указанный в трудовом контракте, будет наложено ограничение на выезд из страны.

Запрет снимается только по прямому решению командования. Оно требуется для служащих следующих подразделений:

  • ФСБ;
  • МЧС;
  • полиции;
  • таможни;
  • Росгвардии;
  • военных структур.

Выезд за границу для гражданского персонала МО РФ налагается для охраны гостайны или в результате ухудшения отношений между странами. Законодательство рекомендует не покидать границы РФ, хотя практически это становится служебным требованием.

Срок действия ограничения

Запрет на выезд сотрудникам МВД за границу связан с определенной продолжительностью. Если есть допуск к закрытым данным, государство нельзя оставлять в течение пяти лет с момента приобщения. Межведомственная комиссия может увеличить срок вдвое. Те, кто работает в ФСБ или несет воинскую службу, свободно выезжать из РФ не могут вплоть до окончания действия договора.

Нормативная база

Возможность граждан покидать территорию России регламентируется федеральным законом №114-ФЗ от 18 июля 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». 10 августа 2017 года в положении закона были внесены изменения, касающиеся в основном запретов на въезд и выезд иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства.

Запрет на выезд из страны в 2020 году налагается по решению суда и судебного пристава. Порядок наложения данного ограничения регулируется ст.67 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В 2017 году в этот закон также были внесены изменения в отношении отдельных групп граждан, имеющих непогашенные задолженности.

В зависимости от вида ограничений основанием для применения и отмены этой меры для граждан РФ могут служить другие нормативные документы: ст.24 Закона №5485-I «О государственной тайне», а также приказы и постановления уполномоченных инстанций.

Ограничения для поездок в другие государства

Работник государственной структуры не может выезжать за рубеж, если выполняет обязанности, связанные с государственной тайной, имеет отношение к Федеральной службе безопасности, находится на альтернативной или военной службе.

Однако в 2019 году глава МВД России Владимир Колокольцев утвердил перечень зарубежных стран, в которые могут поехать на отдых как полицейские, так и гражданские служащие. В список входит 13 государств: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Туркмения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия. А совсем недавно этот список пополнила Турция и Таиланд.

Государственная тайна

Возможность посетить другие страны у гражданина появится лишь тогда, когда будет проведена тщательная проверка документации, с которой он работает, и степени ее секретности. Кроме того, для выезда потребуется специальный допуск.

Если документы обозначены как просто «секретные», запрет не может применяться в отношении сотрудника государственной сферы. Но если выполнение обязанностей сопряжено с «совершенно секретными» или «особо важными» данными, то в других странах удастся побывать только по истечении 5 лет с момента увольнения.

Работа в ФСБ

Если вы занимаете должность в Федеральной службе безопасности России, то трудовой контракт предусматривает ограничение выезда за границу. При возникновении острой необходимости все же имеется возможность поехать в другую страну, но для этого придется написать соответствующее заявление и передать его руководству в срок не позднее 3 месяцев до даты вылета.

Прежде чем одобрить выезд ведомство проведет особую проверку. И только после этого сотрудник ФСБ сможет отправиться в назначенное место.

Альтернативная или военная служба

При прохождении альтернативной или военной службы гражданин РФ также не вправе покидать пределы родины. Запрет госслужащим выезжать за границу в данном случае имеет ограничение на период службы.

Единственным исключением из правил являются лица, исполняющие долг перед государством по контракту. Поездки за рубеж также могут осуществляться и в случае отсрочки от службы либо соответствующего разрешения от командующего армией.

В настоящее время правительство страны обсуждает создание нового законодательного акта в отношении других госслужащих. Многие слышали, что чиновникам запретили выезд за границу, но подтверждения этой информации нет.

Основной упор в данном вопросе делается на сотрудников государственных структур, которые имеют прямое отношение к гостайне. Существует три категории допуска к подобным данным:

  • 1-й уровень,
  • 2-й уровень,
  • 3-й уровень.

К третьему уровню относятся депутаты Государственной думы и Совета Федерации. У всех остальных чиновников Кремля и Правительства РФ имеется первый либо второй уровень допуска. Такое разделение на уровни никак не связано с тем, что знает служащий и знает ли вообще. Чиновник может иметь доступ к секретным данным, но это не значит, что он с ними знаком.

Виды запретов на выезд из России

Временная невозможность выехать за пределы России в 2020 году может коснуться любого гражданина РФ. Закон № 114-ФЗ определяет категории граждан, для которых возможность покидать страну временно ограничена:

  1. Служащие, которые имеют доступ к государственной тайне. В число данных лиц входят граждане, имеющие в настоящее время или имевшие менее чем 5 лет назад доступ к сведениям документов с грифами «Совершенно секретно» и «Информация особой важности».
  2. Служащие органов ФСБ, в том числе гражданский персонал — на протяжении всего периода действия контракта.
  3. Служащие МВД в звании офицеров. Рядовые полицейские и гражданские работники органов внутренних дел могут совершать поездки за границу в 2020 году, подав соответствующий рапорт на имя руководства.
  4. Граждане, проходящие срочную службу в вооруженных силах РФ или альтернативную гражданскую службу — на протяжении всего её срока. Запрет не относится к лицам, проходящим военную службу по контракту и направленных в другую страну по приказу командования.
  5. Лица, подозреваемые в совершении преступления.
  6. Лица, осужденные за совершение преступления и имеющие непогашенную судимость.
  7. Должники, имеющие невыполненные обязательства по решению суда — до момента признания судебным приставом факта погашения задолженностей.
  8. Лица, предоставившие о себе заведомо ложную информацию при оформлении паспорта и выездных документов.
  9. Предприниматели, в отношении которых в 2020 году ведется дело о банкротстве.
  10. Несовершеннолетние граждане, в отношении которых был оформлен запрет на выезд со стороны одного из родителей, опекуна, попечителя или представителей органов опеки.

Как узнать, есть ли запрет на выезд за границу для россиян: видеоинструкция

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей
  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 250дсп утверждена Инструкция об организации выезда из Российской Федерации военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующей Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к секретным сведениям, а также не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2011 г. заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 5, 157 Инструкции в части возложения на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, обязанности по получению разрешения соответствующих должностных лиц на выезд из Российской Федерации по частным делам.

Читайте также  Где можно получить бесплатное образование за границей?

При вынесении решения суд исходил из следующего.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (часть 2 статьи 27); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным этим Федеральным законом.

Так, в силу подпункта 1 статьи 15 названного Федерального закона право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено при допуске его к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, если он заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с данным Федеральным законом.

Кроме этого, статьей 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 24 Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Одним из таких ограничений является ограничение права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

По смыслу приведенных норм, право на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено для лиц, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, а также для военнослужащих.

Инструкцией предусмотрено, что военнослужащие (лица гражданского персонала) для получения разрешения на выезд за границу по частным делам обращаются по подчиненности с рапортом (заявлением). Военнослужащие (лица гражданского персонала), осведомленные в секретных сведениях или не осведомленные в сведениях составляющих государственную тайну, при положительном рассмотрении рапорта (заявления) соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил, указанными в пункте 5 Инструкции, в установленном порядке выезжают за границу (пункт 157); решение о выезде из Российской Федерации военнослужащих (лиц гражданского персонала) в каждом конкретном случае принимается должностными лицами, указанными в подпункте «б» пункта 5 Инструкции, в отношении подчиненных им военнослужащих (лиц гражданского персонала), осведомленных в секретных сведениях или не осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, выезжающих за границу по частным делам (абзац второй подпункта «в» пункта 5).

Таким образом, оспариваемыми положениями Инструкции установлен разрешительный порядок выезда за пределы территории Российской Федерации не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала, в т.ч. осведомленных в секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленные в сведениях, составляющих государственную тайну, что не соответствует статьям 15, 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ и ограничивает право этой категории граждан на выезд из Российской Федерации.

Между тем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 декабря 2011 г. решение оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения (Дело № ГКПИ11-1392, КАС11-732).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Правила выезда госслужащих за границу

Несколько лет назад право проводить отпуск так, как хочется, было у подавляющего большинства граждан России. Сейчас ситуация изменилась. Например, сотрудники МВД, имеют право отдыхать за границей, но только в определенных странах .

Тонкий вопрос

В 2015 году документ, предполагающий запрет выезжать за границу лицам на государственной службе, наделал много шума. Впоследствии выяснилось, что это была просто рекомендация.

В 2021 году запрет на отдых во многих привлекательных для российских туристов странах официально носит рекомендательный характер.

Некоторые депутаты предлагают наложить санкции и на себя. Заодно под запрет на выезд за границу могут попасть некоторые высокопоставленные чиновники. Коснётся ли это лиц, осуществляющих дипломатическую деятельность, пока неясно.

Невыясненным остается вопрос контроля документов госслужащих. У сенаторов и депутатов есть общегражданские и дипломатические заграничные паспорта. Первые сдают в отдел кадров. Вопрос дипломатических паспортов всё ещё активно обсуждается. Пока он не решён, крупных чиновников в правах не ограничивают.

Ограничения при выезде за рубеж

Что послужило причиной

Некоторые категории госслужащих не имеют права на посещение всех европейских и многих восточно-азиатских стран. Путешествовать можно по СНГ, что многими чиновниками, привыкшим к престижным курортам, воспринимается как насмешка.

Официально причин запрета три:

  1. Многие крупные сотрудники госструктуры в 2021 году попали в санкционный список США. Если они окажутся на территории недружественного государства, где осуществляют деятельность сотрудники США, им может грозить опасность.
  2. Чиновники полагают, что народ, по которому антироссийские санкции ударили больнее всего, едва ли поддержит чиновников, если они будут отдыхать за границей. По словам депутата «Единой России» В. Володацкого, служащие муниципальных и государственных органов всегда должны находиться в зоне доступа.Это необходимо на случай форс-мажорных обстоятельств.
  3. Угроза терактов.

Неофициальная причина – желание государства развивать отечественные курорты. Некоторые из них могут соперничать с турецкими и египетскими, другим ещё только предстоит «встать на ноги».

Пляжный отдых в Сочи

Кто подпадает под запрет

Парламентарии полагают, что запрет на выезд за границу будет актуален для:

  1. Сотрудников кремлёвской администрации.
  2. Служащих Федеральных ведомств.
  3. Сотрудников местных властных структур.
  4. Сотрудников региональных законодательных органов.
  5. Сотрудников Федеральных законодательных органов.
  6. Сотрудников МВД РФ.
  7. Судей (мировых судей это может не коснуться).

Обычно государственных служащих своевременно уведомляют об изменениях в законодательстве. Если этого не произошло, человек должен поинтересоваться вопросом самостоятельно. Подробная информация о том, как это сделать, размещена на официальном сайте каждого ведомства. Можно обратиться с запросом в кадровое подразделение.

Важные обстоятельства

Запрет на выезд за границу актуален для сотрудников государственной структуры в следующих случаях:

  1. Работа служащего связана с доступом к государственной тайне.
  2. Гражданин служит в ФСБ или уволился оттуда недавно.
  3. Гражданин проходит военную или альтернативную службу.

Доступ к государственной тайне

Основной критерий – степень секретности информации. Если человек работает с просто «секретной» документацией, то ограничение на него не распространяется. Если документы определяются как «особо важные» или «совершенно секретные», то возможность выезжать в зарубежные страны у человека появится только через 5 лет после увольнения.

Сотрудник может иметь доступ к данным любой степени секретности. Но далеко не факт, что он знаком с этими документами. Для посещения европейской страны такой госслужащий обязуется предъявить специфический допуск. Ограничение может быть снято только после тщательной проверки документов, с которыми работает человек.

Прохождение военной службы

Некоторые права ограничены у россиян на военной или альтернативной службе. Запрет на выезд за границу действует в течение всего срока службы. Исключения касаются тех, кто служит по контракту. Вопрос может быть решён в пользу служащего при наличии разрешительной справки от командующего.

Информация для сотрудников ФСБ

Выезд за границу запрещён сотрудникам Федеральной службы безопасности. Разрешить покинуть страну работнику ФСБ может только вышестоящее руководство после тщательной проверки.

Этот момент обычно прописывают в контракте, который заключают при приёме на работу. При серьёзной необходимости посетить иностранное государство пишут заявление по установленной форме. Составить его рекомендуется за 3 месяца до предполагаемой поездки.

Разрешение на поездку часто выдают при необходимости лечения за границей самого сотрудника ФСБ или кого-либо из его родственников или для присутствия на похоронах.

16 декабря 2019 года вступил в силу Федеральный Закон 433, вносящий изменения в ФЗ-114 “О порядке выезда и въезда в РФ”, о чём было сообщено на официальном сайте правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912160063. Теперь бывшие сотрудники Федеральной Службы Безопасности лишены права выезда за рубеж в течение 5 лет после увольнения.

Образец удостоверения сотрудника ФСБ России

Возможное снятие запрета

Каждый имеет право на срочное снятие запрета на посещение иностранных государств. Для этого нужны серьезные причины. Например, необходимость срочного лечения, которое невозможно в России. Госслужащий может выехать из РФ для решения деловых проблем. Все случаи рассматривают индивидуально.

Решение выносит начальство. Если результат не устраивает госслужащего, можно его обжаловать. Для этого нужно обратиться с письменной жалобой в вышестоящий орган. Если будут предоставлены документы, подтверждающие необходимость поездки, решение будет приято в пользу сотрудника.

Какие страны разрешено посещать в 2021 году

Список зарубежных стран, в которых сотрудники МВД и силовики могут отдыхать в 2021 году:

  • Азербайджан;
  • Абхазия;
  • Армения;
  • Беларусь;
  • Вьетнам;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Куба;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Туркменистан;
  • Турция;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия.

Раньше для сотрудников МВД было открыто 13 стран, 14 июня 2019 года в этот список добавились Турция и Таиланд.

Вопрос заграничного паспорта

При запрете на выезд за границу заграничный паспорт служащего подлежит сдаче в кадровое подразделение службы.

Чиновники против

Год назад уже была попытка запретить государственным служащим выезжать за границу. Тогда эту меру объясняли существованием реальной проблемы обесценивания рубля. Но это не остановило крупных чиновников, привыкших проводить рождественские праздники на дорогих курортах.

Читайте также  Как правильно пересекать границу с двойным гражданством?

Статистика количества чиновников в РФ

Сейчас ситуация с рублём выглядит ещё более плачевно. Но в качестве основного аргумента для объяснения актуальности запрета этот факт не используют.

То, что многие чиновники имеют возможность в кризисное для страны время ездить за границу, большинством людей воспринимается болезненно. Недавно общественность порицала А. Рявкина, губернатора Орловской области. Крупный чиновник без всякого стеснения обнародовал снимки, на которых он наслаждался деликатесами в Чехии. Учитывая то, что все эти продукты находятся под санкциями, многие восприняли фото как личное оскорбление.

Вопрос прав человека

Некоторые россияне считают запрет на посещение Европы нарушением прав. По мнению идеологов запрета, он не вступает в конфликт с положениями основного закона РФ. Во главе угла, как считают парламентарии, должна быть безопасность страны, а не личные предпочтения.

Окончательное решение

Такой сложный вопрос, как запрет на посещение иностранных государств, не может быть рассмотрен быстро. Сейчас парламентарии, рассмотрев проблему чиновничьего туризма со всех сторон, ещё не готовы вынести окончательное решение.

Российская Государственная дума

Чиновникам только «не рекомендуют» ездить за границу. Пока решение принимает только сам госслужащий. По мнению многих парламентариев, запрет только усугубит ситуацию. Госслужащие будут просто искать возможность обойти его.

Выезд в зарубежные страны может быть закрыт, если есть крупные неоплаченные долги. Поэтому всем категориям граждан стоит заранее узнать онлайн, разрешён ли им выезд за границу.

Видео: запрет на выезд за рубеж российским силовикам

Теории нормоконтроля в деле о запрете выезда полицейским за границу // К определению по делу Лужных

В новостях проскочило, что верховный суд рассмотрел жалобу уволенного (за то, что без разрешения начальства уехал за границу) полицейского на приказ МВД, которым ограничено право личного состава органов внутрених дел выезжать в недружественные (как их понимают в МВД) к России страны.

Речь идет о приказе 705дсп от 2013 (который предназначен для служебного пользования, и потому не доступен в правовых базах), в п. 1.1 которого (насколько можно судить по цитате этого акта в различных судебных решениях) предусмотривает невозможность свободного выезда сотрудника органов внутренних дел за границу (нужно заранее подавать рапорт и получать РАЗРЕШЕНИЕ на выезд).

Довольно циничный пересказ этого решения МВД может быть обнаружен в одном судебном акте (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2018 по делу № 33-1693/2018):

Пунктом 1.1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что решение о выезде за пределы Российской Федерации по частным выездам принимается на основании рапорта (заявления) сотрудника органов внутренних дел, федерального гражданского служащего и работника системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором указывается страна (страны), планируемая (планируемые) для посещения, и предполагаемые адреса места пребывания в ней (них).

Указанное решение Министерства внутренних дел Российской Федерации было вызвано осложнением международной обстановки, участившимися случаями в ряде зарубежных стран противоправных действий в отношении сотрудников органов безопасности и внутренних дел, что не оспаривалось сторонами.

Кроме того, письмом от 9 февраля 2017 года N 2122 «Об отдельных вопросах выезда за пределы Российской Федерации» руководитель УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу довел до сведения руководителей структурных подразделений УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о случаях выезда сотрудников, работников, федеральных государственных гражданских служащих, не имеющих доступа к государственной тайне за пределы Российской Федерации без уведомления руководителя органа внутренних дел; со ссылкой на пункт 1.1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп рекомендовал сотрудникам воздержаться от выезда за пределы Российской Федерации по частным вопросам до особого распоряжения, независимо от наличия (отсутствия) допуска к государственной тайне (л.д. 32).

Насколько я знаю эту историю, у примерно 4 млн сотрудников МВД, Минобороны, ФСИН и проч. добрых органов фактически отобрали право выбирать место отдыха (либо даже изъяли заграничные паспорта) и запретили ездить на отдых в любые страны, кроме прямо предписанных 13 стран.

К ним относятся: Азербайджан, Абхазия, Армения, Беларусь, Вьетнам, Казахстан, Киргизия, Китай, Куба, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Южная Осетия. В эти «добрые» страны ездить можно. Во все остальные — фактически нельзя, так как соответствующий рапорт, который должен подать сотрудник, начальство просто не согласует.

И вот против всего этого мракобесия и выступил М.Ю. Лужных, который нарушил положения приказа 705дсп, ездил в какую-то «недобрую» страну, его изобличили и уволили. М.Ю. Лужных оспаривает в верховном суде России этот приказ. И предсказуемо проигрывает.

Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу напомнить, что в сфере нормоконтроля существует два основных подхода к тому, что должен делать суд при рассмотрении споров о признании недействующими нормативных актов:

1) при осуществлении нормоконтроля суды ограничиваются лишь проверкой того, был ли акт издан в соответствии с компетенцией государственного органа, не противоречит ли он акту бОльшей юридической силы и соблюдена ли процедура издания акта;

2) при осуществлении нормоконтроля суды проверяют не только компетенцию и процедуру, а также соответствие актам вышестоящим в иерархии правовых актов, но и могут оценивать целесообразность того или иного правового решения, даже если оно формально укладывается в рамки допустимого (с точки зрения более значимого по юридической силе регулирования).

Я полагаю, что подлинный нормоконтроль в правопорядке, в котором действует принцип сдержек и противовесов, а суд признается самостоятельной ВЛАСТЬЮ, может осуществляться только в рамках второго подхода.

Аргумент о том, что судья, мол, не чиновник (управленец) и ему не ведомы какие-то конкретные нужды, вызвавшие принятие того или иного решения, я не считаю убедительным.

Прекрасное качество гражданского процесса — состязательность — как раз и поможет выявить, какое управлеченское решение могло бы быть лучшим: то, что принято чиновниками, или то, которое предлагают лица, оспаривающие решение государственного органа.

Приведу такой пример.

Допустим, принят правовой акт (правила землепользования и застройки), в соответствии с которым государственный орган предполагает допустить строительство неких зданий (например, церквей) в пределах границ некоторой территории (например, занятой парками, скверами и зонами рекреации.

Горожане против, они не хотят церкви, они хотят парки и скверы. Они оспаривают акт в суде. При первом подходе суд скажет: компетенция при издании акта соблюдена (госорган может принимать соответствующие решения), процедура соблюдена (все формальные стадии подготовки такого акты выполнены), именем Российской Федерации — отказать.

При втором подходе суд скажет: так, давайте разбираться. А точно ли нам нужны здесь церкви? Горожане доказывают, что по соседству уже есть четыре храма, что они бОльшую часть времени пустуют, опросы показывают, что верующих, которые следует обрядам и ходят в церковь хотя бы еженедельно очень мало и имеющихся церквей достаточно. И тогда на основе такого состязания суд говорит: меня не убедили, что так делать правильно, да, формально все соблюдено, но это не соответствует здравому смыслу и интересам общества. Поэтому именем Российкой Федерации — акт признать недействующим.

Риторический вопрос: в каком из случаев суд действительно является СУДОМ (то есть, ВЛАСТЬЮ), а в каком — он просто «оформитель», «подмахиватель» решений администрации? Ответ, в общем-то, очевиден.

Но возвращаемся к нашим полицейским, вынужденным принимать солнечные ванные на курортах Краснодарского края и Крыма, а не в Испании, Хорватии или Турции.

(Кстати, злые языки говорили, что 705дсп был в том числе, вызван желанием наводнить деньгами эти российские курорты, в которые в целом платежеспособные 4 млн туристов (а «siloviki», как все знают из последних новостей хотя бы про миллиарды сотрудников ФСБ, полицейского Захарченко и проч.) должны были поехать вместо «вражеских заграниц». Но, справедливости ради, надо заметить, что в 2013 году (год появления 705дсп) Крым еще был, что называется, «не наш»).

Как я уже писал, верховный суд отказал бывшему полицейскому Лужных.

Основания для отказа довольно простые и по своему незатейливые в их безыскусности:

1) Приказ издан в соответствии с полномочиями, предоставленными МВД России статьей 19 Федерального закона № 114-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба», подпунктом 50 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 (утратило силу с 21 декабря 2016 г.), и определяет порядок проведения мероприятий, связанных с выездом из Российской Федерации сотрудников органов внутренних дел и гражданских служащих.

2) Процедура издания и введения в действие Приказа соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009. Приказ является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, имеет гриф «для служебного пользования», содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью, поэтому его официальное опубликование в установленном порядке не требуется

Вот и вся недолга! Аккурат в рамках первого подхода к нормоконтролю (при котором — суд это не ВЛАСТЬ, а так себе, придаток к могущественной администрации). Кстати, именно этот самый первый подход к нормоконтролю был недавно заложен в пост. пленума верх.суда № 50 (п. 28).

Причем дальше верховный суд пытается как-то невнятно рассуждать о том, что ограничения на выезд из Российской Федерации для лиц, ИМЕЮЩИХ доступ к государственной тайне, могут быть установлены в соответствии с положениями федеральных законов. Это действительно так, закон допускает некоторые ограничения на выезд для лиц, допущенных в гостайне (это, конечно, почти всегда глупость, так как начальный уровень допуска к гостайне имеют даже слесари на оборонных заводах), но в 2012 году верховный суд и эти ограничения признал законными.

Читайте также  Можно ли пересекать границу в 16 лет без родителей?

Самое поразительное в деле бывшего полицейского Лужных, так это то, что он НИКОГДА НЕ ИМЕЛ допуска к гостайне, но приказ 705дсп ограничил возможность свободного выезда и ему тоже! Увы, текст этого приказа не доступен, но, как я уже написал, из цитат этого замечательного документа явно следует, что он распространяется на весь личный состав МВД, а не только на допущенных к гостайне.

И что делает верховный суд, которому в руки просто сам идет аргумент даже не о НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ такого ограничения, а о его НЕЗАКОННОСТИ в силу непропорциональности ограничения прав таких находящихся на службе у государства лиц как полицейские? Он говорит: аргумент о том, что приказ 705дпс применяется и не к носителям гостайны отклонить, так как из преамбулы приказа это не следует. Я так понимаю, что верховный суд просто отказался назвать черное черным и затронуть ведомственные интересы полиции.

Крайне осторожное высказывание судей вс о том, что приказ 705дсп надо понимать в нормативном единстве и исходить из того, что министр Колокольцев хотел лишь выезд ограничить тем, у кого есть доступ к гостайне, я уверен, будет поднято полицейскими чинами на смех.

Конечно же, верховный суд должен был прямо признать приказ недействующим в отношении НЕносителей гостайны по той причине, что он несоразмерно ограничивает права всех сотрудников органов внутренних дел без особой на то причины. То, что делопроизводитель из Ямало-Ненецкого УВД поедет на 10 дней в Турцию, величия и неуязвимости нашей Родины не поколебнет ни на йоту. Нет никаких правовых резонов держать в узде 4 млн человек, просто потому что так захотела парочка министров.

Но это возможно было бы если бы верховный суд действительно захотел сделаться бы подлинным органом нормоконтроля. Он, увы, пока этого явно не хочет. В конце концов, его есть еще с кем объединять, а там мало ли как спецквалкомиссия на подобную смелость посмотрит.

Как в 2021 году выехать за границу с долгами: допустимая сумма

Многие граждане планируют свой отпуск за пределами Российской Федерации, для некоторых посещение другой страны связано с командировкой, кто-то едет туда на лечение. Как правило, такие люди перед поездкой проверяют наличие задолженности на сайте службы судебных приставов (ФСПП). Однако далеко не все знают, что выезд за границу с долгами всё-таки возможен.

Оптимальным вариантом проверки открытых исполнительных производств, как мы уже сказали, является база ФСПП. Тут достаточно просто внести фамилию, имя и отчество, а также дату рождения. После чего система выдаст результат. Если ничего не найдено, значит, всё в порядке на данный момент.

Поехать на отдых или по другим делам можно, даже если сумма задолженности может превышать тридцать тысяч рублей. Здесь вам не нужно заранее продумывать план по бегству из страны другими путями.

Как выехать за границу с долгами? С каким долгом не выпускают за границу? Всё это мы подробно разберём в данном материале.

С какими задолженностями можно покинуть пределы Российской Федерации?

Сумма для выезда за границу с долгами в 2019 году не должна превышать тридцати тысяч рублей. В 2021 году она пока такая же. Данная норма была введена в 2017 году, до этого она была в три раза меньше. Получается, что запрет на выезд за рубеж касается не только злостных неплательщиков. Такой вид ограничений может наложить только сотрудник службы исполнения по постановлению судебного учреждения.

Данный процесс довольно длительный по времени. От момента вынесения решения судебной инстанцией до возбуждения исполнительного производства может пройти до двух месяцев. При этом неплательщику отводится десять дней для обжалования вердикта суда.

Если же постановление осталось в силе, то у гражданина всё равно в запасе имеется два месяца для добровольного погашения долговых обязательств. В этот промежуток времени можно спокойно уезжать из страны.

Поэтому далеко не факт, что сотрудник ФСПП может вынести такое решение, и вы можете не попасть в список невыездных лиц пограничной службы. Однако окончательно об этом должник может узнать только на пограничном контроле. И если такое обнаружится, то полёт в отпуск не состоится. К тому же денежные средства за приобретённый тур не подлежат возврату, они сгорят. Вся эта ответственность ложится на плечи неплательщика.

Итак, можно ли с долгами выехать за границу? Можно, но только в следующих случаях:

  • Если совокупная сумма задолженности не превышает тридцати тысяч рублей.
  • Если задолженность не подтверждена постановлением судебной инстанции.
  • Если решение судебного учреждения ещё не вступило в законную силу.
  • Если сотрудники ФСПП не возбудили принудительное исполнительное производство.
  • Если неплательщик предпринял шаги по рассрочке или частичному погашению долговых обязательств. В этом случае должно быть вынесено частное постановление суда.

За что не выпустят из страны?

Ограничить права на свободное передвижение гражданина можно только по постановлению судебного учреждения. Очень часто должники не получают на руки решение суда из-за ошибок почты. В этом случае об этом можно узнать на официальном сайте службы судебных приставов (ФСПП): fssprus.ru/iss/ip

Портал предоставляет информацию на безвозмездной основе. Пользоваться сервисом очень легко и просто, достаточно лишь ввести минимальные сведения о себе: фамилию, имя и отчество, дату и год рождения, а также регион проживания. По итогу поиска сервис выдаст результат.
Сведения выводятся только по тому виду задолженности, по которой открыто исполнительное производство:

  • Задолженность по налогам.
  • Долги за пользование коммунальными услугами.
  • Штрафы за нарушение правил дорожного движения.
  • Алиментным платежам.
  • Частным займам.
  • Выплатам по ссуде, включая поручительство по кредитам третьих лиц.
  • Задолженность судебным приставам.

Запрет за покидание границы возможен в случае, если совокупная сумма задолженности превышает тридцать тысяч рублей. Сюда могут быть включены различные штрафы по налоговым сборам, иным обязательным платежам, долги за коммуналку и прочее. Иными словами, если сумма перешагнула четвёртый десяток, то можно начинать беспокоиться.
Однако только лишь возбуждённое исполнительное производство на основании постановления суда может стать основанием на ограничение свободы передвижения.

Как выехать из России с долгами по кредиту, налогам и квартплате?

Существет несколько вариантов выезда за рубеж из Российской Федерации. Одни из которых являются законными, а вторые — хитроумными для злостных неплательщиков.
Мы рассмотрим правомерные способы выезда за границу:

  1. Оптимальным вариантом здесь является погашение всех задолженностей. Если у вас действительно имеются обязательства, то, несомненно, их закрытие откроет границу для путешествий и командировок. Однако учтите, что процедура займёт около двух недель, а то и больше. Вы вносите сумму, пристав-исполнитель убеждается в том, что она внесена в полном объёме на соответствующий расчётный счёт. Далее он начинает готовить постановление о снятии ограничений на выезд из страны. Итогом будет исключение должника из базы данных пограничной службы.
  2. Злостный неплательщик может покинуть пределы Российской Федерации, но при условии, что он едет за границу на лечение по специальной срочной квоте.
  3. Способ, длительный по времени, если задолженность большая, а денежных средств не хватает. В этом случае неплательщик подготавливает обращение в судебное учреждение для прошения реструктуризации задолженности. Здесь можно частично закрыть долговые обязательства, а сотрудники службы исполнения откроют границу для выезда из страны. Точные сроки решения проблемы здесь не уточняются, так как каждый случай индивидуален. Всё будет зависеть от скорости работы судебной инстанции и работников ФСПП.
  4. Законный вариант, но хитроумный. Ограничение на свободу передвижения действует в течение шести месяцев. После чего судья снова должен издать соответствующее постановление, а пристав-исполнитель — открыть исполнительное производство. Получается, что здесь образуется своеобразное «окно» для спокойного выезда за рубеж. Однако иногда должнику приходится доказывать, что запрет неправомерен, если пограничная служба не удалила его из списка злостных неплательщиков.

Можно ли снять запрет быстрее после погашения обязательств?

Даже если должник в здании аэропорта захочет погасить все долги сразу, дабы не потерять дни отпуска, то ему всё равно придётся пройти через длительную процедуру снятия запрета.

Чтобы ускорить процесс снятия ограничений, рекомендуем подойти в отделение службы исполнения к сотруднику, который лично ведёт ваше производство.

Регламент действий здесь такой:

  1. Передаёте работнику квитанцию об уплате задолженности.
  2. Далее он издаёт приказ о снятии запрета на свободу передвижения. Документ должен быть заверен подписью и гербовой печатью.
  3. Затем необходимо уточнить сроки передачи постановления в пограничную службу.
  4. Ожидание результата, предварительно отсчитав две недели с момента издания приказа.

Практика такова, что минимальные сроки решения проблемы составляют десять дней. Раньше этого времени улететь за рубеж не представляется возможным.

Как уехать за границу с долгами через страны Таможенного Союза?

Менталитет граждан России позволяет им находить выходы из любой ситуации. Это же касается и выезда за рубеж. Они стараются находить объездные пути, где отсутствует пограничный контроль на въезде, а на выезде отсутствует доступ к спискам спецслужб Российской Федерации.
На данный момент есть два проверенных способа покинуть пределы страны:

  1. Через Белоруссию (западное направление).
  2. Через Казахстан (восточное направление).

Данные способы правомерные, ничего криминального в них нет. Пограничники этих транзитных стран проверяют личность гражданина только на наличие причастности к международному розыску. Долги граждан их интересуют меньше всего.

Максимальный порог задолженности не должен превышать тридцати тысяч рублей.

Поездка через Белоруссию

В данную страну можно попасть следующими способами:

  • На автомобиле (автобусе) по международной трассе М1.
  • На поезде, следуя до Бреста. В аэропорту необходимо пройти пограничный контроль.
  • На самолёте до Минска. Отсюда можно улететь в любое направление.